Литература
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 264с.
Аграшенков А.В. Психология в таможенном деле. — СПб: Изд-во «П и К», 1995 — 624с.
Акшина А.П., Канон Х.Р. Словарь русских жестов и мимики. — Токио, 1980.
Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.— 752 с.
Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. — М.: Педагогика, 1982.
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. — 688с.
Анохин П.К. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта // Кибернетика живого: человек в разных аспектах. — М.: Наука, 1985. — С. 29-42.
Анцупов А.Я., Помогайбин В.Н. Методологические проблемы военно–психологических исследований. — М.: ВУ, 1999. — 91 с.
Багрецов С.А. и др. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. — СПб.: Лань, 1999. — 640 с.
Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. –Д.: Сталкер, 1998. –432 с.
Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л.Н. Собчик. — СПб, 1992.
Бердяев Н. Дух и машина // Судьба России.— М., 1990. — С. 216-223.
Бехтерев В.М. Объективная психология. — М.: Наука, 1991. — 480 с.
Брушлинский А.В. Почему невозможен искусственный интеллект // Вопросы философии. — 1979. — № 2. — С. 61-63.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер-Ком, 1999.— 528 с.
Веденская А.А., Павлова П.Г. Культура и искусство речи. — М., 1984.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. — М., 1982.
Гаазе-Рапопорт М.Г. О некоторых философско-методологических проблемах искусственного интеллекта // Вопросы философии. — 1979. — № 3. — С. 85-88.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М., 1976.— 150 с.
Гласс Дж., Станли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976.
Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвной мысли знак. — М., 1991.
Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. — 175 с.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2000. — 386 с.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 256 с.
Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. — СПб.: Братство, 1994. — 364 с.
Журавлев Г.Е. Структура эксперимента по вероятностному прогнозированию // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М.: Наука, 1977. С.36.
Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. — М.: МГУ, 1982. — 118 с.
Захарова В.П., Сидоренко Е.В. Методы практической психологии общения. — Л., 1990.
Звегинцев В.А. Проблема "искусственного интеллекта" с точки зрения лингвистики // Вопросы философии. — 1979. — № 3. — С. 92-96.
Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. Способ определения характера по почерку // Тайны личности. М., 1994. С.327-414.
Игнаткин В.Н., Носс И.Н. Исследование валидности графического теста Коха (Рисунок дерева) // Психологическое обозрение. — 1998. — № 2. — С. 20-25.
История и некоторые вопросы современного состояния экспериментальных исследований в отечественной психологии. — М.: ИП РАН, 1990. — С.11-12.
История психологии. (10-е — 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 480 с.
Карасев А.И. Основы математической статистики. — Росвузиздат, 1962. — 358с.
Касчеев Ю.С. Групповое комплексное обследование и автоматизированные экзамены с использованием ЭВМ. Методические рекомендации для поступающих. — Владивосток, Изд-по ТОВВМУ, 1986. — 52 с.
Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1980 — 391с.
Козлова Г.В. Костюм как знаковая система. — М., 1980.
Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики: Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1991.— 154с.
Кузмичев Д.А. и др. Автоматизация экспериментальных исследований. — М., 1983.
Куксин И.Н., Голованов Н.М., Досмухамедов Ш.Ю. Рекомендации по организации и проведению профессионального отбора на службу в федеральные органы налоговой полиции. Научно-практическая разработка. — М., 1996 — 61с.
Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. — Л., 1984. — 215с.
Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. — СПб.: Наука, 1994. — 119 с.
Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия (Методическое пособие для менеджеров). — М., 1989.
Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Кн. 1-6. — СПб., 1997 — 1999.
Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов на-Дону: Феникс, 1997. — 544 с.
Леонтьев А.Н., Джафаров Э.Н. К вопросу о моделировании и математизации в психологии // Вопросы психологии. — № 3. — 1973. — С. 12-21.
Логинова Н.А. Биографический метод в свете идей Б.Г. Ананьева // Вопросы психологии. — № 5. — 1986. — С. 104 — 112.
Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. — М.: Наука, 1991. — 383с.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А.Ф. Кудряшова. — Петрозаводск: Петроком. — 318с.
Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
Математические методы анализа и интерпретация социологических данных / В.Г. Андреенков и др. — М.: Наука, 1989.— 173с.
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М.: Просвещение, 1985.— 320 с.
Методы и средства автоматизации психологических исследований. — М., 1982.
Моргенштерн И. Психографология. Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку. — СПб., 1994.
