Расчет весового балла дифференцирующих понятий относительно «смысловых терминов-полюсов»
Пары исследуемых понятий-стимулов
| Рассчитанный весовой балл | ||
Левое понятие | Правое понятие | ||
Зло | Добро | 0.93 | 0.88 |
Хаос | Космос | 0.8 | 0.4 |
Беспорядок | Порядок | 0.8 | 0.7 |
Ложь | Истина | 0.8 | 0.8 |
Низведение | Возвышение | 0.6 | 0.7 |
Исподь | Земля | 0.4 | 0.7 |
Безобразное | Прекрасное | 0.8 | 0.9 |
Низь | Вершь | 0.3 | 0.4 |
Голыдьба | Раздолье | 0.6 | 0.6 |
Падь | Гора | 0.4 | 0.5 |
ТЬМА | СВЕТ | 0.7 | 0.7 |
Ник | Пик | 0.3 | 0.5 |
Глубь | Высь | 0.4 | 0.4 |
Бездна | Небо | 0.6 | 0.6 |
Плохо | Хорошо | 0.8 | 0.8 |
Дополнительные пары понятий | |||
Минус | Плюс | 0.6 | 0.7 |
Горе | Радость | 0.5 | 0.5 |
Конец | Начало | 0.5 | 0.5 |
Первая плоскость — положение (П) — характеризуется оценкой пространственного положения исследуемого объекта в системе ценностей "Откровения": глубь — высь, исподь — земля, ник — пик, низь — вершь, бездна — небо, падь — гора. Среднее значение весового балла по группе П составило 0.46.
Второй аспект — качество (К) понятия — характеризуется оценкой слова как семантической единицы в системе ценностей "Откровения": хаос — космос, беспорядок — порядок, минус — плюс, тьма — свет, низведение — возвышение, голыдьба — раздолье. Среднее значение весового балла по группе К составило 0.66.
Третий аспект — эмоциональная оценка или чувства (Ч) — характеризуется как оценка чувства, которое возникает в ходе анализа объекта в соотношении с дифференцирующими понятиями: безобразное — прекрасное, ложь — истина, зло — добро, плохо — хорошо, конец — начало, горе — радость. Среднее значение весового балла по группе Ч составило 0.74.
Каждая оценочная плоскость представляет собой ось координат. При помощи трех координатных осей (П, К и Ч) исследуемый объект сориентирован в семантическом трехмерном пространстве "Откровения". Человек, исследуя какой-либо объект (понятие, образ, предмет, символ и т. д.), оценивает его в соответствии с данными шкалами (П, К, Ч) и тем самым ориентирует точку, соответствующую данной оценке, в объективно существующем семантическом поле. Отношение нескольких объектов друг к другу определяется степенью их семантической близости (CDO), которая рассчитывается по формуле:
C DO = √ (П1 — П2)2 + (К1 — К2)2 + (Ч1 — Ч2)2, [36]
где CDO — семантический дифференциал "Откровения", показывающий смысловую близость исследуемых понятий между собой;
П1, П2 — координаты по оси П первой и второй точек;
К1, К2 — координаты по оси К первой и второй точек;
Ч1, Ч2 — координаты по оси Ч первой и второй точек.
в) Оценка надежности и валидности СДО.
Шкалы СДО и СД применялись совместно в единой системе для оценки надежности и эмпирической валидности СДО (нечетная пара — СД, четная — СДО). Совпадение СД и СДО при оценке семантической близости исследуемых понятий на одной и той же выборке испытуемых (165 человек) показало, что эмоциональная и интеллектуальная характеристики семантического пространства испытуемых хотя и тесно связаны между собой, но не идентичны. Коэффициент корреляции Пирсона составил 0,4 (p≤0.05).
Параллельное тестирование испытуемых при помощи интеллектуальных тестов (оценка IQ, методика Равена, тест C.F.2A, САД) выявило значимую связь СДО и показателей интеллектуальных тестов на уровне p≤0.03, что подтверждает гипотезу о возможности оценки содержательной характеристики личностного смысла при помощи СДО.
В заключение следует отметить, что разработанный метод СДО может применяться как самостоятельно, так и совместно с СД для определения содержания индивидуального семантического пространства испытуемых в целях оценки мотивации профессиональной деятельности. Регистрационный бланк СДО представлен на рисунке 12.
- Введение
- Глава 1 История и методология психодиагностического исследования
- 1.1. История развития
- 1.2. Предмет и место психодиагностики в системе психологических наук
- С включением психодиагностического измерения
- Основные методы психологических исследований и их варианты
- Классификация психодиагностических методик на базе комплексного предметно-технологического подхода
- Глава 2 Психометрические аспекты разработки, адаптации и использования тестов
- 2.1. Понятие о психологическом измерении
- Виды измерения**
- Уровни измерения
- Непараметрические шкалы
- Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий
- Профессии значимо сопряжены — подобны.
