Республике Беларусь в 2001 – 2005 годах.
Для белорусской науки 2001 2005 годы, как и для экономики, общества и страны в целом, стали переломными. Активнее стали развиваться процессы, согласующиеся с современными тенденциями научно-технологического развития в ведущих странах: формирование инфраструктуры инновационной деятельности, информатизация, опережающее развитие технических и естественных наук, коммерциализация научной деятельности, организация системы маркетинга научных достижений, рынков интеллектуальной продукции и высоких технологий.
Утверждены приоритетные направления научно-технической деятельности, фундаментальных и прикладных научных исследований, в рамках которых сформированы государственные научно-технические программы и государственные программы фундаментальных и прикладных научных исследований на 2006 – 2010 годы.
Принятые руководством страны меры позволили достигнуть стабильности по такому важнейшему показателю, как наукоемкость ВВП, – около 0,7 процента. При этом Республика Беларусь сохраняет одно из лидирующих мест среди государств участников Содружества Независимых Государств (далее страны СНГ) по относительному уровню затрат на науку.
За 2001 – 2005 годы наметились положительные сдвиги в динамике численности научных работников, замедлились темпы оттока кадров из научной отрасли.
Важным следует считать достигнутое в прошедшем пятилетии выравнивание оплаты труда в научной отрасли по сравнению с другими отраслями экономики. В 2005 году средний уровень оплаты труда работников научной сферы был на 33,9 процента выше, чем в среднем по экономике, и на 26,5 процента – чем в промышленности.
Государство оказывает существенную поддержку в виде материального стимулирования молодых ученых.
Наряду с заработной платой стимулом развития научной отрасли стало сохранение для нее налоговых преференций. Удельный вес льгот только по основным видам налогов и платежей в доходах консолидированного бюджета составлял в течение пяти лет от 0,72 процента (2002 год) до 2,86 процента (2003 год), и в 2005 году – 0,85 процента. В абсолютном выражении суммы льгот по стимулированию научно-технической деятельности, инноваций и внедрения новой техники и технологий в течение пятилетки достигали 300 500 млрд. рублей и более (наибольшая величина – 533,6 млрд. рублей – в 2004 году).
Миграционный отток ученых в последнее время заметно сократился. Его ежегодный уровень составляет менее 0,1 процента от общей численности работников, занятых в научной сфере, и профессорско-преподавательского состава высшей школы. Эта величина значительно ниже уровня ”утечки умов“ из стран Западной Европы.
В соответствии с решениями Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь в стране создан единый механизм планирования подготовки научных работников высшей квалификации на основе государственного заказа. Реализация новой системы подготовки научных работников высшей квалификации позволит в ближайшей перспективе обеспечить потребности в высококвалифицированных специалистах наукоемких отраслей белорусской экономики.
Расширяется инновационная инфраструктура в регионах страны. В 2005 году в дополнение к существующим создано 7 новых объектов инновационной инфраструктуры, в 29 органах государственного управления сформированы инновационные фонды.
В целях повышения эффективности использования кадрового потенциала, материальных и финансовых ресурсов в научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь созданы научно-практические (технические) центры. Так, в системе НАН Беларуси их 5 (аграрный профиль), в Министерстве промышленности – 8.
Инновационная деятельность вносит значительный вклад в экономическое развитие страны. При увеличении затрат на технологические инновации за 2002 – 2005 годы с 910,5 до 2362,1 млрд. рублей (в 2,6 раза) объем инновационной продукции вырос с 1 733,1 до 7 003,6 млрд. рублей (в 4 раза). В 2005 году на каждый рубль затрат на инновации приходилось инновационной продукции на 2,97 рубля. Из общего количества произведенной инновационной продукции 17 процентов потреблялось внутри страны, 25,4 поставлялось на рынки стран СНГ, 57,6 процента – на иные рынки. Такое распределение продукции свидетельствует о высоком уровне ее конкурентоспособности. В последние годы прослеживается тенденция последовательного возрастания инновационной продукции, реализуемой в странах вне СНГ: в 2002 году – 43,1 процента, в 2004 – 50,5, в 2005 году – 57,6 процента.
На правительственном уровне заключены соглашения о научном сотрудничестве более чем с 40 странами, а всего установлены взаимоотношения примерно с 70 странами мира. Векторная направленность международного сотрудничества имеет самый широкий диапазон – это страны СНГ и Европейского союза, США, Япония и другие. В последние годы активизировались взаимоотношения со странами Азиатского региона: Китаем, Индией, Кореей, Вьетнамом, а также по направлениям инновационной деятельности и информатизации – с Ираном, Ираком, Ливией, ЮАР.
В области охраны и использования объектов интеллектуальной собственности обеспечено организационно-методическое и государственное стимулирование процессов создания, правовой охраны и коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности отечественных производителей.
- Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы Содержание
- Паспорт
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 мировые и отечественные тенденции инновационного развития
- Республике Беларусь в 2001 – 2005 годах.
- Глава 3 направления и меры по достижению целей, реализации приоритетов инновационного развития и формирования национальной инновационной системы республики беларусь
- 3.1. Совершенствование макроэкономических условий и формирование эффективных экономических институтов
- Формирование инновационной инфраструктуры
- Переоснащение исследовательской базы науки
- Система научного и информационного обеспечения реализации Государственной программы
- Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства
- Развитие финансовой инфраструктуры
- Создание механизмов мотивации и стимулирования инновационной деятельности
- Подготовка кадров для инновационной деятельности
- Совершенствование охраны и управления интеллектуальной собственностью
- Финансирование Программы
- 3.2. Структура управления Национальной инновационной системой Республики Беларусь
- 3.3. Модернизация экономики на основе новых технологических решений
- 3.3.1. Государственный комитет по науке и технологиям
- 3.3.2. Национальная академия наук Беларуси
- По Гродненской области
- 3.3.3. Государственный комитет по стандартизации
- 3.3.4. Министерство промышленности
- 3.3.5. Министерство архитектуры и строительства
- 3.3.6. Министерство здравоохранения
- 3.3.7. Министерство образования
- 3.3.8. Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- 3.3.9. Министерство спорта и туризма
- 3.3.10. Министерство энергетики
- 3.3.11. Министерство жилищно-коммунального хозяйства
- 3.3.12. Министерство информации
- 3.3.13. Министерство связи и информатизации
- 3.3.14. Министерство статистики и анализа
- 3.3.15. Министерство торговли
- 3.3.16. Министерство транспорта и коммуникаций
- 3.3.17. Министерство культуры
- 3.3.18. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
- 3.3.19. Министерство финансов
- 3.3.20. Министерство лесного хозяйства
- 3.3.21. Министерство по налогам и сборам
- 3.3.22. Государственный военно-промышленный комитет
- 3.3.23. Государственный комитет по имуществу
- 3.2.24. Концерн ”Белбиофарм“
- Организационно-управленческие инновационные мероприятия по развитию фармацевтической промышленности
- 3.3.25. Концерн ”Белгоспищепром“
- 3.3.26. Концерн ”Беллесбумпром“
- 3.3.27. Концерн ”Беллегпром“
- 3.3.28. Концерн ”Белнефтехим“
- 3.3.29. Белкоопсоюз
- 3.3.30. Парк высоких технологий
- 3.4. Инновационное развитие г. Минска и областей
- 3.4.1. Город Минск
- 3.4.2. Брестская область
- 3.4.3. Витебская область
- 3.4.4. Гомельская область
- 3.4.5. Гродненская область
- 3.4.6. Минская область
- 3.4.7. Могилевская область