Психодиагностика группы
Психодиагностика коллектива производится с целью оценки особенностей межличностных отношений в подчиненных группах для выявления неформальных лидеров, их направленности, социального статуса каждого сотрудника, уровня аторитетности руководства, определения аутсайдеров, возможных предконфликтных ситуаций и др.
В этих целях обычно используются различные модификации социометрических, референтометрических и подобного рода методик, а также методики ЦТО*, семантический или личностный дифференциал, личностной идентификации, репертуарные решетки Дж. Келли, рисуночные тесты и др.
Рассмотрим пример психодиагностики межличностных отношений в коллективе фирмы N.
Социально-психологический анализ
межличностных отношений в фирме N
В качестве стимульного материала использовались следующие методики: социометрия, ЦТО, адаптированный вариант репертуарных решеток Дж. Келли, графический тест К. Коха, методика CFIT, наблюдение и диагностическая беседа.
СОЦИАМЕТРИЧЕСКАЯ АНКЕТА
Инструкция
Уважаемый коллега!
У Вас, наверное, есть друзья и приятели в нашей фирме. С кем-то Вы очень дружны, а с кем-то не очень. Одни Вам доверяют и Вы им тоже, а с другими у Вас нет доверительного контакта. С кем-то Вам приятно разговаривать и делиться своими секретами, а с кем-то нет.
Обо всем этом мы с Вами сейчас и поговорим. Разговор будет проходить при помощи листа бумаги, который лежит перед Вами.
Лист подписывать не надо, нас интересует общее мнение всего коллектива, которое складывается из правдивых ответов каждого сотрудника. Отвечайте по возможности правдиво!
Внимательно прочитайте вопрос. Ваш ответ будет заключаться в том, чтобы после вопроса вписать фамилию сотрудника Вашего отдела (фирмы).
1. Как Вы считаете, кто в отделе пользуется самым большим уважением? __________________________________________________________________
2. С кем из отдела Вам приятно совместно работать?_____________________
3. С кем из отдела Вы можете поделиться секретом или обсудить личные проблемы? _______________________________________________________
4. Кого из отдела Вы охотно пригласили бы к себе в гости?__________________________________________________________________
5. К кому из отдела Вы могли бы обратиться с просьбой помочь Вам в сложной ситуации?_____________________________________________
6. Как Вы думаете, кто из отдела Вам поможет в трудную минуту, даже если это для него будет тоже очень затруднительно?______________________________
7. С кем из отдела Вы не хотели бы иметь ничего общего?_______________
8. Кто из руководителей фирмы (отдела) Вам нравится больше других? __________________________________________________________________
Спасибо за работу! Желаем удачи!
- Введение
- Глава 1 История и методология психодиагностического исследования
- 1.1. История развития
- 1.2. Предмет и место психодиагностики в системе психологических наук
- С включением психодиагностического измерения
- Основные методы психологических исследований и их варианты
- Классификация психодиагностических методик на базе комплексного предметно-технологического подхода
- Глава 2 Психометрические аспекты разработки, адаптации и использования тестов
- 2.1. Понятие о психологическом измерении
- Виды измерения**
- Уровни измерения
- Непараметрические шкалы
- Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий
- Профессии значимо сопряжены — подобны.
- Параметрические шкалы
- 2.2. Применение статистических методов в психологических измерениях
- Распределение эмпирических данных
- Распределение Гаусса
- Относительно теоретической кривой (распределение Гаусса)
- Эмпирические данные, полученные в результате исследования
- Применение непараметрической и параметрической статистики при обработке эмпирических данных**
- Частотное распределение психографических признаков по группам акцентуаций характера
- Вывод: успешность деятельности операторов определяется их уровнем интеллекта, измеренном в iq.
- Квантили t-распределения Стъюдента для доверительной вероятности
- Тестовые (сырые) показатели методики сад
- 2.3. Стандартизация тестовых показателей
- Глава 3 Тестология
- 3.1. Классификация психологических тестов
- Класс: Объективные методики. Измерение результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности Подкласс: Тесты личности (особенности интеллекта)
- Подкласс: Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта) Тесты способностей:
- Тесты достижений:
- Критериально-ориентировочные тесты:
- Класс: Субъективные методики. Измерение на основе информации,
- Данной испытуемым о себе
- Подкласс: Личностные и специальные опросники
- Характерологические и клинические опросники:
- Мотивационные опросники:
- Опросники оценки эмоционально-волевых качеств:
- Опросники оценки коммуникативных качеств:
- Подкласс: Конструктивные проективные методики
- Подкласс: Интерпретационные проективные методики
- Подкласс: Катартические проективные методики
- Подкласс: Экспрессивные проективные методики
- Подкласс: Импрессивные проективные методики
- Подкласс: Аддитивные проективные методики
- Подкласс: Семантические проективные методики
- 3.2. Требования к разработчикам и пользователям тестов*
- Требования к психодиагностическим методикам
- Требования к пользователям:
- 3.3. Проблемы объективности психодиагностической информации
- Валидность тестов
- Надежность тестов*
- 3.4. Разработка, адаптация и использование психодиагностических методик (тестов)
- Разработка и адаптация
- Интеллектуального теста-технологии сад
- Экспериментально-теоретическое обоснование
- Технологии сад
- Примерная инструкция к субтесту "ст"(первое задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Примерная инструкция к субтесту «сам» (второе задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Регистрационный бланк сад
- Величина коэффициентов надежности (Rхх) тпа-сад
- Содержание и психологическая интерпретация комплексных критериев семантического анализа понятийно-смысловой структуры
- Оценка распределения эмпирических данных методики сад
- Величина показателей методики сад по критерию обч
- Количественная и качественная характеристика первоначальной экспериментальной выборки
- Характеристики экспериментальных групп по результатам тпа-сад
- Характеристики экспериментальных групп по структуре стратегий мышления по результатам тпа-сад (% совпадения)
- Данные расчета критерия согласия Пирсона (χ2) между показателями тпа-сад при перекрестной валидизации
- Разработка и адаптация семантического дифференциала "божественного откровения" (сдо)
- Расчет весового балла дифференцирующих понятий относительно «смысловых терминов-полюсов»
- Регистрационный бланк Фамилия и.О.__________________Подразделение________________
- Разработка психодиагностической батареи тестов в целях профотбора
- Б) Процедура тестирования.
- По количеству правильных ответов испытуемого
- Результатов расчета производительности испытуемого при выполнении теста**
- По положительным и отрицательным значениям
- По положительным оценкам (Объем экспериментальной выборки 8 тыс. Человек)
- Описание смыслового значения факторов
- Эмпирические данные
- 3.5. Процедура психологического обследования
- Инструктирование испытуемых перед началом и в ходе тестирования*
- 3.6. Психодиагностика индивида и группы* Индивидуальная психодиагностика
- Индивидуальная карта психологического сопровождения
- Определение коэффициента интеллекта (iq)
- Графический тест к. Коха
- Тест цветовых выборов
- 4. Психографологический анализ
- 5. Тест mmpi (модификация)
- Семантический дифференциал
- Результаты обследования сотрудника
- Психодиагностика группы
- Отчет о проведенном исследовании межличностных отношений в фирме "х"
- Рейтинговые социально-психологические показатели
- Глава 4
- 4.2 Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований
- Индивидуальные особенности активных пользователей
- Проблемы развития прикладных психологических исследований с использованием компьютеров
- Классификация автоматизированных средств психодиагностики
- Заключение
- Контрольные вопросы по курсу «Основы психодиагностики»
- Литература