Мощенко А.В., Носс И.Н., Игнаткин В.Н. Военно-профессиональная ориентация суворовцев (Учебно-методическое пособие). В 2-х частях. — М.: Воениздат, 1992.
Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М.: Наука, 1976.— 335 с.
Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. — М.: Изд-во КСП+, 1999. — 320 с.
Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина — М.: Изд-во МГУ, 1987.— 304 с.
Орфеев Ю.В., Тюхтин В.С. Мышление человека и "искусственный интеллект". — М., 1978.
Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. — М.: Наука, 1977. — 181с.
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 208 с.
Пиз А. Язык жестов. — Воронеж, 1992.
Практикум по психологии // Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — 248 с. (СД — с. 183-194).
Прикладная математика: Учебное пособие. Ч. 1,— М.: Изд-во ВПА, 1986.
Применение математических методов в задачах профессионального отбора и распределения кадров. — М.: Воениздат, 1987. — 140 с.
Проективная психология / Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, ЭКСИМО-Пресс, 2000.— 528 с.
Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. — М.: Педагогика, 1981.-232 с.
Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М. Гуревича. Науч.— исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1981. — 232 с.
Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 318 с.
Романова Е.В., Сытько Т.И. Проективные графические методики: Методические рекомендации. В 2-х частях. — СПб.,1992.
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М.: Дидакт, 1992.— 256 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.,1946.— 704 с.
Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. — Киев: Наукова думка, 1989.— 200 с.
Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. — М.: Ин-т прикладной психологии, 1997.
Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. — М., 1990 –48 с.
Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. — М., 1990.
Соловьева С.Л. Тест дерева и его применение в психодиагностике. — МГПП "Курс", 1992.
Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. — Л., 1972.
Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии: Учебное пособие для слушателей ФПК. — М.: Изд-во МГУ, 1986.
Тихомиров О.К., Собчик Л.Н., Гурьева Л.П., Гарбер Е.И. Отношение к компьютеризованному тестированию различных социальных групп // Вопросы психологии. — 1991.— № 5. — С. 114-130.
Тюхтин В.С. Соотношение возможностей естественного и искусственного интеллектов // Вопросы философии. — 1979. — № 3. — С. 81-84.
Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. — М.: Прогресс, 1987.— 236 с.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология — М.: Прогресс, 1978. — 302 с.
Ханин Ю.А. Краткое руководство к применению шкалы реактивной тревожности Спилбергера. — Л., 1976.
Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. Учебное пособие — М.: ВПА, 1989. — 62с.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 512 с.
Шихирев П.Н. Об особенностях методов социально-психологического исследования в США // Методология и методы социальной психологии. — М.: Наука, 1977.
Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. — М., 1983.
Штангль А. Язык тела. — Баку, 1992.
Эткинд А.М. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала // Вопросы психологии. — № 1. — 1979.
Ярошевский М.Г. История психологии. — М.: Мысль, 1985. — 575 с.
Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. — М.: Политиздат, 1974. — 447 с.
Clark-Carter D. Doing quantitative psychological research: From design to report. East Sussex: Psychology Press, 1997. — 666 p.
* См. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. — С. 303.
** Ивановский В.Н. Очерк о жизни и деятельности Н.Я. Грота //Вопросы философии и психологии. Т. 51(I), 1900.
* Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского — вклад в мировую психологию ХХ столетия // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 4.— С. 10.
* Общая психодиагностика. Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 23 -24.
* См. Долин А., Попов Г. Традиции у-шу. — Красноярск: Прометей, 1990.— С. 104-106.
** Общая психодиагностика. Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 23-26.
* См.Cattell D., Farrand I. Phisical and mental measurement of the students of Columbia University // Psychol. rev. 1896. Vol. 3. № 6. (Цит. по: Общая психодиагностика. Учебное пособие. — М.: Изд. МГУ, 1987. С. 28).
** Иногда данные термины употребляются как синонимы. См.: Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика на рубеже веков // Психологическая газета. — № 4(43). — 1999. — С. 6.
*** Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. — М.: Педагогика, 1981. — С. 41.
* Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. — М.: Педагогика, 1981. С. 43-44.
** Там же, с. 46.
*** См.: Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика на рубеже веков // Психологическая газета. — № 4(43). — 1999. — С. 6.
* Моцарт психологии? // Психологическая газета. — № 12(15). — 1996. С. 4-5.
** Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. — М.: Педагогика, 1981. — С. 46-48.
*** Мунипов В.М. Предисловие // История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы ХХ века). Под ред В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой.— М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 11. В связи с этим вызывает интерес опубликованное мнение о том, что в те годы, во-первых, исследование социально-психологических аспектов организации труда не получило должного развития (Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива. — Л., 1986. С. 18), во-вторых, буквально до 80-х годов ХХ века лишь незначительная часть психологов занималась прикладными разработками (Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1977. С. 5.).
**** История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы ХХ века). Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — С. 45.
* Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. — М.: Политиздат, 1974. — С. 172.
** Там же, с. 173.
*** См.: Солженицин А.И. Двести лет вместе. — М.: Русский путь, 2001. С. 162, 164, 212, 217, 272-274, 276, 277, 435, 456, 505, 506.; Моцарт психологии? // Психологическая газета. — № 12(15). — 1996. — С. 4.
**** История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы ХХ века). — М.: Изд-во МГУ, 1983. — С. 9-10.
* Батыгин Г.С. Предисловие // И.Ф. Девятко. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. С. 4-7.
** Ярошевский М.Г. История психологии. — М.: Мысль, 1985. — С. 269.
*** Там же, с. 268.
**** Гельмгольц Г. Счет и измерение. — Казань, 1893 // Цит. по: Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. — М.: Наука, 1977. С. 55.
***** Holder O. Цит. по: Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. — М.: Наука, 1977. С. 55.
****** Математические методы анализа и интерпретации социологических данных. — М.: Наука, 1989.— С. 97.
* Ярошевский М.Г. История психологии. — М.: Мысль, 1985. — С. 266-267.
** См.: И.Ф.Девятко. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. — С. 25-26.
*** В частности, в 20-е годы С. Райс отмечал, что метод Л. Терстоуна отрабатывался на выборке, состоящей из студентов колледжа и членов дискуссионного клуба; по свидетельству Дж. Конверса, шкала Р. Ликерта разработана на «материале» студентов-добровольцев; в обзоре Г. Мерфи, Л. Мерфи и Т. Ньюкома за 1931 год указывалось, что из 105 социально-психологических исследований лишь 5 были проведены вне колледжа; в обзоре Г. Оллпорта 1935 года он не упоминает, что исследования проводились на выборке студентов и школьников, которые были представлены не как специфическая выборка, а как «люди вообще» // См.: И.Ф.Девятко. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. С. 12, 24, 26.
**** В частности, Р. Парк, Г. Блумер, У. Томас выступали против излишней стандартизации и сверхрационализации методов исследования, против «методологической ортодоксии» // См.: И.Ф.Девятко. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. С. 17.
* См.: И.Ф.Девятко. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. — С. 25-26.
** Стивенс С. Экспериментальная психология, т. 1, С. 51. // Цит. по: Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. — М.: Наука, 1977. С. 59.
*** Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. — М.: Наука, 1977. — С. 59-63.
**** См. И.Ф.Девятко. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. — С. 30-32.
* Сonverse J.M. Survey Research in the United States: Roots and Emergence, 1890-1960. Berkley: University of California Press, 1987// Цит. по: И.Ф.Девятко. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. — С. 33.
** И.Ф. Девятко. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. — С. 37.
*** Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. — М.: Статистика, 1974.
**** И.Ф.Девятко. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. — С. 43-44.
***** См.: Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика на рубеже веков // Психологическая газета. — № 4(43). — 1999. — С. 6.
* Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. — С. 56.
** Бэндлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек — в принцы. Нейро-лингвистическое программирование / Под ред. С. Андреаса. — Пер. с англ. М. Миникеса. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1992. — С. 12.
*** См.: Барабанщиков А.В., Дерюгин П.П. Военно-педагогическая диагностика: Теория, опыт, проблемы. — М.: ВУ, 1995. — С. 6.
* См. например, рекомендуемую литературу в следущих изданиях: Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 1999. — С. 468-495; Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. — М.: Братство, 1994. — С. 355-364; Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. — М.: Изд-во «КСП+», 1999. — С. 301-304; Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 292-303.
** См.: Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — С. 304.
*** Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. — М.: Педагогика, 1981. — С. 42.
**** С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. — С.42.
***** Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. — М.: Братство, 1994. — С. 5.
* Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 1999. — С. 255-263.
** Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. — С. 3-9.
*** Общая психодиагностика. /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 5-12.
* См.: С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. — С. 27-46.
** Под экспериментом Рубинштейн понимал искусственное воздействие на объект, то есть речь идет о так называемом формирующем эксперименте.
