3.4.1. Город Минск
Город Минск, являясь крупнейшим промышленным, научным и образовательным центром, занимает особое место в обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны, повышении конкурентоспособности ее экономики. Основу его инновационного развития составляет создание благоприятных правовых, экономических, организационных и социальных условий для активизации инновационной деятельности, повышения технического уровня производства, социальной сферы и коммунального хозяйства города.
При этом развитие отраслей коммунального хозяйства города рассматривается как одно из приоритетных направлений научно-технического и инновационного развития г. Минска.
Основной источник финансирования инновационных проектов для предприятий коммунального хозяйства г. Минска – средства бюджета и инновационного фонда. Средства инновационного фонда используются по следующим направлениям:
создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях;
финансирование программ по энергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования, а также расходов по реализации международных проектов в области энергосбережения с участием Республики Беларусь;
строительство и реконструкция зданий, инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений (за исключением капитального ремонта), связанных с данными направлениями;
финансирование исследований и разработок, выполняемых по научно-техническим программам и инновационным проектам, а также работ по подготовке и освоению производства новых видов продукции;
приобретение оборудования, связанного с названными направлениями.
Приоритетным направлением научно-технического развития предприятий пищевой промышленности является реализация мероприятия по повышению радиопротекторных свойств производимых продуктов питания, а также по поиску технологий снижения содержания в продовольствии опасных для здоровья человека веществ (тяжелых металлов, нитратов), включая организацию контроля, предупреждающего попадание этих веществ в продукты питания.
КПУП ”Гормолзавод № 3“ планирует пересмотреть структуру переработки молока в целях выпуска маложирных или обезжиренных продуктов, обогащенных бифидобактериями, эффективными бактериальными молокосвертывающими препаратами нового поколения и другими компонентами растительного происхождения лечебно-профилактического свойства. Также планируется увеличение производства и расширение номенклатуры продуктов с высокой биологической ценностью и лечебно-диетическими свойствами. Техническая модернизация предприятия должна обеспечить закрытый способ производства в виде поточно-механизированных линий.
КУП ”Минскхлебпром“ планирует продолжить техническое переоснащение производства посредством приобретения нового оборудования, позволяющего использовать прогрессивные технологии хлебобулочного производства, а также способного обеспечить выпуск новых видов продукции.
Стратегия инновационного развития городской транспортной инфраструктуры г. Минска ставит целью создание высококачественной диверсифицированной национальной транспортной системы, интегрированной в европейский рынок транспортных услуг.
Реализация этой стратегии включает в себя следующие основные направления:
разработку и реализацию перспективных направлений совершенствования менеджмента отрасли, включая внедрение новых форм управления отраслью и информатизацию управленческих процессов;
укрепление целостности и единства транспортной системы путем сочетания государственного регулирования с действием рыночных механизмов на всех уровнях управления транспортом, строгое соблюдение баланса интересов общества (государства) и бизнеса;
наиболее полное использование существующих производственных мощностей общественного транспорта и их развитие на основе научно-технического прогресса;
координацию функционирования и развития всех видов транспорта с преодолением ведомственных различий между наземным транспортом, метрополитеном и пригородными железными дорогами;
системные обновления транспортной системы, пополнение всех видов транспорта современным подвижным составом с улучшенными технико-экономическими, эстетическими и экологическими характеристиками, модернизацию и техническое переоснащение материально-технической базы транспортного комплекса.
В частности, Минское ГПУП ”Белкоммунмаш“ в рамках перспективного плана инновационного развития транспортной системы планирует выпуск пассажирского троллейбуса модели 33300А, низкопольного, повышенной вместимости, двухзвенного, четырехдверного, с электронной системой управления, предназначенного для внутригородских перевозок пассажиров на троллейбусных линиях.
Перспективы градостроительной политики и совершенствования территориальной организации г. Минска включают в себя:
сохранение природного равновесия и условий для оздоровления экологической ситуации в г. Минске;
развитие зон индивидуальной застройки с учетом дефицита территориальных ресурсов для строительства жилья повышенной комфортности и пониженной этажности, наличия территориальных резервов и необходимости развития социально-культурного потенциала в микрорайонах г. Минска;
сохранение зеленых ”клиньев“ в межмагистральных слабоурбанизированных пространствах;
восстановление и дальнейшее совершенствование рекреационного хозяйства г. Минска в целях сохранения и развития зон отдыха, лечебно-оздоровительных местностей, рационального использования природных лечебных ресурсов.
