logo
экология и иновации в энергетике / 3УМК ОНИИД ЗаО / ГосПрИнРазв 2007 2010

Республике Беларусь в 2001 – 2005 годах.

Для белорусской науки 2001  2005 годы, как и для экономики, общества и страны в целом, стали переломными. Активнее стали развиваться процессы, согласующиеся с современными тенденциями научно-технологического развития в ведущих странах: формирование инфраструктуры инновационной деятельности, информатизация, опережающее развитие технических и естественных наук, коммерциализация научной деятельности, организация системы маркетинга научных достижений, рынков интеллектуальной продукции и высоких технологий.

Утверждены приоритетные направления научно-технической деятельности, фундаментальных и прикладных научных исследований, в рамках которых сформированы государственные научно-технические программы и государственные программы фундаментальных и прикладных научных исследований на 2006 – 2010 годы.

Принятые руководством страны меры позволили достигнуть стабильности по такому важнейшему показателю, как наукоемкость ВВП, – около 0,7 процента. При этом Республика Беларусь сохраняет одно из лидирующих мест среди государств  участников Содружества Независимых Государств (далее  страны СНГ) по относительному уровню затрат на науку.

За 2001 – 2005 годы наметились положительные сдвиги в динамике численности научных работников, замедлились темпы оттока кадров из научной отрасли.

Важным следует считать достигнутое в прошедшем пятилетии выравнивание оплаты труда в научной отрасли по сравнению с другими отраслями экономики. В 2005 году средний уровень оплаты труда работников научной сферы был на 33,9 процента выше, чем в среднем по экономике, и на 26,5 процента – чем в промышленности.

Государство оказывает существенную поддержку в виде материального стимулирования молодых ученых.

Наряду с заработной платой стимулом развития научной отрасли стало сохранение для нее налоговых преференций. Удельный вес льгот только по основным видам налогов и платежей в доходах консолидированного бюджета составлял в течение пяти лет от 0,72 процента (2002 год) до 2,86 процента (2003 год), и в 2005 году – 0,85 процента. В абсолютном выражении суммы льгот по стимулированию научно-технической деятельности, инноваций и внедрения новой техники и технологий в течение пятилетки достигали 300  500 млрд. рублей и более (наибольшая величина – 533,6 млрд. рублей – в 2004 году).

Миграционный отток ученых в последнее время заметно сократился. Его ежегодный уровень составляет менее 0,1 процента от общей численности работников, занятых в научной сфере, и профессорско-преподавательского состава высшей школы. Эта величина значительно ниже уровня ”утечки умов“ из стран Западной Европы.

В соответствии с решениями Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь в стране создан единый механизм планирования подготовки научных работников высшей квалификации на основе государственного заказа. Реализация новой системы подготовки научных работников высшей квалификации позволит в ближайшей перспективе обеспечить потребности в высококвалифицированных специалистах наукоемких отраслей белорусской экономики.

Расширяется инновационная инфраструктура в регионах страны. В 2005 году в дополнение к существующим создано 7 новых объектов инновационной инфраструктуры, в 29 органах государственного управления сформированы инновационные фонды.

В целях повышения эффективности использования кадрового потенциала, материальных и финансовых ресурсов в научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь созданы научно-практические (технические) центры. Так, в системе НАН Беларуси их 5 (аграрный профиль), в Министерстве промышленности – 8.

Инновационная деятельность вносит значительный вклад в экономическое развитие страны. При увеличении затрат на технологические инновации за 2002 – 2005 годы с 910,5 до 2362,1 млрд. рублей (в 2,6 раза) объем инновационной продукции вырос с 1 733,1 до 7 003,6 млрд. рублей (в 4 раза). В 2005 году на каждый рубль затрат на инновации приходилось инновационной продукции на 2,97 рубля. Из общего количества произведенной инновационной продукции 17 процентов потреблялось внутри страны, 25,4  поставлялось на рынки стран СНГ, 57,6 процента – на иные рынки. Такое распределение продукции свидетельствует о высоком уровне ее конкурентоспособности. В последние годы прослеживается тенденция последовательного возрастания инновационной продукции, реализуемой в странах вне СНГ: в 2002 году – 43,1 процента, в 2004 – 50,5, в 2005 году – 57,6 процента.

На правительственном уровне заключены соглашения о научном сотрудничестве более чем с 40 странами, а всего установлены взаимоотношения примерно с 70 странами мира. Векторная направленность международного сотрудничества имеет самый широкий диапазон – это страны СНГ и Европейского союза, США, Япония и другие. В последние годы активизировались взаимоотношения со странами Азиатского региона: Китаем, Индией, Кореей, Вьетнамом, а также по направлениям инновационной деятельности и информатизации – с Ираном, Ираком, Ливией, ЮАР.

В области охраны и использования объектов интеллектуальной собственности обеспечено организационно-методическое и государственное стимулирование процессов создания, правовой охраны и коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности отечественных производителей.