3.3.10. Министерство энергетики
В целях обеспечения энергетической безопасности Республики Беларусь с 2007 года планируется начать работы по проектированию и строительству АЭС.
Основными приоритетными направлениями обеспечения энергетической безопасности страны являются активное проведение энергосберегающей политики, внедрение энергосберегающих технологий, диверсификация источников получения энергоресурсов, а также расширение их транзита через территорию Республики Беларусь.
В современных экономических условиях Республики Беларусь использование гидроресурсов является одним из путей решения проблем, касающихся уменьшения зависимости энергетики республики от импорта топлива, и будет способствовать улучшению экологической обстановки. Единичная мощность гидроагрегатов будет находиться в диапазоне от 50 до 5000 кВт, при этом предпочтение отдается новым быстроремонтируемым гидроагрегатам капсульного типа. При мощностях гидроагрегатов от 50 до 150 кВт в качестве гидрогенераторов возможно широкое использование асинхронных генераторов как более простых и надежных в эксплуатации. Планируется также строительство объектов гидроэнергетики Днепровской, Гродненской и Полоцкой гидроэлектростанций, а также восстановление ранее действовавших малых гидроэлектростанций.
Особое внимание уделяется вновь строящимся ТЭЦ на местных видах топлива, усовершенствованию технологий сжигания топлива в кипящем слое, установке высокоэффективных систем золоулавливания и подавления выбросов вредных веществ в атмосферу, что соответствует основным требованиям Указа Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 315 ”Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2006 2010 годы“.
В 2007 – 2010 годах организациями Министерства энергетики планируется освоение технологии термохимической переработки местных природных ресурсов с получением жидких и газообразных энергоносителей.
В ряде населенных пунктов предусмотрены малые ТЭЦ с использованием местных видов топлива (дрова, торф), в частности в г. Осиповичи 1,25 МВт (ввод в 2006 году), в г.п. Вилейка 1,25 МВт (ввод в 2006 году), на мини-ТЭЦ в г. Солигорске 2,5 МВт (ввод в 2007 году), а также котла для сжигания лигнина паропроизводительностью 30 тонн в час на Бобруйской ТЭЦ-1, котла для сжигания древесных отходов паропроизводительностью 30 тонн в час на Жодинской ТЭЦ.
Кроме этого, развитие электроэнергетической отрасли определено Государственной комплексной программой модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 – 2010 годах, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. № 399 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 137, 1/6735). В данной Государственной комплексной программе приоритетное внимание уделяется модернизации действующего оборудования энергетических объектов за счет внедрения новых современных технологий и инновационного развития отрасли.
Реализация Государственной комплексной программы позволит обеспечить:
энергетическую безопасность Республики Беларусь за счет обновления основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и увеличения использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
надежность работы Белорусской энергетической системы в целом за счет обновления основных фондов в целом по энергосистеме с 60,7 до 45,8 процента (на 14,9 процентных пункта).
Основное направление модернизации действующих генерирующих источников ориентировано на внедрение высокоэффективных парогазовых технологий на действующих паросиловых энергоблоках Березовской ГРЭС, Гомельской ТЭЦ, Гродненской ТЭЦ-2, Мозырской ТЭЦ, а также строительство нового парогазового блока по утилизационной схеме на Минской ТЭЦ-3, Светлогорской ТЭЦ, Брестской ТЭЦ-2 и Минской ТЭЦ-5.
Совершенствование оборудования на других источниках предполагает модернизацию проточной части турбин, замену устаревших и отработавших свой срок турбоагрегатов на аналогичные новые, но с улучшенными технико-экономическими показателями, внедрение автоматизированных систем управления энергообъектами, установку паровых и газовых турбин в действующих котельных и превращение их в мини-ТЭЦ.
Развитие энергоисточников республики на период до 2020 года рассматривается по трем вариантам:
без ”модернизации“ с учетом выбывания мощностей в связи с исчерпанием паркового ресурса турбоагрегатов;
с ”модернизацией“ газомазутный;
с ”модернизацией” – твердотопливный.
Обоими вариантами ”с модернизацией“ предусматривается восстановление около 900 МВт выбывающей электрической мощности ТЭЦ и ввод парогазовых и газотурбинных мощностей на Березовской ГРЭС, на ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и в РК ”Шабаны“ в г. Минске в размере 666 МВт.
В качестве основных направлений развития и совершенствования систем теплоснабжения предусматривается:
максимальное применение газотурбинных и парогазовых технологий комбинированного производства электроэнергии, обеспечивающих существенное увеличение коэффициента полезного использования топлива;
создание и внедрение современных систем учета отпуска и потребления тепловой энергии, автоматизированных систем управления технологическими процессами теплоснабжающих комплексов;
применение комбинированного производства энергии путем установки на котельных паровых противодавленческих турбин либо газовых турбин с утилизацией тепла;
совершенствование систем централизованного теплоснабжения в области транспорта теплоносителя;
сокращение тепловых потерь через изоляцию и с утечками за счет использования новых материалов;
увеличение срока службы путем защиты существующих стальных трубопроводов от наружной и внутренней коррозии современными композиционными материалами в несколько раз (50 60 лет);
рациональное использование тепловой энергии.