*** Здесь автор имеет в виду констатирующий эксперимент, который впервые предложил А.Ф. Лазурский (Лазурский А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение. — П., 1918).
**** См.: Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — С. 7-8.
* Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. — С. 15-22.
** См.: Барабанщиков А.В., Дерюгин П.П. Военно-педагогическая диагностика: Теория, опыт, проблемы. — М.: ВУ, 1995. — С. 25-26.
* См.: Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. — М.: ИП РАН, 1993.— 120 с.
* Г.С. Батыгин. Предисловие / Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. С. 3-9.
** Там же, с. 5.
*** Там же, с. 7.
**** См.: Оллпорт Г.У. Тенденции в теории мотивации / Проективная психология. — М.: ЭКСИМО-Пресс, 2000. — С. 61.
***** Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 5-12.
* Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. — М.: «КСП+», 1999. — С. 12-27.
* Gulliksen H. Theory of Mental Tests. N.Y., 1950, p. 20.
** Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 256 с.
*Таблица из книги: Б.В.Кулагин. Основы профессиональной психодиагностики . — Л.: Медицина, 1984. — С. 14.
** См.: Жуков Ю.М. Применение шкалирования в социально-психологических исследованиях // Методология и методы социальной психологии. — М.: Наука, 1977. С. 129.
*** См.: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997. — С. 179-189.
* См.: Носс И.Н. Разработка рекомендаций по военно-профессиональной ориентации и методических подходов к первоначальной психологической оценке допризывников. Отчет о НИР. — М., 1992. — 191 с.
* См.: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997. — С. 189.
** См.: Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. — М.: Наука, 1977. — С. 121-164; Математические методы анализа и интерпретации социологических данных. — М.: Наука, 1989. — С. 12-60; Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: Владос, 1998. — С. 129-130; Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. — М.: «КСП+», 1999. — С. 137-142.
* Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. — М.: Наука, 1977. — С. 75.
** См.: Анастази А.,Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.— С. 79.
* О критериях согласия подробнее см.: Карасев А.И. Основы математической статистики. — М.: Росвузиздат, 1962. — С. 265-278.
** См.: Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1972; Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976.
*** Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. — М.: Наука, 1989. — С. 95 — 120.
* Данные из статьи Игнаткина В.Н., Носса И.Н. Исследование валидности графического теста Коха (рисунок дерева) // Психологическое обозрение. — № 2. — 1998. — С. 20-25.
* Прикладная математика. — М.: ВПА, 1986. — С. 125-129.
** На практике для определения критерия данного типа связи пользуются суждением о вероятности совпадения признаков Р≥0.05. Но в книге А.И. Карасева «Основы математической статистики» ( М.: Росвузиздат, 1962) на стр. 268 изложено названное выше правило: Р ≥ 0.01.
* Прикладная математика. — М.: ВПА, 1986. — С. 125-129.
** ТАХ — тест адекватных характеристик объекта; ДДО — дифференциально-диагностический опросник.
* См. доверительный интервал психологических измерений.
* Среднее квадратическое отклонение иногда обозначается в литературе как среднеквадратичное отклонение или стандарт. См.: Прикладная математика. — М.: ВПА, 1986. — С. 122; Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. — М.: Наука, 1977. — С. 74.
** САД — психодиагностическая методика "Семантический анализ деятельности".
* См.: БурлачукЛ.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989. — С. 47-48.
* Расчет конкретного уровня значимости по t-критерию производить не обязательно. Достаточно определить, что он находится в рамках доверительного интервала р≤ 0.05.
** См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001. — С. 86.
* См.: Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. — Киев, 1989. — С. 101.
** Процентили не следует смешивать с процентными показателями. (См. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001. — С. 75.
*** Там же, с. 81.
* Словарь-справочник по психологической диагностике // Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. — Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.
** Шведин Б.Я. Диагноз или приговор // Знание — сила. — № 5. — 1990.
* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. — С. 583-608.
* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.— С. 133-193.
** Там же.
*** Карасев А.И. Основы математической статистики. — М.: Росвузиздат, 1962. — С. 172.
**** Введение в профессию. — М.: Воениздат, 1992; Карасев А.И. Основы математической статистики. — М.: Росвузиздат, 1962; Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер-Ком, 1999 и др.
***** Введение в профессию. — М.: Воениздат, 1992; Москвин С. Выборка в социологическом исследовании // Военно-социологическое исследование, 1993. С.27-30; Гончаров А.И. Методы изучения общественного мнения и социальной информации (Лекция). — М.: ГА ВС, 1993.
