3.3.17. Министерство культуры
Цель государственной политики в сфере культуры сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие национальной культуры, создание условий для всестороннего развития личности.
Приоритеты – реструктуризация сельских учреждений культуры, возобновление работы передвижных учреждений культуры, создание многопрофильных комплексов, способствующих расширению форм и видов культурно-досуговых услуг сельскому населению, развитие народного творчества.
Организация деятельности системы Министерства культуры осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями отраслевой программы ”Сохранение и развитие культуры Республики Беларусь на период 2006 – 2010 гг.” и инвестиционной программы.
Государственная программа ”Память Беларуси” на 2006-2010 годы разработана на основании поручения протокола совещания у Премьер-министра Республики Беларусь от 23 декабря 2004 года № 5/114 ПР. Ее цель – обеспечить государственный учет и сохранение документальных памятников, представить богатство и значимость культурного наследия нации. Программа предполагает интеграцию ресурсов и введение в научное и культурное использование документальных памятников, которые хранятся в белорусских библиотеках, музеях, архивах, а также за пределами республики. Ее реализация улучшит условия физической сохранности наиболее ценных документальных памятников, обеспечит формирование общедоступных электронных информационных ресурсов, которые надежно сохраняются и отражают историю и культуру Беларуси.
Программа позволит пополнить Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, создать реестр наиболее ценных и значимых документов (рукописей, старопечатных книг, архивных материалов, редких изданий и т.п.), а также сформировать центр и лабораторию оцифровки, репродуцирования, реставрации и консервации документальных памятников. Все это послужит популяризации документального наследия в научных, учебных и просветительских целях.
Программа разработана Министерством культуры, Национальной библиотекой Беларуси совместно с другими заинтересованными. Она рассчитана на 2007-2010 годы. В настоящее время программа прошла согласование в Министерстве финансов, Министерстве экономики, Государственном комитете по науке и технологиям и находится на согласовании в Национальной академии наук Беларуси.
В системе Министерства культуры функционирует ряд предприятий, выпускающих необходимое для сферы культуры оборудование. Так, республиканское производственное унитарное предприятие ”Минский завод ”Светокон“ планирует разработать и начать выпуск звукоусилительной аппаратуры и механики поворотной сцены для учреждений культуры и образования. Для переоснащения производства, в частности, выпуска звукоусилительной аппаратуры предприятию необходимо закупить следующее оборудование: проволочно-эрозионный станок DEM, токарный станок с ЧПУ DL CNC, универсальный фрезерный станок UFM5.
Сложность процессов социального функционирования искусства в современной социокультурной ситуации актуализирует проблемы его пропаганды, совершенствования форм художественной жизни, прогнозирования культурных процессов. Научное изучение и обоснование необходимости разработок в области изучения художественного, декоративно-прикладного, народного музыкального искусства предполагает активизацию научного потенциала ВУЗов культуры и искусства (Белорусский государственный университет культуры и искусств, Белорусская государственная академия музыки, Белорусская государственная академия искусств). Абсолютное большинство сотрудников имеют научные степени и звания, являются высококвалифицированными, авторитетными в своей области специалистами.
Белорусская государственная академия музыки занимается проблемой трансляции белорусской музыки в современных условиях. Уровень музыкальной пропаганды белорусской музыки не вполне соответствует потребностям музыкальной культуры общества. Необходимо проанализировать пути и методы пропаганды белорусской музыки в идейно-воспитательном процессе в различных социально-культурных группах слушателей; создать на основе научных исследований и монографий учебники, учебные пособия, дидактические материалы, определить основные направления реформирования системы приобщения слушателя к серьезной белорусской музыке, создать тематически ориентированную широкую фактологическую базу, включающую диахронный и синхронный ”срезы” музыкального искусства Беларуси; выявить проблемы и перспективы белорусского композиторского творчества и исполнительского искусства.
Разработка инновационных мультимедийных методов, средств и форм обучения создает перспективу развития и пропаганды белорусского музыкального искусства.
Научно-исследовательскими лабораториями Белорусского государственного университета культуры и искусств осуществляется разработка следующих научных направлений:
изготовление и использование белорусских народных инструментов, образцов декоративно-прикладного искусства;
модели информационного обеспечения отрасли культуры
Технология изготовления и использования белорусских народных инструментов способствует:
популяризации национальных музыкальных инструментов (цимбалы, дуда, жалейка, дудка, труба, окарина, рог, соломка, парные дудки, поршневая дудка), возвращению их в ряд популярных массовых инструментов,
усиливает влияние традиционных форм музицирования на массовое сознание белорусских граждан,
содействует развитию белорусской национальной музыкальной культуры белорусов (в фольклорном и сценическом вариантах), выявлению и атрибуции национального инструментария;
позволит решить актуальные проблемы этноорганологии (этническое инструментоведение), прогнозировать развитие национальной инструментальной культуры как в академической, так и в массовой версии.