Важнейшей задачей реализации основных положений Генерального плана развития г. Минска остается научное и проектное обеспечение, в том числе разработка программ и выполнение научных и проектных работ по:
расселению населения города с учетом перспективных тенденций в демографии, миграции населения, развитию малоэтажного строительства и изменениям функциональных характеристик зон промышленной застройки;
реконструкции существующего жилого фонда городов и поселков в целом;
разработке положения о пригородных зеленых зонах и проекта планировки этих зон;
развитию и реконструкции системы дорог и транспорта.
Объекты планировочного и городского значения, как правило, характеризуются высокой плотностью ресурсопотребления. Вопросы инженерного обеспечения этих объектов практически не рассматривались ранее в отраслевых схемах, в связи с чем планируется выполнить работы по определению объемов ресурсопотребления названными объектами, разработке и системному обоснованию предложений по их ресурсосберегающему инженерному обеспечению с учетом функционально-планировочных, энерго-экономических и экологических регламентов на их размещение.
Важнейший фактор успешного развития градостроительства и организации территории г. Минска – усиление роли управления процессом градостроительного развития, внедрение новых форм управления отраслью и информатизация управленческих процессов во всей структуре органов исполнительной власти города с учетом аккумулирующей роли градостроительства и организации территории, где факторы опережения событий и прогноза развития играют ключевое значение для обоснованных практических решений.
Реализация Генерального плана развития г. Минска неразрывно связана с перспективами и основными тенденциями инновационного развития строительной отрасли. Эти тенденции основаны на необходимости:
изменения структуры жилищного строительства и перехода на новые архитектурно-строительные системы, типы зданий и технологии их возведения; снижения ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат при строительстве и эксплуатации жилья;
увеличения объемов жилищного строительства в г. Минске, обеспечения соответствия возводимых либо реконструируемых объектов растущим требованиям заказчиков и населения к их качеству и эстетическим характеристикам.
В этой связи для максимально полного удовлетворения требований строительного комплекса к выпускаемым строительным материалам будут решаться следующие задачи:
обновление основных производственных фондов с переходом на более высокий уровень технического оснащения;
наращивание выпуска конкурентоспособных высококачественных материалов и изделий в соответствии с потребностями в них строительных организаций и населения;
снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление продукции;
усиление взаимодействия с отечественными разработчиками и производителями технологического оборудования.
КУП ”Завод эффективных промышленных конструкций“ производственного концерна ”Минскстрой“ в 2007 2010 годах будет осуществлять техническое перевооружение и модернизацию производства с учетом современных требований к характеристикам выпускаемой продукции и необходимости повышения потребительских свойств возводимого жилья и промышленных объектов.
В сфере энергосбережения на этом предприятии до 2010 года предполагается снижение потребления энергоресурсов на 7 процентов ежегодно путем проведения мероприятий по рационализации энергопотребления и внедрению энергосберегающего оборудования. Для научно-технического обеспечения этих мероприятий будет организовано тесное сотрудничество с научными организациями и научно-исследовательскими центрами для совместной разработки энергоэффективных методов и технологий производства.
В ближайшие годы вышеуказанное предприятие планирует освоить производство нового вида продукции – мелкощелевых керамзитобетонных камней (на основе внедрения технологической линии немецкой фирмы ”Hess“) для устройства однослойных наружных стен без дополнительного применения дорогих тепло- и звукоизоляционных материалов. Использование таких камней в строительстве позволит снизить удельную стоимость конструкций наружных и внутренних стен и перегородок, а также существенно сократить потребление энергоносителей на отопление зданий. Будет повышена также и экологическая чистота производства: содержание цементной пыли в выбросах технологической линии станет в 2 раза меньше и полностью будет исключена газовая составляющая.
Кроме того, будут увеличиваться объемы выпуска конструкций и изделий из легкого ячеистого бетона. Прогнозируется опережающее развитие производства материалов и изделий, позволяющих повысить эффективность строительства.
Основными задачами по обеспечению инновационного развития инженерной инфраструктуры в г. Минске являются:
увеличение мощностей инженерной инфраструктуры для обеспечения объемов строительства и повышения уровня коммунального благоустройства города;
модернизация объектов инженерной инфраструктуры в целях повышения качества, эффективности и надежности коммунального обеспечения города;
централизованная и локальная автоматизация коммунальных объектов;
внедрение энергоресурсосберегающих мероприятий и приборов учета.
