3.4.6. Минская область
Основной целью инновационного развития области является решение проблем технического перевооружения производства, повышения эффективности работы промышленного и аграрного секторов экономики, восстановление ведущей роли региона в обеспечении страны продовольствием.
Приоритетами инновационного развития определены внедрение прогрессивных технологических процессов, увеличение урожайности основных сельскохозяйственных культур и повышение продуктивности животноводства, развитие объектов здравоохранения, прежде всего в сельской местности.
В последние годы экономика Минской области имеет устойчивые темпы развития. Динамика финансирования в инвестиционной деятельности возросла во всех основных отраслях региона. Наибольшая доля инвестиций приходится на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, жилищное строительство. Темпы роста инвестиций в основной капитал в 2002 году составили 104,5 процента, в 2003 году – 112, в 2004 году –134,2 и в 2005 году – 141,5 процента.
В области с 2005 года наблюдается рост объемов финансирования инновационной деятельности. В 2005 году из средств инновационного фонда облисполкома, собственных средств областных организаций на финансирование научно-инновационной деятельности направлено 1 012,8 млн. рублей. В 2006 году планируется привлечь на эти цели 1 105 млн. рублей, в 2007 году – 1213 млн. рублей.
Минская область не имеет научно-исследовательских организаций областного подчинения, однако располагает значительным потенциалом академического, вузовского и отраслевого секторов науки, расположенных в г. Минске и Минской области.
Научно-техническая и инновационная деятельность области в 2001 2005 годах осуществлялась в рамках реализации региональной научно-технической программы ”Энергоресурсосбережение в АПК Минской области“, Комплексной программы научного обеспечения отраслей развития информационного обслуживания товаропроизводителей Минской области, реализации мероприятий, финансируемых из средств инновационного фонда облисполкома.
Работы по РНТП в 2001 – 2005 годах были в основном ориентированы на снижение производственных издержек предприятий региона на основе внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.
В рамках реализации Комплексной программы научного обеспечения отраслей развития информационного обслуживания товаропроизводителей Минской области облисполкомом осуществлялось взаимодействие с научными учреждениями аграрного профиля. За 2001 2005 годы в аграрную науку инвестировано 995,2 млн. рублей.
Внедрение достижений науки и техники позволило области за прошедшее пятилетие увеличить производство основных видов сельскохозяйственной продукции в общественном секторе: зерна в 1,4 раза, сахарной свеклы в 2,1 раза, льноволокна в 1,4 раза, рапса в 2 раза, молока в 1,9 раза, мяса (выращивание) в 1,5 раза.
В 2006 году в области ведутся работы по реализации 16 научно-инновационных мероприятий, на финансирование которых из средств инновационного фонда облисполкома запланировано выделение 795,0 млн. рублей, в 2007 году на указанные цели из средств инновационного фонда облисполкома планируется выделение не менее 858,0 млн. рублей.
В целях научного обеспечения развития инновационной деятельности в Минской области облисполкомом разработана концепция региональной научно-технической программы ”Развитие Минской области на 20062010 годы“. Цель программы повышение эффективности сельскохозяйственного и промышленного производства на основе разработки и внедрения ресурсосберегающих технологий, а также совершенствование инженерного обустройства сельских населенных пунктов Минской области в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005 2010 годы.
Финансирование программы предусматривается осуществить за счет средств республиканского бюджета, инновационного фонда облисполкома, собственных средств предприятий, планирующих осваивать научно-технические разработки.
В целях проведения работ по внедрению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в производство, создания благоприятных условий для активизации инновационной деятельности в Минском регионе, привлечения инвестиций в высокотехнологичные производства облисполкомом создано КУП ”Минский областной инновационный центр“.
Инновационная политика Минской области в 20062010 годах будет направлена на закрепление позитивных тенденций, сформировавшихся в экономике области, обеспечение устойчивого экономического роста за счет дальнейшей активизации инновационных процессов.
Основной задачей в 2007 2010 годах является стимулирование привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, обеспечивающие поступательное развитие экономики Минской области и повышение конкурентоспособности производства. Решение этой задачи будет осуществляться путем:
мобилизации инвестиционных ресурсов за счет предоставления государственной поддержки в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О местном управлении и самоуправлении“;
концентрации инвестиций на приоритетных для области направлениях, что является необходимым условием роста их эффективности;
расширения финансово-экономической базы для инновационной деятельности за счет вовлечения в инновационный процесс банковского сектора, средств республиканского и местного бюджетов, собственных средств организаций, осваивающих научно-технические разработки, средств иностранных инвесторов;
более полного использования инвестиционных возможностей, предоставляемых местным бюджетом;
дальнейшего формирования инновационного имиджа Минской области путем участия в выставках, конференциях, подготовки презентаций.