* Карасев А.И. Основы математической статистики. — М.: Росвузиздат, 1962. — С. 213.
** Там же, с. 212.
*** Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер-Ком, 1999. — С. 64-65.
* ОСО — тест "Оценка общей способности к обучению".
** Экспериментальные выборки значимо не различаются на уровне p≤0.05.
*** Экспериментальные выборки значимо различаются на уровне p≤0.05.
* Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х книгах. — М.: Педагогика. Т. 1. С. 140.
** Текущая, диагностическая и конкурентная валидности здесь употребляются как синонимы.
*** Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х книгах. — М.: Педагогика. Т.1. С. 180-182.
* См. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. — Киев, 1989. — С. 47-48.
* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001. С. 103-132.
** См. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001. С. 120-121.
* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001. — С. 127-131.
* В процессе разработки и использования, как это часто случается, пока тест не закончил свое становление, методика «Семантического анализа деятельности» (САД) несколько раз меняла свое название. В настоящее время полное наименование методики следующее: «Технология психосемантического анализа — САД» (ТПА-САД), но вполне законно употребление следующих наименований: «Семантический анализ деятельности», «Тест-технология САД», «Технология САД» или просто «Методика САД», «Тест САД».
** Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М., 1976; Теория поэтапного формирования умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966.
* Схема ориентировочной основы действий.
** Первоначально методика САД разрабатывалась для испытуемых подросткового возраста.
* Вл. Соловьев. Теоретическая философия. 1899. С. 142-146.
** Существуют полный и сокращенный варианты САД.
* В качестве стимульных единиц взяты слова (словосочетания) без контекста. Известно, что контекст направляет и конкретизирует мышление, поэтому испытуемому предлагаются относительно абстрактные понятия. Он сам неосознано конкретизирует их и определяет, какое из понятий относится к области, скажем, технической, какое — к гуманитарной.
* См.: Житецкий П.И. В.Гумбольдт в истории философского языкознания // Вопросы философии и психологии. Т. 51(I), 1900.
* Цит. по: Житецкий П.И. В.Гумбольдт в истории философского языкознания// Вопросы философии и психологии. Т. 51(I), 1900. С. 22-23.
* Цит. по: Житецкий П.И. В. Гумбольдт в истории философского языкознания // Вопросы философии и психологии. Т. 51(I), 1900. С. 26.
** Там же, с. 13.
* Относительно генезиса взглядов Л.С. Выготского следует заметить, что «гениальных самоучек, начинающих с «нуля», не бывает [...] Корни взглядов Выготского, по существу, остаются не проанализированными». См. Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского // Психологический журнал. — Т. 22. — № 4. — 2001. — С. 10.
** См. Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского // Психологический журнал. — Т.22. — № 4. — 2001. — С. 9.
* Профессиональная ориентированность представляет собой синтез склонности испытуемого к определенной деятельности и операциональной успешности профессиональных действий. Чем адекватнее индивидуальная логика испытуемого традиционной логике, тем более он ориентирован на данную область деятельности и тем успешнее будет его профессиональное поведение. На этот факт указывал М. Вертгеймер (М. Вертгеймер. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987. С. 33).
** В скобках указан процент совпадений результатов работы испытуемых с правильными ответами по «ключу» ТПА-САД.
* См.: Дружинин Психология способностей. — М.: ЭКСИМО-Пресс, 2000. — С. 249; Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.— С. 56.
* Вероятность регистрации психологического признака тестом.
** Уровень значимости критерия или величина границ доверительного интервала измерений.
* Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977.
** Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988.
*** Там же, с. 55.
**** Sorokin P.A. Social and Cultural Dynamics. N.Y., 1937-1941. Vol. 1-4.
***** Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. — М., 1988.
****** Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М., 1976.
* Зиновьев А.В. Тайна откровения. — Владимир, 1990. — 175 с.
* В скобках указаны условные сокращения для удобства формализации переменных.
** Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1984. — 190 с.
* Кулагин Б.В. Профессиональный психологический отбор и распределение молодого пополнения для обучения военным специальностям в ОУЦ подготовки младших специалистов и учебных мотострелковых и танковых частях Сухопутных войск. — М.: Изд-во МО, 1988.— С. 177.
** См.: Личность воина. Методики психологического и психофизиологического обследования. — М.: ВПА, 1990. — С. 33-35.
* См.: Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов / Под ред. В.А. Пухова.— М., 1981. С. 309-312; Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1984. С. 122-123.
** Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов / Под ред. В.А. Пухова. — М., 1981. С. 331-338; Психологическая оценка и прогнозирование профпригодности военных специалистов. — М.: Воениздат, 1988.
* Методы социальной психологии // Под ред. Е.С. Кузьмина.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 175 с.
** Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1984. С. 112-114.
*** Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов / Под ред. В.А. Пухова.— М., 1981. С. 296-298.
* Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. — Т. 5. — 1984. — № 3. — С. 152-162.
* Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. — Петрозаводск: Петроком, 1992. — С. 172-177.
** Проективная психология / Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2000.— С. 197-202.
* Авторы варианта формализации теста Носс И.Н., Суслова М.В., 1994.
** Автор варианта формализации Носс И.Н., 1994.
*** Носс И.Н., Игнаткин В.Н. Формализованный тест фрустаций С. Розенцвейга в профессиональном отборе кадров // Физиология человека. — 1997. — Т. 23. — № 2. — С. 150-153.
* Искренне жаль, что внедрение таких «ненаучных» методов воспринимается некоторыми психологами как форма аккультизма. См.: Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. — № 5. — 2001.— С. 4.
** См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. — С. 28-33.
* Использовался текст из инструктивного материала методических документов по профотбору кандидатов в вузы МО РФ.
* Методика наблюдения за поведением испытуемого подробно изложена у А. Кэйдис. См.: Проективная психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 361.
** Инструкцию испытуемым «для большинства индивидуальных тестов важно заучить наизусть», — пишет А. Анастази. (См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. — С. 28).
*
* В качестве примера приводится практическая диагностическая работа психолога на предприятии.
* Имена и личные данные испытуемых, а также наименование фирм вымышлены. Тексты характеристик и исследованные события подлинные.
* Номер слова-понятия в тесте.
* ЦТО — цветовой тест отношений А.М. Эткинда (1980).
* Порядок членов микрогрупп соответствует внутригрупповому статусу сотрудников — членов данной микрогруппы.
* Отмечены показатели авторитета до 9-го ранга.
* Для сравнения: средний уровень концентрации внимания у специалистов гуманитарного профиля колеблется в пределах от 67 до 69 баллов (по результатам данного теста).
* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. — С. 30.
** Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. — СПб.: Братство, 1994. — 364 с.
*** Тихомиров О.К., Бабин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии.— М.: Изд-во МГУ, 1986. — 204 с.
* Орфеев Ю.В., Тюхтин В.С. Мышление человека и "искусственный интеллект". — М., 1978. — С. 7.
** Декарт Р. Избранные произведения. — М., 1950. — С. 301.
*** Гоббс Т. Избранные произведения, т. 2.— М., 1964. — С.76.
**** Орфеев Ю.В., Тюхтин В.С. Мышление человека и "искусственный интеллект". — М., 1978. — С. 7.
***** Кант И. Соч., т. 1. — М., 1963. — С. 269.
****** Гегель Г.В.Ф. Соч., т. VI. — М., 1939. — С. 132.
* Орфеев Ю.В., Тюхтин В.С. Мышление человека и "искусственный интеллект". — М., 1978. — С. 12-14.
* "IEEE Transactions on Sistems, Man and Cybernetics," 1974, vol. 4, № 1, p. 88-103. (Цит. по: Орфеев Ю.В., Тюхтин В.С. Мышление человека и "искусственный интеллект". — М., 1978. С. 16).
* Имеется в виду дискуссия по "проблеме идеального". См.: Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. — №№ 6, 7. — 1979; Ильенков Э.В. Диалектическая логика. — М., 1984; Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. — М., 1984. С. 319-358; Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. — М., 1969; Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. — М., 1971; Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг.— М., 1980; Дубровский Д.И. Проблема идеального. — М., 1983; Амиров А.Х., Носс И.Н. Идеальное и творчество // Историзм и творчество. Ч. 1., ФО АН СССР. — М., 1990. С. 288-294.
* Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Кн. 1-6. — СПб., 1997-1999.
** Гаазе-Рапопорт М.Г. О некоторых философско-методологических проблемах искусственного интеллекта // Вопросы философии. — 1979. — № 3. — С. 85-88.
*** См. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. — М., 1984. — С. 30-31.
**** Бердяев Н. Дух и машина // Судьба России. — М., 1990. С. 216.
* Там же, с. 219.
