logo
экология и иновации в энергетике / 3УМК ОНИИД ЗаО / ГосПрИнРазв 2007 2010

3.3.16. Министерство транспорта и коммуникаций

Главной целью транспортной политики Республики Беларусь на предстоящее пятилетие является формирование конкурентоспособной транспортной системы, дальнейшее развитие транспортных и коммуникационных услуг и соответствующей инфраструктуры.

Для обеспечения устойчивого, сбалансированного развития транспорта и коммуникаций предусматривается совершенствование правовых основ транспортной деятельности, обеспечение соответствия транспортной инфраструктуры развитию производительных сил.

Реализация программных мероприятий позволит достичь в 2010 году: доли новой продукции в общем объеме продукции промышленности – 20 процентов; доли сертифицированной продукции в общем объеме производства – 42,5 процента; уменьшить степень износа активной части основных промышленно-производственных средств до 58 процентов; увеличить долю затрат на оборудование, инструмент и инвентарь в инвестициях в основной капитал до 45,5 процента.

В целях удовлетворения потребностей населения и экономики страны в перевозках и обеспечения устойчивого сбалансированного развития транспорта разработаны следующие государственные программы: Программа развития Белорусской железной дороги до 2010 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 1999 г. № 161 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 11, 5/187); Государственная программа развития международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов на 2003  2008 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 октября 2002 г. № 1360 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 113, 5/11243); Программа развития внутреннего водного и морского транспорта до 2010 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 407 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 40, 5/12240); Программа развития пассажирских перевозок автомобильным транспортом в 2005  2010 годах, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2005 г. № 675 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 103, 5/16167); Комплексная программа обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2005 г. № 700 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 105, 5/16196); Программа ”Дороги Беларуси“ на 2006  2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2006 г. № 468 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 59, 5/22161); Государственная программа развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. № 557 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 71, 5/22246).

На создание новых производств (с освоением новых технологий) на действующих предприятиях в 2006  2010 годах планируется освоение финансовых средств в объеме 229 855 млн. рублей, в том числе 409 млн. рублей из средств инновационного фонда Министерства транспорта и коммуникаций и собственных средств организаций – 229 145 млн. рублей.

Планируется, что в 2006 – 2010 годах будут созданы новые производства с освоением следующих технологий:

1. На РУП ”Речицкий судостроительный-судоремонтный завод“ будет организовано производство газогенераторных котлов, работающих на древесном топливе. В 2006 году предполагается произвести 45 штук, в последующие годы  по 100 штук ежегодно. Организация собственного производства отопительных устройств газогенераторного типа обеспечит ежегодное увеличение потребления местных видов топлива на 5 процентов, снижение энергозависимости отрасли от импортируемых топливно-энергетических ресурсов, дополнительную загрузку производственных мощностей предприятия.

2. На РУП ”Гомельский авторемонтный завод“ организовано серийное производство автобусов малой вместимости АО92 ”Радимич“ и его модификаций. В 2006 – 2010 годах планируется произвести 1470 автобусов малой вместимости.

В 2007 году запланирована сертификация автобуса данного класса, в результате чего будет расширен рынок сбыта за счет поставки их на экспорт. К 2010 году объем производства этих автобусов предполагается на уровне 400 единиц в год, причем доля экспорта в объеме производства составит около 20 процентов.

3. В ОАО ”Белдортехника“ планируется организация производства рукава высокого давления для оснащения отечественной дорожно-строительной техники. Организация производства по итальянской технологии позволит сократить закупки импортных материалов.

4. Исходя из необходимости повышения экономической эффективности функционирования РУП ”Минский авиаремонтный завод“ и столичных аэропортов, более рационального использования расположенных в центре г. Минска площадей (площадь, занимаемая РУП ”Минский авиаремонтный завод“, составляет 35 гектаров) в соответствии с Генеральным планом г. Минска, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 23 апреля 2003 г. № 165 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 49, 1/4555), недопустимости по нормам безопасности выполнения полетов самолетов (особенно испытательных) над городом, а также необходимости выноса за пределы города всех работ, связанных со значительным загрязнением окружающей среды (смывка, покраска воздушных судов), в 2006  2010 годах следует совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления осуществить:

поэтапный перенос производственной базы РУП ”Минский авиаремонтный завод на территорию РУП ”Национальный аэропорт Минск“ с проработкой очередности строительства производственных помещений и объектов инфраструктуры, необходимых для обеспечения обслуживания авиационной техники за счет привлеченных средств;

закрытие аэропорта Минск-1 с передачей высвобождаемых площадей, зданий и сооружений г. Минску.

5. В целях повышения эффективности управления движением городского пассажирского транспорта и обеспечения регулярности движения пассажирского транспорта запланирована разработка системы автоматизированного контроля за движением автобусов в регулярном сообщении. Один диспетчерский пункт сможет отслеживать ситуацию в ”режиме реального времени“ на 10 маршрутах одновременно (около 1000 пассажирских автотранспортных средств).

На модернизацию действующих производств на основе внедрения передовых (новых и высоких) технологий в 2006  2010 годах планируется освоение финансовых средств в объеме 51 460 млн. рублей, в том числе 563 млн. рублей из средств инновационного фонда Минтранса, бюджета – 237 млн. рублей и других источников – 50 660 млн. рублей.

6. В настоящее время ведется разработка специальной компьютерной системы централизованной продажи билетов на проезд в пассажирском транспорте в Республике Беларусь, внедрение которой запланировано на 2007 год. В результате внедрения будет создана Республиканская вычислительная сеть, обеспечивающая компьютеризацию продажи билетов на проезд в автобусах пригородных и междугородных маршрутов, на поезда и самолеты.

