Описание смыслового значения факторов
Направление реакций | Тип реакций | ||
Препятственно-доминантный O-D | Самозащитный (эгозащитный) E-D | Упорствующий N-P | |
Экстрапунитивное | Ситуация определенно фрустрирует (E’) | Враждебность, активное отрицание (Е) | Кто-то должен разрешить данную ситуацию (е) |
Активное отрицание своей вины (Е) | |||
Интропунитивное | Благо, приносящее или удовлетворенность или наказание (I’) | Осуждение направлено на себя, чувство неполноценности (I) | Субъект сам берется разрешить ситуацию (i) |
Импунитивное | Отрицание трудностей (М’) | Ответственность сведена до минимума (М) | Надежда на то, что все решится само собой (m) |
Вычисление профилей: подсчитывается тип и направление реагирования субъекта в фрустрационных ситуациях.
Из комбинаций шести факторов получают девять счетных факторов (девять оценок). По ОD направления реагирования отмечаются штрихом (Е'; I'; M'). По ЕD обозначение направлений реакции — Е; I; M; I; M. Варианты I и M обозначают ситуации, когда обследуемый смягчает свою вину. Чем больше оценок I и M, тем больше зависим человек. По NP обозначение направлений реакции — e; i; m. Производится подсчет по вертикали типа (O-D; E-D; N-P) и горизонтали направления (E; I; M) реагирования субъекта.
При интерпретации результатов тестирования психологи обращают особое внимание на GCR, типы и направления реакции людей в фрустрационных ситуациях. По значениям GCR оценивается конфликтность-конформность человека (приспособление к окружению). Оценки направления реакции показывают социальный аспект поведения испытуемых, направления их действий в процессе коммуникации. Определение доминирующего типа реакции на фрустрации являются более личностными. При высоком OD испытуемый фиксирован на идее препятствия. ED свидетельствует о силе или слабости личности. Высокий ED сигнализирует о непродуктивном подходе к ситуации. NP показывает адекватность-неадекватность реагирования в условиях фрустрации. При низком NP субъект не справляется с проблемами, а высокий NP говорит о конструктивном подходе к разрешению сложившейся ситуации.
В начале 1990-х годов нами проводилась работа по формализации теста Розенцвейга. Разработаны два варианта теста: «Формализованный тест фрустраций-1» (ФТФ-1)* и «Формализованный тест фрустраций-2» (ФТФ-2)**. Общая выборка составила 2515 человек. В ФТФ-1 сохранен стимульный материал автора (иногда применяется сокращенный вариант, состоящий из 12 ситуаций) в отличие от теста P-F С. Розенцвейга ответы испытуемые выбирают из прилагаемых к рисункам перечней альтернатив. Если ни одна из альтернатив не подходит, то испытуемый записывает свой вариант ответа в соответствующей графе регистрационного бланка.
ФТФ-2 сконструирован на иной идее. Стимульный материал остался прежним, но ответы выбираются по прилагаемой логической схеме. И здесь испытуемый может отказаться от схемы или, если ни один из ответов схемы не подходит, то записать свой вариант ответа в регистрационном бланке.
В 1995 году доработана редакция теста с учетом ответов испытуемых, осуществлена проверка валидности и надежности формализованной методики. Она активно применяется при профотборе и решении кадровых вопросов***. Коэффициенты эмпирической валидности (внешний критерий — успешность служебной деятельности) и надежности (метод параллельного тестирования при помощи методики С. Розенцвейга) составили по разным показателям 0.3-0.6 (р<0.05).
в) Разработка тестовой батареи для оценки профпригодности специалистов.
Разработка батареи тестов начинается с формирования концептуальной схемы-структуры объекта — профессиональной пригодности специалиста, на основе профессиограммы (психограммы). Таким образом, содержательная валидность включает формирование теоретико-экспериментальной модели профпригодности (ПП), которая может состоять из следующих компонентов: индивидуально-когнитивного стиля деятельности (ИКС), коммуникативных качеств (КК), эмоционально-волевой устойчивости (ЭВУ), мотивационного компонента (М) и характерологических, поведенческих особенностей (Х) (См. формулу [36].)
В учебных целях произведено тестирование обучающихся при помощи названных выше тестов. Результаты тестовых испытаний компонента ИКС помещены в табл. 25.
В результате факторного анализа выявлены показатели тестов (RAVcум; Лнг1; КС; ОЧ; ПЛ), которые сотавили фактор "индивидуально-когнитивный стиль" (ИКС) деятельности.
ИКС = W RAVсум + W Лнг1 + W КС + W ОЧ + W ПЛ, [38]
где W — показатель весового вклада теста.
Расчет компонента ПП — ИКС может осуществляется двумя путями:
а) определение весового вклада каждого теста при помощи коэффициента частной детерминации показателей (КЧД), который определяется как квадрат коэффициента корреляции между показателями тестов и внешним критерием и б) расчет уравнения регрессии, где Y приравнивается к внешнему критерию (в данном случае ИКС).
Так, по эмпирическим данным (см. табл. 25), весовой вклад каждого показателя определяется следующим образом.