** Там же, с. 222.
*** Ильенков Э.В. Диалектическая логика. — М., 1984. С. 30-31.
**** Анохин П.К. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта // Кибернетика живого: человек в разных аспектах. — М.: Наука, 1985. — С. 29-42.
* Орфеев Ю.В., Тюхтин В.С. Мышление человека и "искусственный интеллект". — М., 1978. С. 20-22.
** См.: Д.И.Дубровский Расшифровка кодов // Вопросы философии. — № 2. — 1979.
*** Брушлинский А.В. Почему невозможен искусственный "интеллект"// Вопросы философии. — № 2. — 1979. — С. 61-63.
**** Орфеев Ю.В., Тюхтин В.С. Мышление человека и "искусственный интеллект". — М., 1978. С. 22.
* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.— С. 59.
** См. Касчеев Ю.С. Групповое комплексное обследование и автоматизированные экзамены с использованием ЭВМ. Методические рекомендации для поступающих. — Владивосток, Изд-во ТОВВМУ, 1986. — 52 с.
* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. — С. 30, 93.
* См.: Тихомиров О.К., Бабин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1986.
* Этот факт имеет место и в ситуации обычного тестирования, а не только в ходе компьютерной психодиагностики.
* См.: Тихомиров О.К., Собчик Л.Н., Гурьева Л.П., Гарбер Е.И. Отношение к компьютеризованному тестированию различных социальных групп // Вопросы психологии. — 1991. — № 5. — С. 117-118.
* Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии: Учебное пособие для слушателей ФПК. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — С. 143.
** См.: Захаров И.В., Говоруха О.С., Носс И.Н., Суслов Е.В., Круглый И.Б. Оценка психологического статуса военнослужащих-ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС при помощи диагностической ситуационной игры «Тест» // Военно-медицинский журнал. — № 7. — 1994. — С.42–44; Носс И.Н. О разработке автоматизированных диагностических ситуационных игр в целях профотбора и психологического сопровождения учебного процесса в академии // Научно-методический сборник. № 44. 1994. — М.: Воениздат, 1996. — С. 51-54.
* Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностики. — СПб.: Питер, 1999. — С. 257-258.
* Романова Е.В., Сытько Т.И. Проективные графические методики: Методические рекомендации. В 2-х частях. — СПб., 1992.; Соловьева С.Л. Тест дерева и его применение в психодиагностике. — МГПП "Курс"
* Игнаткин В.Н., Носс И.Н. Исследование валидности графического теста К. Коха (рисунок дерева) // Психологическое обозрение. — № 2. — 1998.
* Автоматизированные ситуационные игры диагностические — АСИД. См. Захаров И.В., Говоруха О.С., Носс И.Н., Суслов Е.В., Круглый И.Б. Оценка психологического статуса военнослужащих-ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС при помощи диагностической ситуационной игры "Тест" // Военно-медицинский журнал. — № 7. — 1994. — С. 42-44.
** Автоматизированные ситуационные игры обучающие — АСИО. См.: Носс И.Н. О разработке автоматизированных диагностических ситуационных игр в целях профотбора и психологического сопровождения учебного процесса в академии // Научно-методический сборник. № 44. — М.: Воениздат, 1996. С. 51-54.
* См. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001. — С. 133.
* См.: Шмелев А.Г. История 16PF в России, или «каша из топора» // Психологическая газета. — № 4(43). — 1999. — С. 22-23.; Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика на рубеже веков // Там же, с. 6-7.
** См.: Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. — Петрозаводск: Петроком, 1992; Бурлачук Л.Ф.. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 1999; Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. — М.: КСП+, 2000.
*** См. Психологическая газета, № 4 (43), 1999. С. 6-7.
**** См.: Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2000. — С. 249.
**** Цит. по: Бурлачук Л.Ф. ТАТ — старейшина проективных тестов // Психологическая газета. — № 2(53). — Февраль 2000 г.
- Введение
- Глава 1 История и методология психодиагностического исследования
- 1.1. История развития
- 1.2. Предмет и место психодиагностики в системе психологических наук
- С включением психодиагностического измерения
- Основные методы психологических исследований и их варианты
- Классификация психодиагностических методик на базе комплексного предметно-технологического подхода
- Глава 2 Психометрические аспекты разработки, адаптации и использования тестов
- 2.1. Понятие о психологическом измерении
- Виды измерения**
- Уровни измерения
- Непараметрические шкалы
- Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий
- Профессии значимо сопряжены — подобны.
