logo
экология и иновации в энергетике / 3УМК ОНИИД ЗаО / ГосПрИнРазв 2007 2010

3.2. Структура управления Национальной инновационной системой Республики Беларусь

Национальная инновационная система Республики Беларусь представляет собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в Республике Беларусь.

Управление Национальной инновационной системой Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, НАН Беларуси, иными государственными организациями, органами местного управления и самоуправления в пределах и в соответствии с их полномочиями.

Президент Республики Беларусь:

утверждает приоритетные направления научно-технической деятельности в Республике Беларусь;

утверждает приоритетные направления инновационной политики;

утверждает важнейшие инновационные проекты;

утверждает (согласовывает) инновационные программы;

принимает решения о создании научно-практических (производственных) центров;

регулирует иные важнейшие вопросы, связанные с управлением Национальной инновационной системой Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь:

утверждает приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь;

утверждает приоритетные направления создания и развития новых и высоких технологий;

утверждает перечни государственных программ: комплексных целевых научно-технических, фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-технических (региональных, отраслевых);

обеспечивает проведение (реализацию) государственной инновационной политики.

Республиканские органы государственного управления, НАН Беларуси, иные государственные организации:

разрабатывают предложения о приоритетах государственной инновационной политики;

участвуют в формировании и реализации программ различных уровней и инновационных проектов;

выступают государственными заказчиками государственных, научно-технических программ и программ фундаментальных и прикладных научных исследований;

создают научные, конструкторско-технологические и проектные организации;

осуществляют контроль за выполнением программ и инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, и за целевым использованием этих средств;

участвуют в создании и развитии инновационной инфраструктуры.

Органы местного управления и самоуправления:

осуществляют формирование и реализацию научно-технических программ и инновационных проектов;

выступают государственными заказчиками региональных научно-технических и иных программ инновационного развития областей;

осуществляют контроль за выполнением региональных научно-технических программ и инновационных проектов;

создают и содействуют созданию и развитию субъектов инновационной инфраструктуры.

Управление Национальной инновационной системой Республики Беларусь осуществляется на основе программно-целевого метода – через формирование, утверждение и обеспечение выполнения программ (инновационных проектов) различного уровня.

Порядок формирования и выполнения программ (инновационных проектов) различного уровня определяется Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Финансирование научной, научно-технической, инновационной и иной деятельности осуществляется из следующих источников:

средства республиканского и (или) местных бюджетов;

собственные средства организаций;

заемные средства;

инновационные фонды;

иностранные инвестиции;

республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

другие средства в соответствии с законодательством.

Информационное обеспечение функционирования Национальной инновационной системы Республики Беларусь осуществляется республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией в рамках государственной системы научно-технической информации путем издания информационных материалов о предлагаемых для реализации инновациях и инновационных проектах.

Кадровое обеспечение функционирования Национальной инновационной системы Республики Беларусь осуществляется путем подготовки научных работников высшей квалификации, специалистов инновационного менеджмента на основе государственного заказа, а также по инициативе субъектов хозяйствования.

Основные функции и задачи управления Национальной инновационной системой Республики Беларусь на отраслевом уровне:

разработка и реализация стратегии инновационного развития отрасли;

обеспечение финансирования отраслевых программ инновационного развития;

обеспечение выполнения и контроля за показателями инновационного развития отрасли;

исполнение мероприятий Государственной программы;

информационное и идеологическое обеспечение инновационного развития отрасли;

создание товаропроводящей сети внутри страны и за рубежом;

укрепление кадрового потенциала отраслевой науки;

научно-техническое прогнозирование инновационного развития отрасли;

развитие высокотехнологичных производств и увеличение их экспортного потенциала.

Основные функции и задачи управления Национальной инновационной системой Республики Беларусь на региональном уровне:

разработка и реализация стратегии инновационного развития региона;

обеспечение выполнения и контроль за показателями инновационного развития региона;

координация и исполнение мероприятий Государственной программы на территории региона;

информационное и идеологическое обеспечение инновационного развития региона;

выполнение программ и бизнес-планов инновационного развития областей, районов, городов и агрогородков;

содействие в разработке и реализации целевых программ и бизнес-планов инновационного развития предприятий;

создание и развитие региональных инновационных структур;

организационно-финансовая поддержка малых и средних инновационных предприятий, предприятий коммунальной собственности;

создание центров трансфера технологий, технопарков.