Общий объем финансирования работ по созданию новых предприятий, новых производств на действующих предприятиях и модернизации действующих производств в 2007 – 2010 годах составит 1 395 205 млн. рублей, в том числе за счет республиканского бюджета – 1 051 905 млн. рублей, кредитов банка – 98 900 млн. рублей, других – 244 400 млн. рублей.
План инновационного развития Министерства энергетики
Направление инновацион-ного развития | Всего | В том числе на основе | Объем финансирования, млн. рублей | ||||||
оте-чест-вен-ных техно-логий | зару-беж-ных техно-логий | всего | в том числе по источникам финансирования | ||||||
респуб-ликан-ский бюджет, в том числе иннова-циион-ный фонд | местный бюджет | кредиты банка | ссуды, займы | собст-венные средства организа-ций и другие | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Создание новых пред-приятий | 7 | 7 | - | 211990,0 | 211990,0 | - | - | - | - |
2. Создание новых произ-водств (с ис-пользованием новых техно-логий) на Дей-ствующих предприятиях | 7 | 7 | - | 107700,0 | 86200,0 | - | - | - | 21500,0 |
3. Модерниза-ция действу-ющих произ-водств на основе внедре-ния передовых (новых и вы-соких) техно-логий
| 20 | 20 | - | 1075515,0 | 753715,0 | - | 98900,0 | - | 222900,0 |
Технологичес-кое перево- оружение производств для освоения и выпуска новой продукции, технологий, изделий
| 1 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Итого | 35 | 34 | - | 1395205,0 | 1051905,0 | - | 98900,0 | - | 244400,0 |
- Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы Содержание
- Паспорт
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 мировые и отечественные тенденции инновационного развития
- Республике Беларусь в 2001 – 2005 годах.
- Глава 3 направления и меры по достижению целей, реализации приоритетов инновационного развития и формирования национальной инновационной системы республики беларусь
- 3.1. Совершенствование макроэкономических условий и формирование эффективных экономических институтов
- Формирование инновационной инфраструктуры
- Переоснащение исследовательской базы науки
- Система научного и информационного обеспечения реализации Государственной программы
- Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства
- Развитие финансовой инфраструктуры
- Создание механизмов мотивации и стимулирования инновационной деятельности
- Подготовка кадров для инновационной деятельности
- Совершенствование охраны и управления интеллектуальной собственностью
- Финансирование Программы
- 3.2. Структура управления Национальной инновационной системой Республики Беларусь
- 3.3. Модернизация экономики на основе новых технологических решений
- 3.3.1. Государственный комитет по науке и технологиям
- 3.3.2. Национальная академия наук Беларуси
- По Гродненской области
- 3.3.3. Государственный комитет по стандартизации
- 3.3.4. Министерство промышленности
- 3.3.5. Министерство архитектуры и строительства
- 3.3.6. Министерство здравоохранения
- 3.3.7. Министерство образования
- 3.3.8. Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- 3.3.9. Министерство спорта и туризма
- 3.3.10. Министерство энергетики
- 3.3.11. Министерство жилищно-коммунального хозяйства
- 3.3.12. Министерство информации
- 3.3.13. Министерство связи и информатизации
- 3.3.14. Министерство статистики и анализа
- 3.3.15. Министерство торговли
- 3.3.16. Министерство транспорта и коммуникаций
- 3.3.17. Министерство культуры
- 3.3.18. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
- 3.3.19. Министерство финансов
- 3.3.20. Министерство лесного хозяйства
- 3.3.21. Министерство по налогам и сборам
- 3.3.22. Государственный военно-промышленный комитет
- 3.3.23. Государственный комитет по имуществу
- 3.2.24. Концерн ”Белбиофарм“
- Организационно-управленческие инновационные мероприятия по развитию фармацевтической промышленности
- 3.3.25. Концерн ”Белгоспищепром“
- 3.3.26. Концерн ”Беллесбумпром“
- 3.3.27. Концерн ”Беллегпром“
- 3.3.28. Концерн ”Белнефтехим“
- 3.3.29. Белкоопсоюз
- 3.3.30. Парк высоких технологий
- 3.4. Инновационное развитие г. Минска и областей
- 3.4.1. Город Минск
- 3.4.2. Брестская область
- 3.4.3. Витебская область
- 3.4.4. Гомельская область
- 3.4.5. Гродненская область
- 3.4.6. Минская область
- 3.4.7. Могилевская область