Перспективный план инновационного развития Минской области на 2007 2010 годы сформирован с учетом обеспечивающих рациональное и эффективное использование средств областного бюджета принципов:
оптимизации обязательств (отказ от инвестирования объектов, не соответствующих долгосрочным целям развития Минской области);
включения в перспективный план инновационного развития объектов, строительство и модернизация которых имеет областное значение;
обеспечения максимальной научно-технической и социально-экономической эффективности инвестиционных расходов областного бюджета.
К приоритетным направлениям инновационного развития Минской области относятся:
техническое обновление производств, преимущественно на основе отечественных научно-технических разработок;
внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды, новых импортозамещающих технологий на основе собственной сырьевой базы;
освоение адаптивных ресурсо- и энергосберегающих, экологически безопасных технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
районирование высокоурожайных сортов зерновых и зернобобовых культур, картофеля, трав, новых и трансгенных сельскохозяйственных культур;
освоение объектов малой энергетики, использующих нетрадиционные и возобновляемые источники энергии, а также работающих на местных видах топлива;
вовлечение в хозяйственный оборот местных сырьевых ресурсов, комплексная переработка и вторичное использование промышленных и бытовых отходов;
технологии производства современных строительных материалов и строительства жилья с высокими потребительскими качествами в сельской местности;
экология и рациональное природопользование.
Перспективный план инновационного развития Минской области на 2007 2010 включает мероприятия по созданию 20 новых высокотехнологичных производств и модернизации 19 действующих производств на основе внедрения передовых технологий и освоения в производстве новых видов продукции.
С использованием отечественных технологий на РУП ”Минский завод шестерен“ будет освоено производство деталей тракторных плугов с повышенными эксплуатационными характеристиками. Новое оборудование для животноводческих ферм (локально-циркуляционные установки, передвижные модули для машинного доения коров, установки для охлаждения молока и др.) будет выпускаться ОАО ”Агропромэнерго“, ОАО ”Любанский райагросервис“, ОАО ”Столбцовский райагросервис“, ОАО ”Стародорожский райагросервис“.
На предприятиях перерабатывающей отрасли (МОУП ”Столбцовский плодоовощной завод“, СОАО ”Слуцкий уксусный завод“, ОАО ”Копыльский маслосырзавод“, ОАО ”Березинский сыродельный завод“) планируется освоить современные технологии производства фруктовых соков и молочной сыворотки, на УП ”Жилье“ (г. Борисов) - организовать производство предизолированных труб для жилищно-коммунального хозяйства.
Наиболее важными проектами по модернизации действующих в области производств на основе внедрения передовых технологий являются:
модернизация линий по производству плодоовощных консервов и фруктовых соков на МОУП ”Борисовский консервный завод“, МОУП ”Столбцовский плодоовощной завод“, МОУП ”Иловское“;
организация производства новых строительных материалов и дорожных покрытий на УП ”Минскоблсельстрой“, КУП ”Минскоблдорстрой“;
модернизация предприятий перерабатывающей отрасли и организация выпуска на них новых видов продукции (ОАО ”Воложинский маслосырзавод“, ОАО ”Клецкий масложельный“ и другие“);
модернизация Дубровской и Солигорской малых гидроэлектростанций.
В целях обеспечения развития научно-инновационной деятельности облисполкомом формируется система взаимосвязанных финансовых институтов: средств республиканского и местного бюджетов, средств инновационных фондов и собственных средств организаций, реализующих инновационные проекты.
В структуре средств областного бюджета основное место займут инвестиции из средств инновационного фонда облисполкома, причем средства инновационного фонда будут выделяться как на возвратной, так и на безвозвратной основе.
Реализация мероприятий перспективного плана инновационного развития Минской области на 2007 2010 годы будет способствовать достижению важнейших параметров социально-экономического развития региона, устойчивому развитию народно-хозяйственного комплекса, позволит повысить производительность труда, снизить затраты материальных и энергетических ресурсов.