— производится расчет КЧД:
RAVcум = -0.22 = 0.04 (4%).
Таблица 25
- Введение
- Глава 1 История и методология психодиагностического исследования
- 1.1. История развития
- 1.2. Предмет и место психодиагностики в системе психологических наук
- С включением психодиагностического измерения
- Основные методы психологических исследований и их варианты
- Классификация психодиагностических методик на базе комплексного предметно-технологического подхода
- Глава 2 Психометрические аспекты разработки, адаптации и использования тестов
- 2.1. Понятие о психологическом измерении
- Виды измерения**
- Уровни измерения
- Непараметрические шкалы
- Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий
- Профессии значимо сопряжены — подобны.
- Параметрические шкалы
- 2.2. Применение статистических методов в психологических измерениях
- Распределение эмпирических данных
- Распределение Гаусса
- Относительно теоретической кривой (распределение Гаусса)
- Эмпирические данные, полученные в результате исследования
- Применение непараметрической и параметрической статистики при обработке эмпирических данных**
- Частотное распределение психографических признаков по группам акцентуаций характера
- Вывод: успешность деятельности операторов определяется их уровнем интеллекта, измеренном в iq.
- Квантили t-распределения Стъюдента для доверительной вероятности
- Тестовые (сырые) показатели методики сад
- 2.3. Стандартизация тестовых показателей
- Глава 3 Тестология
- 3.1. Классификация психологических тестов
- Класс: Объективные методики. Измерение результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности Подкласс: Тесты личности (особенности интеллекта)
- Подкласс: Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта) Тесты способностей:
- Тесты достижений:
- Критериально-ориентировочные тесты:
- Класс: Субъективные методики. Измерение на основе информации,
- Данной испытуемым о себе
- Подкласс: Личностные и специальные опросники
- Характерологические и клинические опросники:
- Мотивационные опросники:
- Опросники оценки эмоционально-волевых качеств:
- Опросники оценки коммуникативных качеств:
- Подкласс: Конструктивные проективные методики
- Подкласс: Интерпретационные проективные методики
- Подкласс: Катартические проективные методики
- Подкласс: Экспрессивные проективные методики
- Подкласс: Импрессивные проективные методики
- Подкласс: Аддитивные проективные методики
- Подкласс: Семантические проективные методики
- 3.2. Требования к разработчикам и пользователям тестов*
- Требования к психодиагностическим методикам
- Требования к пользователям:
- 3.3. Проблемы объективности психодиагностической информации
- Валидность тестов
- Надежность тестов*
- 3.4. Разработка, адаптация и использование психодиагностических методик (тестов)
- Разработка и адаптация
- Интеллектуального теста-технологии сад
- Экспериментально-теоретическое обоснование
- Технологии сад
- Примерная инструкция к субтесту "ст"(первое задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Примерная инструкция к субтесту «сам» (второе задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Регистрационный бланк сад
- Величина коэффициентов надежности (Rхх) тпа-сад
- Содержание и психологическая интерпретация комплексных критериев семантического анализа понятийно-смысловой структуры
- Оценка распределения эмпирических данных методики сад
- Величина показателей методики сад по критерию обч
- Количественная и качественная характеристика первоначальной экспериментальной выборки
- Характеристики экспериментальных групп по результатам тпа-сад
- Характеристики экспериментальных групп по структуре стратегий мышления по результатам тпа-сад (% совпадения)
- Данные расчета критерия согласия Пирсона (χ2) между показателями тпа-сад при перекрестной валидизации
- Разработка и адаптация семантического дифференциала "божественного откровения" (сдо)
- Расчет весового балла дифференцирующих понятий относительно «смысловых терминов-полюсов»
- Регистрационный бланк Фамилия и.О.__________________Подразделение________________
- Разработка психодиагностической батареи тестов в целях профотбора
- Б) Процедура тестирования.
- По количеству правильных ответов испытуемого
- Результатов расчета производительности испытуемого при выполнении теста**
- По положительным и отрицательным значениям
- По положительным оценкам (Объем экспериментальной выборки 8 тыс. Человек)
- Описание смыслового значения факторов
- Эмпирические данные
- 3.5. Процедура психологического обследования
- Инструктирование испытуемых перед началом и в ходе тестирования*
- 3.6. Психодиагностика индивида и группы* Индивидуальная психодиагностика
- Индивидуальная карта психологического сопровождения
- Определение коэффициента интеллекта (iq)
- Графический тест к. Коха
- Тест цветовых выборов
- 4. Психографологический анализ
- 5. Тест mmpi (модификация)
- Семантический дифференциал
- Результаты обследования сотрудника
- Психодиагностика группы
- Отчет о проведенном исследовании межличностных отношений в фирме "х"
- Рейтинговые социально-психологические показатели
- Глава 4
- 4.2 Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований
- Индивидуальные особенности активных пользователей
- Проблемы развития прикладных психологических исследований с использованием компьютеров
- Классификация автоматизированных средств психодиагностики
- Заключение
- Контрольные вопросы по курсу «Основы психодиагностики»
- Литература