Восстановление и развитие традиционных технологий белорусского декоративно-прикладного искусства актуализирует выполнение задачи по возрождению и восстановлению утраченных и малоизученных технологий, разработке комплексных методов анализа художественно-стилистических направлений декоративно-прикладного искусства Беларуси, создание единого информационного банка данных по направлениям: обзорно-аналитический, методико-технологический, базы данных. В ходе работы предусматривается создание экспериментальных образцов в ткачестве, керамике, соломоплетении, гобелене, росписи, декоративной композиции; выполнение технологических карт, эскизных разработок, экспериментальный поиск вариантов по восстановлению утраченных технологий в декоративно-прикладном искусстве. Внедрение результатов исследования позволит создать электронный каталог; издать учебные, методические и практические пособия, альбомы по техническим и технологическим приемам декорирования предметов декоративно-прикладного искусства с использованием традиционного белорусского орнамента.
Инновационно-педагогическая деятельность в системе высшего библиотечного образования содействует информационному обеспечению процесса подготовки библиотечных работников, что требует разработки учебно-методического обеспечения двухуровневой системы подготовки специалистов, образовательного стандарта, Концепции системы непрерывного образования библиотечных кадров в республике, проведения мониторинга, цикла семинаров-тренингов по инновационно-образовательным технологиям.
Немаловажной проблемой белорусской культуры является разработка специфики отечественного дизайна. Научно-творческая лаборатория по компьютерному дизайнерскому проектированию Белорусской государственной академии искусств изучает следующие направления дизайна: промышленный, графический, дизайн виртуальной среды.
В ходе общественного развития, условиях постмодернизма дизайн приобретает качественно новые черты, решает новые проблемы (эстетические, социальные, психологические и т.д.). Целью и задачами исследования дизайна являются изучение и обобщение исторического опыта развития дизайна в Беларуси, разработка системной классификации деятельности по видам и направлениям; выявление ведущих творческих стилевых концепций и направлений дизайна, определяющих белорусские особенности.
На 2007 – 2010 гг. планируется разработка временных лент (”Дизайн в Беларуси”, ”Стилевые поиски в белорусском дизайне”, ”Отечественный дизайн виртуальной среды” и др.). Разработанные компьютерные средства обучения имеют практическое значение и могут служить основой для выработки научно обоснованных рекомендаций в области развития дизайн-деятельности; при проведении дизайн-экспертизы в качестве эталонных рядов.
Реставрационно-восстановительные работы по дворцово-парковому ансамблю ХVI-ХVIII веков в г.Несвиже ведутся в соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь от 02.12.1997 № 363рп ”О реставрации дворцово-паркового ансамбля ХVI-ХVIII веков в г. Несвиже” в целях восстановления и сохранения уникального памятника архитектуры и культуры замка Радзивиллов Национального историко-культурного музея-заповедника ”Несвиж”. Дворцово-парковый ансамбль представляет собой цельную экспозицию жилых, служебных, хозяйственных, инженерных и оборонительных сооружений, парков, элементов водной системы и малых архитектурных форм. Замок Радзивиллов будет приспособлен под культурно-просветительский центр с размещением стационарной музейной экспозиции в воссоздаваемых интерьерах главных залов замка. В 2007 году планируется завершить реставрацию 1-ого пускового комплекса и продолжить работы по второму пусковому комплексу. Для реализации поставленных задач разработаны мероприятия по проведению реставрационно-восстановительных работ на дворцово-парковом ансамбле в г. Несвиже и замковом комплексе в г.п. Мир на 2005-2010 годы, которые утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 731;
Мирский замок является редким по красоте архитектурным сооружением, поражающим конструктивными особенностями, богатством и разнообразием декора, оригинальностью цветового решения. Замковый комплекс является одним из немногих древних памятников архитектуры XVI–XX веков, расположенных на территории Республики Беларусь и представляет историко-культурную ценность не только для страны, но и для всего мирового сообщества. По мере реставрации и музеефикации замка потоки его посетителей возрастают. Существующие и планируемые к воссозданию (дополнительному устройству) в замке залы, возможность использования замкового двора и территории вокруг замка чрезвычайно выгодно для размещения в г.п. Мир музейно-культурного центра, где будут проходить разного рода мероприятия. Замок включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. Министерством культуры Республики Беларусь разработаны мероприятия по реставрации и реконструкции памятника архитектуры – здания творческого объединения ”Национальный академический театр оперы и балета Республики Беларусь”, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2004 г. № 603.