Все эти условия и возможности, а также скоординированная деятельность, направленная на формирование благоприятного инновационного климата в регионе, позволят повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции на международном рынке, создать дополнительные рабочие места, расширить экспортную базу и производство импортозамещающей продукции, осуществить модернизацию и реконструкцию предприятий.
Общий объем финансирования работ по созданию новых производств на действующих предприятиях и модернизации действующих производств в 2007 – 2010 годах составит 55645,1 млн. рублей, в том числе республиканский бюджет – 3208,0 млн. рублей, местный бюджет – 8090,2 млн. рублей, кредиты банков – 39863,9 млн. рублей, другие – 4483,0 млн. рублей.
План инновационного развития
Минской области
Направление инновацион-ного развития | Всего | В том числе на основе | Объем финансирования, млн. рублей | ||||||
оте-чест-вен-ных техно-логий | зару-беж-ных техно-логий | всего | в том числе по источникам финансирования | ||||||
респуб-ликан-ский бюджет, в том числе иннова-циион-ный фонд | местный бюджет | кредиты банка | ссуды, займы | собст-венные средства организа-ций и другие | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Создание новых произ-водств (с ис-пользованием новых техно-логий) на действующих предприятиях
| 16 | 13 | 3 | 15580,0 | 508,0 | 2517,0 | 8200,0 | - | 4355,0 |
2. Модерни-зация дейст-вующих про-изводств на основе внед-рения пере-довых (новых и высоких) технологий | 26 | 13 | 13 | 40065,1 | 2700,0 | 5573,2 | 31663,9 | - | 128,0 |
Итого | 42 | 26 | 16 | 55645,1 | 3208,0 | 8090,2 | 39863,9 | - | 4483,0 |
- Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы Содержание
- Паспорт
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 мировые и отечественные тенденции инновационного развития
- Республике Беларусь в 2001 – 2005 годах.
- Глава 3 направления и меры по достижению целей, реализации приоритетов инновационного развития и формирования национальной инновационной системы республики беларусь
- 3.1. Совершенствование макроэкономических условий и формирование эффективных экономических институтов
- Формирование инновационной инфраструктуры
- Переоснащение исследовательской базы науки
- Система научного и информационного обеспечения реализации Государственной программы
- Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства
- Развитие финансовой инфраструктуры
- Создание механизмов мотивации и стимулирования инновационной деятельности
- Подготовка кадров для инновационной деятельности
- Совершенствование охраны и управления интеллектуальной собственностью
- Финансирование Программы
- 3.2. Структура управления Национальной инновационной системой Республики Беларусь
- 3.3. Модернизация экономики на основе новых технологических решений
- 3.3.1. Государственный комитет по науке и технологиям
- 3.3.2. Национальная академия наук Беларуси
- По Гродненской области
- 3.3.3. Государственный комитет по стандартизации
- 3.3.4. Министерство промышленности
- 3.3.5. Министерство архитектуры и строительства
- 3.3.6. Министерство здравоохранения
- 3.3.7. Министерство образования
- 3.3.8. Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- 3.3.9. Министерство спорта и туризма
- 3.3.10. Министерство энергетики
- 3.3.11. Министерство жилищно-коммунального хозяйства
- 3.3.12. Министерство информации
- 3.3.13. Министерство связи и информатизации
- 3.3.14. Министерство статистики и анализа
- 3.3.15. Министерство торговли
- 3.3.16. Министерство транспорта и коммуникаций
- 3.3.17. Министерство культуры
- 3.3.18. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
- 3.3.19. Министерство финансов
- 3.3.20. Министерство лесного хозяйства
- 3.3.21. Министерство по налогам и сборам
- 3.3.22. Государственный военно-промышленный комитет
- 3.3.23. Государственный комитет по имуществу
- 3.2.24. Концерн ”Белбиофарм“
- Организационно-управленческие инновационные мероприятия по развитию фармацевтической промышленности
- 3.3.25. Концерн ”Белгоспищепром“
- 3.3.26. Концерн ”Беллесбумпром“
- 3.3.27. Концерн ”Беллегпром“
- 3.3.28. Концерн ”Белнефтехим“
- 3.3.29. Белкоопсоюз
- 3.3.30. Парк высоких технологий
- 3.4. Инновационное развитие г. Минска и областей
- 3.4.1. Город Минск
- 3.4.2. Брестская область
- 3.4.3. Витебская область
- 3.4.4. Гомельская область
- 3.4.5. Гродненская область
- 3.4.6. Минская область
- 3.4.7. Могилевская область