7. На Борисовском авторемонтном заводе освоено производство мобильного транспортного средства, предназначенного для оказания социально-бытовых услуг населению, проживающему в сельской местности.

8. На филиале ”Завод железобетонных мостовых конструкций“ планируется осуществить модернизацию автоматизированной системы управления бетонно-смесительного цеха, что позволит обеспечить точность дозирования материалов и повысить качество железобетонных изделий. Кроме того, планируется осуществить модернизацию автоматизированной системы термовлажностной обработки мостовых железобетонных изделий, что позволит повысить качество и обеспечить рациональное использование энергоресурсов.

9. Главной целью РУП ”Белаэронавигация“, предоставляющего свои услуги в области аэронавигации в Республике Беларусь, является эффективное обслуживание систем аэронавигационного комплекса для обеспечения безопасности полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь, а также постоянное развитие технического потенциала на основе современных научно-технических достижений в области радионавигационного оборудования. В соответствии с требованиями ИКАО названная организация в 2006  2010 годах будет осуществлять за счет собственных финансовых средств постоянное развитие аэронавигационной системы Республики Беларусь на основе современных научно-технических достижений для обеспечения безопасного аэронавигационного обслуживания в воздушном пространстве Республики Беларусь и конкурентоспособности на рынке аэронавигационных услуг, а также техническое перевооружение систем аэронавигационного обеспечения и модернизацию систем радиолокационного обеспечения.

Стратегия развития системы радионавигационного обеспечения предусматривает установку дополнительных маяков VOR/DME в целях покрытия навигационным полем Республики Беларусь в соответствии с требованиями RNP5. Системы инструментальной посадки СП-80М и радиопеленгаторы АРП-75 по мере выработки ресурса будут меняться на современные.

Модернизация систем радиолокационного обеспечения ориентируется на требования Евроконтроля и рекомендации ИКАО. При этом отдельные радиолокационные объекты будут оборудованы системой дистанционного управления, что позволит исключить присутствие технического персонала на объекте.

При модернизации существующих радарных систем будет обеспечено соответствие требованиям Евроконтроля и рекомендациям ИКАО или замена на моноимпульсные твердотельные.

Для получения качественной третичной обработки радиолокационной информации, используемой в АРАС УВД ”Синтез-АР2“, необходимо построение локационного поля на локаторах одного поколения.

В связи с повышением требований к характеристикам радаров необходимо иметь инструменты, позволяющие анализировать такие характеристики, как точность, разрешающую способность, вероятность обнаружения, диаграмму направленности и другие.

10. Белорусской железной дорогой в рамках Государственной программы предусмотрено развитие технического комплекса дороги с модернизацией действующих производств на основе новых технологий.

Развитие базы заводского ремонта включает в себя внедрение автоматизированных комплексов, средств механизации и автоматизации технологических процессов контроля технического состояния локомотивов, увеличение ресурса работы деталей и узлов, оказывающих решающее влияние на безопасность движения и эксплуатационную надежность, что позволит увеличить межремонтные пробеги и эффективнее использовать подвижной состав.

При реконструкции сортировочных станций Минск-Сортировочный, Калинковичи, Витебск будут осуществлены замена релейной горочной автоматической централизации, а также развитие автоматических систем управления сортировочных станций Полоцк, Жлобин, Лида, Лунинец, Брест.

На крупных станциях будут внедрены микропроцессорные системы электрической централизации (далее  ЭЦ) взамен устаревших аналоговых релейных ЭЦ. Их модернизация будет произведена на существующих площадях, без строительства новых постов ЭЦ.

Запланирована замена автоматической блокировки на новые модели с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры.

Планируется перевести автоматические телефонные станции дорожного пользования с механических (координатных) на электронные (цифровые). Это позволит улучшить качество обслуживания абонентов, снизить на порядок потребление электроэнергии, разместить аппаратуру на меньшей площади и сократить эксплуатационный штат работников по их обслуживанию.

В области экологической безопасности планируется внедрение новой промывочно-пропарочной технологии на станции Барбаров. Это позволит отказаться от пропарочных систем обработки поверхностей и иметь закрытость (рециркуляционность) ведения технологических процессов.

Общий объем финансирования работ по созданию новых производств на действующих предприятиях и модернизации существующих производств в 2007 – 2010 годах составит 279434,8 млн. рублей, в том числе за счет республиканского бюджета – 1528 млн. рублей, другие – 277906,8 млн. рублей.

План инновационного развития Министерства транспорта и коммуникаций

Направление инновацион-ного развития

Всего

В том числе на основе

Объем финансирования, млн. рублей

оте-чест-вен-ных техно-логий

зару-беж-ных техно-логий

всего

в том числе по источникам финансирования

респуб-ликан-ский бюджет, в том числе иннова-циион-ный фонд

местный бюджет

кредиты банка

ссуды, займы

собст-венные средства организа-ций и другие

1. Создание новых произ-водств (с ис-пользованием новых техно-логий) на дей-ствующих предприятиях

5

3

2

228573,8

728,0

-

-

-

227845,8

2. Модерниза-ция действу-ющих произ-водств на основе внед-рения пере-довых (новых и высоких) технологий

5

5

-

50861,0

800,0

-

-

-

50061,0

Итого

10

8

2

279434,8

1528,0

-

-

-

277906,8