В соответствии с проектом реставрации и реконструкции здания проекта, вместимость зрительного зала составит 1207 мест (ранее 1161 место), общая площадь увеличится и составит 36742 кв. м (ранее 29820 кв. м). Сметная стоимость объекта ”Реставрация и реконструкция памятника архитектуры – здания творческого объединения ”Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь” составила 132844,339 тыс. рублей в ценах 1991 года и утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2005 г. № 595.
Все вышеуказанные объекты включены в Государственную инвестиционную программу и финансируются за счет средств республиканского бюджета.
Общий объем финансирования модернизации действующих производств в 2007 – 2010 годах составит 8149,0 млн. рублей, втом числе за счет средств республиканского бюджета составит 8149,0 млн. рублей.
План инновационного развития Министерства культуры
Направление инновацион-ного развития | Всего | В том числе на основе | Объем финансирования, млн. рублей | ||||||
оте-чест-вен-ных техно-логий | зару-беж-ных техно-логий | всего | в том числе по источникам финансирования | ||||||
респуб-ликан-ский бюджет, в том числе иннова-циион-ный фонд | местный бюджет | кредиты банка | ссуды, займы | собст-венные средства организа-ций и другие | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модернизация действующих производств на основе внедрения передовых (новых и вы-соких) техно-логий | 8 | 8 | - | 8149,0 | 8049,0 | - | 100,0 | - | - |
- Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы Содержание
- Паспорт
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 мировые и отечественные тенденции инновационного развития
- Республике Беларусь в 2001 – 2005 годах.
- Глава 3 направления и меры по достижению целей, реализации приоритетов инновационного развития и формирования национальной инновационной системы республики беларусь
- 3.1. Совершенствование макроэкономических условий и формирование эффективных экономических институтов
- Формирование инновационной инфраструктуры
- Переоснащение исследовательской базы науки
- Система научного и информационного обеспечения реализации Государственной программы
- Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства
- Развитие финансовой инфраструктуры
- Создание механизмов мотивации и стимулирования инновационной деятельности
- Подготовка кадров для инновационной деятельности
- Совершенствование охраны и управления интеллектуальной собственностью
- Финансирование Программы
- 3.2. Структура управления Национальной инновационной системой Республики Беларусь
- 3.3. Модернизация экономики на основе новых технологических решений
- 3.3.1. Государственный комитет по науке и технологиям
- 3.3.2. Национальная академия наук Беларуси
- По Гродненской области
- 3.3.3. Государственный комитет по стандартизации
- 3.3.4. Министерство промышленности
- 3.3.5. Министерство архитектуры и строительства
- 3.3.6. Министерство здравоохранения
- 3.3.7. Министерство образования
- 3.3.8. Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- 3.3.9. Министерство спорта и туризма
- 3.3.10. Министерство энергетики
- 3.3.11. Министерство жилищно-коммунального хозяйства
- 3.3.12. Министерство информации
- 3.3.13. Министерство связи и информатизации
- 3.3.14. Министерство статистики и анализа
- 3.3.15. Министерство торговли
- 3.3.16. Министерство транспорта и коммуникаций
- 3.3.17. Министерство культуры
- 3.3.18. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
- 3.3.19. Министерство финансов
- 3.3.20. Министерство лесного хозяйства
- 3.3.21. Министерство по налогам и сборам
- 3.3.22. Государственный военно-промышленный комитет
- 3.3.23. Государственный комитет по имуществу
- 3.2.24. Концерн ”Белбиофарм“
- Организационно-управленческие инновационные мероприятия по развитию фармацевтической промышленности
- 3.3.25. Концерн ”Белгоспищепром“
- 3.3.26. Концерн ”Беллесбумпром“
- 3.3.27. Концерн ”Беллегпром“
- 3.3.28. Концерн ”Белнефтехим“
- 3.3.29. Белкоопсоюз
- 3.3.30. Парк высоких технологий
- 3.4. Инновационное развитие г. Минска и областей
- 3.4.1. Город Минск
- 3.4.2. Брестская область
- 3.4.3. Витебская область
- 3.4.4. Гомельская область
- 3.4.5. Гродненская область
- 3.4.6. Минская область
- 3.4.7. Могилевская область