logo
Носс И

По положительным оценкам (Объем экспериментальной выборки 8 тыс. Человек)

Станд.

баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Io

0-30

31-38

39-47

48-54

55-62

63-70

71-78

79-84

85-91

92-100

Iд

0-5

6-9

10-11

12-13

14-16

17-19

20-21

22

23-25

26-28

Iн

0-4

5-7

8-10

11-12

13-15

16-18

19-21

22-23

24-25

26-29

Iс

0-7

8

9

10-11

12-13

14-16

17-18

19-20

21-22

23-24

Iп

0-5

6-7

8

9

10-12

13-14

15-16

17

18-19

20-22

10) Методика К. Томаса* «Межличностная диагностика стиля взаимодействия» (МДСВ) разработана в 1973 году американским психологом К. Томасом и предназначена для оценки стиля взаимоотношений и изучения типичных способов реагирования человека в конфликтных ситуациях. Состоит из 30 пар утверждений. Испытуемые выбирают те, которые наиболее соответствует их поведению. В основе методики лежит двухмерная модель регулирования конфликтов, в которой главными измерениями являются кооперация (внимание человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию) и напористость (акцент на собственных интересах). В результате опроса выявляются пять типов поведения в конфликтных ситуациях: соперничество — СП (стремление добиться своих интересов в ущерб другому); приспособление — П (игнорирование собственных интересов ради другого); компромисс — К (достижение согласия путем взаимных уступок); избегание — И (отсутствие стремления как к кооперации, так и к достижению собственных целей); сотрудничество — СТ (решение, полностью удовлетворяющее интересы обеих сторон).

Обработка производится при помощи «ключа». Подсчитывается количество ответов, соответствующих каждому типу поведения. Осуществляется перевод «сырых» баллов в стандартные оценки (см. таблицы ниже).

Таблица перевода «сырых» баллов в Z-оценки

Стандартные баллы

1

2

3

4

5

Соперничество

0-1

2-4

5-7

8-9

9-12

Сотрудничество

0-3

4-5

6-7

8

9-12

Компромисс

0-3

4-5

6-7

8-10

11-12

Избегание

0-2

3-4

5-6

7-8

9-12

Приспособление

0-2

3-4

5-6

7-9

10-12

11) Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга** разработана в 1942 году. Состоит из 24 рисунков-ситуаций, из которых 16 — ситуации-препятствия и 8 ситуации-обвинения.

Идеология методики: ситуация может вызвать фрустрацию, которая имеет два направления: а) агрессия; б) отступление, которое сопровождается физической или психологической компенсацией. Некоторым людям присуща в той или иной степени фрустрационная толерантность (то есть умение сохранять адекватное поведение, несмотря на ситуацию).

Возможны два вида реакции человека на фрустрацию: а) продолжение потребности (удовлетворение потребности любым способом); б) защита "Я": экстрапунитивная (внешнеобвиняющая), интрапунитивная (самообвинение) и импунитивная (примиряющая — уклонение от упреков других и себя).

На этой основе выявлены следующие типы реагирования: а) препятственно-доминантный тип (OD), заключающийся в подчеркивании наличия какого-то препятствия в ситуации, которое интерпретируется как благо и минусы его не замечаются или сводятся к полному отрицанию; б) самозащитный тип (ED) отличается проявлением враждебности, и порицание направлено на какой-то объект, на другого человека или на себя, а ответственность кого-либо за эту ситуацию сведена до минимума; в) упорствующий тип (NP) требует и ожидает, что кто-то разрешит эту ситуацию.

Выявлены также три направления реагирования в фрустрационной ситуации, к которым относятся: экстрапунитивное (внешнеобвиняющее) — "все виноваты" (Е), интропунитивное (самообвинение) — "Я виноват" (I) и импунитивное (примиряющая — уклонение от упреков других и себя) — "никто не виноват" (М).

Содержание действий испытуемых сводится к работе с интерпретацией рисунков. На рисунке изображено два или более человек, один из которых, являясь источником фрустрации, произносит фразу. На нее испытуемому требуется немедленно ответить первой пришедшей в голову фразой, которая вписывается в регистрационный бланк.

Обработка результатов осуществляется путем обсуждения вариантов ответов психологами-экспертами, путем обобщения независимой экспертизы, в результате работы одного психолога-эксперта. Оценка типа и направления реакции респондента осуществляется при помощи схемы описания смыслового значения факторов (табл. 24).

Вычисление GCR (коэффициента социальной адаптации): коэффициент GCR получают, сравнивая очки субъекта со стандартными статистическими величинами. Ситуаций сравнения 14. Каждому полному соответствию дается балл. Если в ключе 1 оценка, а в протоколе 2, то за совпадение одной — 0.5 балла. После сравнения ситуации и суммирования баллов находят среднюю и умножают на 100% (в N = 64). Чем выше показатель социальной адаптации, тем выше конформность субъекта.

Таблица 24