- Параметрические шкалы
- 2.2. Применение статистических методов в психологических измерениях
- Распределение эмпирических данных
- Распределение Гаусса
- Относительно теоретической кривой (распределение Гаусса)
- Эмпирические данные, полученные в результате исследования
- Применение непараметрической и параметрической статистики при обработке эмпирических данных**
- Частотное распределение психографических признаков по группам акцентуаций характера
- Вывод: успешность деятельности операторов определяется их уровнем интеллекта, измеренном в iq.
- Квантили t-распределения Стъюдента для доверительной вероятности
- Тестовые (сырые) показатели методики сад
- 2.3. Стандартизация тестовых показателей
- Глава 3 Тестология
- 3.1. Классификация психологических тестов
- Класс: Объективные методики. Измерение результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности Подкласс: Тесты личности (особенности интеллекта)
- Подкласс: Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта) Тесты способностей:
- Тесты достижений:
- Критериально-ориентировочные тесты:
- Класс: Субъективные методики. Измерение на основе информации,
- Данной испытуемым о себе
- Подкласс: Личностные и специальные опросники
- Характерологические и клинические опросники:
- Мотивационные опросники:
- Опросники оценки эмоционально-волевых качеств:
- Опросники оценки коммуникативных качеств:
- Подкласс: Конструктивные проективные методики
- Подкласс: Интерпретационные проективные методики
- Подкласс: Катартические проективные методики
- Подкласс: Экспрессивные проективные методики
- Подкласс: Импрессивные проективные методики
- Подкласс: Аддитивные проективные методики
- Подкласс: Семантические проективные методики
- 3.2. Требования к разработчикам и пользователям тестов*
- Требования к психодиагностическим методикам
- Требования к пользователям:
- 3.3. Проблемы объективности психодиагностической информации
- Валидность тестов
- Надежность тестов*
- 3.4. Разработка, адаптация и использование психодиагностических методик (тестов)
- Разработка и адаптация
- Интеллектуального теста-технологии сад
- Экспериментально-теоретическое обоснование
- Технологии сад
- Примерная инструкция к субтесту "ст"(первое задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Примерная инструкция к субтесту «сам» (второе задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Регистрационный бланк сад
- Величина коэффициентов надежности (Rхх) тпа-сад
- Содержание и психологическая интерпретация комплексных критериев семантического анализа понятийно-смысловой структуры
- Оценка распределения эмпирических данных методики сад
- Величина показателей методики сад по критерию обч
- Количественная и качественная характеристика первоначальной экспериментальной выборки
- Характеристики экспериментальных групп по результатам тпа-сад
- Характеристики экспериментальных групп по структуре стратегий мышления по результатам тпа-сад (% совпадения)
- Данные расчета критерия согласия Пирсона (χ2) между показателями тпа-сад при перекрестной валидизации
- Разработка и адаптация семантического дифференциала "божественного откровения" (сдо)
- Расчет весового балла дифференцирующих понятий относительно «смысловых терминов-полюсов»
- Регистрационный бланк Фамилия и.О.__________________Подразделение________________
- Разработка психодиагностической батареи тестов в целях профотбора
- Б) Процедура тестирования.
- По количеству правильных ответов испытуемого
- Результатов расчета производительности испытуемого при выполнении теста**
- По положительным и отрицательным значениям
- По положительным оценкам (Объем экспериментальной выборки 8 тыс. Человек)
- Описание смыслового значения факторов
- Эмпирические данные
- 3.5. Процедура психологического обследования
- Инструктирование испытуемых перед началом и в ходе тестирования*
- 3.6. Психодиагностика индивида и группы* Индивидуальная психодиагностика
- Индивидуальная карта психологического сопровождения
- Определение коэффициента интеллекта (iq)
- Графический тест к. Коха
- Тест цветовых выборов
- 4. Психографологический анализ
- 5. Тест mmpi (модификация)
- Семантический дифференциал
- Результаты обследования сотрудника
- Психодиагностика группы
- Отчет о проведенном исследовании межличностных отношений в фирме "х"
- Рейтинговые социально-психологические показатели
- Глава 4
- 4.2 Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований
- Индивидуальные особенности активных пользователей
- Проблемы развития прикладных психологических исследований с использованием компьютеров
- Классификация автоматизированных средств психодиагностики
- Заключение
- Контрольные вопросы по курсу «Основы психодиагностики»
- Литература