logo
Носс И

С включением психодиагностического измерения

Место экспериментальной психологии и психодиагностики в системе психологических наук определяется местом эпистемологии в любой науке. Экспериментальная психология, соотносясь с психодиагностикой как целое со своей частью или видом, является методической составляющей любой отрасли психологической науки. Даже в отраслях «гуманитарной» психологии (психоанализ и пр.) роль экспериментальной психологии иногда может быть ощутима (например, попытки регистрации статистической связи типов механизма психологической защиты со стратегией поведения человека в конфликтных ситуациях).

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть различные подходы к классификации методов психологического исследования и типологии психодиагностических методик. В психологической литературе существует разноплановая стратегия классификации методов исследований.

С.Л. Рубинштейн*, в частности, писал о двух основных методах психологического исследования. Это наблюдение (самонаблюдение и объективное наблюдение, которое, в свою очередь, подразделяется на прямое и косвенное) и эксперимент (искусственный** и естественный***, занимающий промежуточное место между экспериментом и наблюдением). К другим методам он относил:

Б.Г. Ананьев**** при разработке своей классификации основывался на парадигме целостности цикла психологического исследования и все методы распределил по четырем группам.

Первая группа: организационные методы:

Вторая группа: эмпирические способы добывания информации:

Третья группа: приемы обработки результатов экспериментов и наблюдений:

Четвертая группа: интерпретационные методы:

Р.С. Немов* основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных, классифицирует так, как указано в табл. 1.

Таблица 1