Предусматривается дальнейшее развитие централизованной системы водоснабжения г. Минска с учетом интенсивности градостроительного использования территории при повышении режима экономии водных ресурсов. Будет реализован комплекс мер, направленных на повышение качества питьевой воды и caнитарной надежности системы городского водопровода, в том числе:
совершенствование технологии водоподготовки на очистной водопроводной станции поверхностного водозабора;
строительство станций обезжелезивания на трех эксплуатируемых водозаборах;
строительство резервуаров чистой воды на водопроводных системах II и III подъемов;
организацию зон санитарной охраны на всех водозаборах города.
В целях снижения числа аварийных заявок и рекламаций клиентов и потребителей газа, в первую очередь населения, будет повышено качество всех работ в области газоснабжения Для выполнения этой задачи ведется работа по обеспечению соответствия качества выполняемых работ требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года.
Предполагается использование новых технологий в области газоснабжения и реализация организационно-технических мероприятий, направленных на улучшение обслуживания клиентов, в число которых входят:
изменение сроков проведения регламентных работ по техническому обслуживанию объектов газораспределительной системы;
переход на заявочный метод технического обслуживания внутридомового газового оборудования;
сокращение потерь газа в сопоставимых условиях;
выполнение мероприятий по энергосбережению;
замена устаревшего оборудования;
повышение надежности системы газоснабжения.
В области теплоснабжения планируется:
разработать экономически обоснованную концепцию технического перевооружения, реконструкции и направлений использования действующих и строящихся теплоисточников и теплосетей;
изучить степень износа действующего оборудования на теплоисточниках и теплосетях и определить поэтапный вывод его из эксплуатации по причине физического износа на ближайшую и отдаленную перспективу; провести поэтапную замену действующих теплопроводов предизолированными трубами заводского изготовления;
определить масштабы целесообразного применения и места установки компактных газотурбинных агрегатов на действующих ТЭЦ и котельных;
провести постепенный переход на независимую систему подключения потребителей к теплосетям и на оптимальные температурные графики работы теплосетей;
обеспечить экономически целесообразное развитие локальных систем централизованного теплоснабжения в отдельных зонах города (свободная экономическая зона ”Минск“ на базе районной котельной ”Шабаны“ и другие).
Одним из самых дефицитных строительных материалов не только в г. Минске, но и в других мегаполисах, является растительный грунт по причине природных особенностей его воспроизводства. Ежегодно для проведения озеленительных работ в г. Минске необходимо более 200 тыс. куб. метров подобного материала. Для централизованного производства растительного грунта требуемого качества УП ”Минскзеленстрой“ планирует внедрить технологию и современное оборудование одной из немецких компаний. Кроме того, будет реализован инновационный проект ”Строительство теплиц и котельной, внедрение новой технологии выращивания цветочной продукции на КУП ”Цветы столицы“, который, помимо разработки технологического оборудования нового поколения и специальной конструкции теплиц, будет включать комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на повышение основных показателей эффективности производства цветочной продукции.
Среди основных задач инновационного развития резидентов свободной экономической зоны ”Минск“ – внедрение новейших технологий и передового управленческого опыта, развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях. В СЭЗ действуют 74 промышленные предприятия-резиденты, из которых на 58 предприятиях производится выпуск продукции собственного производства, 16 осуществляют работы по проектированию, строительству и реконструкции собственных производственных помещений, а также подготовительные мероприятия для запуска производственного процесса.
В реестр высокотехнологичных производств и предприятий включено 6 предприятий – резидентов СЭЗ ”Минск“, на 10 предприятиях внедрена система менеджмента качества серии ИСО 9001 2001.
В целях координации выполнения мероприятий по инновационному развитию г. Минска и более эффективного использования имеющегося потенциала отраслевой и вузовской науки в г. Минске предусмотрено создание регионального информационно-аналитического центра, информационных баз и банков данных на новой организационной и технической основе.
Основные мероприятия и проекты инновационного развития предприятий коммунальной собственности г. Минска на 2007 2010 годы представлены в перспективном плане инновационного развития (предполагается его ежегодное дополнение и уточнение).