- Параметрические шкалы
- 2.2. Применение статистических методов в психологических измерениях
- Распределение эмпирических данных
- Распределение Гаусса
- Относительно теоретической кривой (распределение Гаусса)
- Эмпирические данные, полученные в результате исследования
- Применение непараметрической и параметрической статистики при обработке эмпирических данных**
- Частотное распределение психографических признаков по группам акцентуаций характера
- Вывод: успешность деятельности операторов определяется их уровнем интеллекта, измеренном в iq.
- Квантили t-распределения Стъюдента для доверительной вероятности
- Тестовые (сырые) показатели методики сад
- 2.3. Стандартизация тестовых показателей
- Глава 3 Тестология
- 3.1. Классификация психологических тестов
- Класс: Объективные методики. Измерение результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности Подкласс: Тесты личности (особенности интеллекта)
- Подкласс: Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта) Тесты способностей:
- Тесты достижений:
- Критериально-ориентировочные тесты:
- Класс: Субъективные методики. Измерение на основе информации,
- Данной испытуемым о себе
- Подкласс: Личностные и специальные опросники
- Характерологические и клинические опросники:
- Мотивационные опросники:
- Опросники оценки эмоционально-волевых качеств:
- Опросники оценки коммуникативных качеств:
- Подкласс: Конструктивные проективные методики
- Подкласс: Интерпретационные проективные методики
- Подкласс: Катартические проективные методики
- Подкласс: Экспрессивные проективные методики
- Подкласс: Импрессивные проективные методики
- Подкласс: Аддитивные проективные методики
- Подкласс: Семантические проективные методики
- 3.2. Требования к разработчикам и пользователям тестов*
- Требования к психодиагностическим методикам
- Требования к пользователям:
- 3.3. Проблемы объективности психодиагностической информации
- Валидность тестов
- Надежность тестов*
- 3.4. Разработка, адаптация и использование психодиагностических методик (тестов)
- Разработка и адаптация
- Интеллектуального теста-технологии сад
- Экспериментально-теоретическое обоснование
- Технологии сад
- Примерная инструкция к субтесту "ст"(первое задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Примерная инструкция к субтесту «сам» (второе задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Регистрационный бланк сад
- Величина коэффициентов надежности (Rхх) тпа-сад
- Содержание и психологическая интерпретация комплексных критериев семантического анализа понятийно-смысловой структуры
- Оценка распределения эмпирических данных методики сад
- Величина показателей методики сад по критерию обч
- Количественная и качественная характеристика первоначальной экспериментальной выборки
- Характеристики экспериментальных групп по результатам тпа-сад
- Характеристики экспериментальных групп по структуре стратегий мышления по результатам тпа-сад (% совпадения)
- Данные расчета критерия согласия Пирсона (χ2) между показателями тпа-сад при перекрестной валидизации
- Разработка и адаптация семантического дифференциала "божественного откровения" (сдо)
- Расчет весового балла дифференцирующих понятий относительно «смысловых терминов-полюсов»
- Регистрационный бланк Фамилия и.О.__________________Подразделение________________
- Разработка психодиагностической батареи тестов в целях профотбора
- Б) Процедура тестирования.
- По количеству правильных ответов испытуемого
- Результатов расчета производительности испытуемого при выполнении теста**
- По положительным и отрицательным значениям
- По положительным оценкам (Объем экспериментальной выборки 8 тыс. Человек)
- Описание смыслового значения факторов
- Эмпирические данные
- 3.5. Процедура психологического обследования
- Инструктирование испытуемых перед началом и в ходе тестирования*
- 3.6. Психодиагностика индивида и группы* Индивидуальная психодиагностика
- Индивидуальная карта психологического сопровождения
- Определение коэффициента интеллекта (iq)
- Графический тест к. Коха
- Тест цветовых выборов
- 4. Психографологический анализ
- 5. Тест mmpi (модификация)
- Семантический дифференциал
- Результаты обследования сотрудника
- Психодиагностика группы
- Отчет о проведенном исследовании межличностных отношений в фирме "х"
- Рейтинговые социально-психологические показатели
- Глава 4
- 4.2 Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований
- Индивидуальные особенности активных пользователей
- Проблемы развития прикладных психологических исследований с использованием компьютеров
- Классификация автоматизированных средств психодиагностики
- Заключение
- Контрольные вопросы по курсу «Основы психодиагностики»
- Литература