Общий объем финансирования работ по созданию новых предприятий, новых производств на действующих предприятиях и модернизации действующих производств в 2007 – 2010 годах составит 106 967,5 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета – 1 8478 млн. рублей, местный бюджет – 38 723,7 млн. рублей, кредиты банков – 19 881,8 млн. рублей, ссуды, займы – 5 990 млн. рублей, другие источники – 23 894 млн. рублей.
План инновационного развития
г. Минска
Направление инновацион-ного развития | Всего | В том числе на основе | Объем финансирования, млн. рублей | ||||||
оте-чест-вен-ных техно-логий | зару-беж-ных техно-логий | всего | в том числе по источникам финансирования | ||||||
респуб-ликан-ский бюджет, в том числе иннова-циион-ный фонд | местный бюджет | кредиты банка | ссуды, займы | собст-венные средства организа-ций и другие | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Создание новых пред-приятий
| 1 | 1 | | 800,0 | | | | | 800,0 |
2. Создание новых произ-водств (с ис-пользованием новых техно-логий) на дей-ствующих предприятиях
| 14 | 8 | 6 | 74537,8 | 18420,0 | 21363,0 | 15121,8 | 5016,0 | 14617,0 |
3. Модерниза-ция действу-ющих произ-водств на ос-нове внедре-ния передовых (новых и вы-соких) техно-логий
| 22 | 15 | 7 | 31729,7 | 58,0 | 17360,7 | 4860,0 | 974,0 | 8477,0 |
Итого | 37 | 24 | 13 | 106967,5 | 18478,0 | 38723,7 | 19881,8 | 5990,0 | 23894,0 |
- Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы Содержание
- Паспорт
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 мировые и отечественные тенденции инновационного развития
- Республике Беларусь в 2001 – 2005 годах.
- Глава 3 направления и меры по достижению целей, реализации приоритетов инновационного развития и формирования национальной инновационной системы республики беларусь
- 3.1. Совершенствование макроэкономических условий и формирование эффективных экономических институтов
- Формирование инновационной инфраструктуры
- Переоснащение исследовательской базы науки
- Система научного и информационного обеспечения реализации Государственной программы
- Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства
- Развитие финансовой инфраструктуры
- Создание механизмов мотивации и стимулирования инновационной деятельности
- Подготовка кадров для инновационной деятельности
- Совершенствование охраны и управления интеллектуальной собственностью
- Финансирование Программы
- 3.2. Структура управления Национальной инновационной системой Республики Беларусь
- 3.3. Модернизация экономики на основе новых технологических решений
- 3.3.1. Государственный комитет по науке и технологиям
- 3.3.2. Национальная академия наук Беларуси
- По Гродненской области
- 3.3.3. Государственный комитет по стандартизации
- 3.3.4. Министерство промышленности
- 3.3.5. Министерство архитектуры и строительства
- 3.3.6. Министерство здравоохранения
- 3.3.7. Министерство образования
- 3.3.8. Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- 3.3.9. Министерство спорта и туризма
- 3.3.10. Министерство энергетики
- 3.3.11. Министерство жилищно-коммунального хозяйства
- 3.3.12. Министерство информации
- 3.3.13. Министерство связи и информатизации
- 3.3.14. Министерство статистики и анализа
- 3.3.15. Министерство торговли
- 3.3.16. Министерство транспорта и коммуникаций
- 3.3.17. Министерство культуры
- 3.3.18. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
- 3.3.19. Министерство финансов
- 3.3.20. Министерство лесного хозяйства
- 3.3.21. Министерство по налогам и сборам
- 3.3.22. Государственный военно-промышленный комитет
- 3.3.23. Государственный комитет по имуществу
- 3.2.24. Концерн ”Белбиофарм“
- Организационно-управленческие инновационные мероприятия по развитию фармацевтической промышленности
- 3.3.25. Концерн ”Белгоспищепром“
- 3.3.26. Концерн ”Беллесбумпром“
- 3.3.27. Концерн ”Беллегпром“
- 3.3.28. Концерн ”Белнефтехим“
- 3.3.29. Белкоопсоюз
- 3.3.30. Парк высоких технологий
- 3.4. Инновационное развитие г. Минска и областей
- 3.4.1. Город Минск
- 3.4.2. Брестская область
- 3.4.3. Витебская область
- 3.4.4. Гомельская область
- 3.4.5. Гродненская область
- 3.4.6. Минская область
- 3.4.7. Могилевская область