3.4.4. Гомельская область
Стратегической задачей в сфере инновационной политики региона является создание системы инновационного развития Гомельской области, которая в целях создания благоприятных условий для развития науки и постоянного повышения технологического уровня производства должна объединять и координировать деятельность инновационных предприятий, научных организаций, субъектов инновационной инфраструктуры, информационно-аналитических центров. Создание такой системы позволит решить задачи социально-экономического развития региона.
Основным приоритетом в инновационном развитии области является развитие производств с глубокой переработкой сырья, в первую очередь в топливной, химической, лесной, деревообрабатываюшей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Реализация программных мероприятий позволит достигнуть в 2010 году доли сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства области – 73,0 процента.
Гомельская область располагает значительным промышленным и научно-техническим потенциалом и является одним из высокоразвитых научно-индустриальных регионов Беларуси. На территории области находятся более 320 крупных и средних промышленных предприятий, доля которых в объеме промышленного производства республики составляет около 17 процентов. Научно-технический сектор включает 3 института НАН Беларуси, 8 высших учебных заведений, более 20 отраслевых научных и проектных институтов, специальных конструкторских бюро.
Гомельским облисполкомом ведется постоянная работа, направленная на повышение эффективности использования научно-промышленного потенциала региона.
В целях усиления влияния местной исполнительной власти на решение проблем развития науки в Гомельской области решением облисполкома от 19 марта 1998 г. № 175 создан научно-технический совет при облисполкоме, в состав которого вошли ведущие ученые и специалисты научных учреждений, высших учебных заведений, организаций, а также руководители и специалисты органов местного управления и самоуправления, общественных объединений, действующих на территории области.
Одним из инструментов содействия устойчивому экономическому росту региона в 2007 2010 годах, увеличения уровня конкурентоспособности экономики области, повышения уровня и качества жизни населения на основе развития и эффективного использования научно-технического потенциала должна явиться региональная научно-техническая программа Гомельской области на 2006-2010 годы.
Реализация подобной программы в 1999 2005 годах показала, что программа – действенный механизм повышения эффективности использования в народном хозяйстве области научно-технических разработок. За этот период завершено 20 заданий, в результате выполнения которых создано 16 объектов новой техники. Их новизна подтверждена 8 полученными патентами и 5 поданными патентными заявками.
Пользователями научно-технической продукции, разработанной в рамках выполнения заданий программы, являются 22 организации региона, в том числе ПО ”Гомсельмаш“, ПО ”Белоруснефть“, ОАО ”Гомельдрев“, Гомельский жировой комбинат, Рогачевский завод ”Диапроектор“, Житковичский моторостроительный завод, Гомельский областной клинический кардиологический диспансер, Гомельское производственное лесохозяйственное объединение, комитет экономики облисполкома, управление жилищно-коммунального хозяйства и управление здравоохранения облисполкома и др.
Общий объем реализации продукции, выпущенной за 2001-2005 годы с использованием результатов выполнения заданий программы, составил 490,1 тыс. долларов США при расходах республиканского бюджета на финансирование разработок по этим заданиям 285,1 тыс. долларов США.
Наиболее важными для области направлениями научно-технической деятельности на 2007-2010 годы определены следующие:
разработка и создание ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий производства конкурентоспособной продукции;
сокращение материалоемкости промышленной продукции, разработка новых, в том числе импортозамещающих, материалов и источников энергии;
повышение инновационной восприимчивости коммунальных организаций агропромышленного сектора, перерабатывающей промышленности, строительного комплекса, муниципального хозяйства;
разработка информационных и телекоммуникационных технологий;
разработка технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
улучшение экологической ситуации в регионе и создание технологий рационального природопользования;
совершенствование медицинского обслуживания населения.
В результате выполнения заданий РНТП Гомельской области в 2006-2010 годах ежегодно будет создаваться не менее трех объектов новой техники. За счет их внедрения в производство на каждый рубль бюджетных средств, направленных на разработки, будет произведено новой продукции не менее чем на пять - десять рублей.
При этом экономический эффект будет достигаться не только за счет реализации этой продукции, налоговых и иных отчислений в бюджет, но и за счет импортозамещения и более низкой, по сравнению с зарубежными аналогами, стоимости отечественной продукции.
Ряд заданий программы будет носить социальный характер экологической и медицинской направленности.
Выполнение РНТП Гомельской области позволит:
обеспечить разработку и внедрение передовых импортозамещающих технологий в народно-хозяйственный комплекс области;
создать новые экспортоориентированные производства;
уменьшить потребление энергоносителей и снизить затраты на производство продукции;
повысить загрузку производственных мощностей предприятий, в том числе коммунальных;
увеличить занятость населения области путем создания новых рабочих мест на предприятиях, участвующих в реализации заданий программы;
улучшить экологическую ситуацию и условия жизни населения области.
Прогнозный объем финансирования программы на 2006 2010 годы составит 6700 млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета – 2800 млн. рублей, инновационного фонда Гомельского облисполкома – 1500 млн. рублей, внебюджетных источников – 2400 млн. рублей.
Важным инструментом поддержки технологического развития коммунальных организаций региона является инновационный фонд облисполкома, формирование которого осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь и решением Гомельского областного Совета депутатов о бюджете Гомельской области. Основными направлениями использования средств инновационного фонда, определенными Инструкцией о порядке зачисления, направлениях и целях использования средств инновационного фонда, утвержденной решением Гомельского облисполкома от 30 июня 2005 г. № 472, являются:
финансирование заданий государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, инновационных проектов;
выполнение работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции, ориентированных на реализацию приоритетных межотраслевых и отраслевых научно-технических направлений;
создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях;
финансирование программ по энергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования, а также расходов по реализации международных проектов в области энергосбережения с участием Республики Беларусь;
строительство и реконструкция зданий, инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений (за исключением капитального ремонта), связанных с направлениями использования инновационного фонда;
приобретение оборудования, машин и механизмов, связанных с направлениями использования инновационного фонда;
проведение маркетинговых исследований, работ в области стандартизации и сертификации продукции (работ, услуг), систем качества, обеспечения единства измерений, рекламно-издательской деятельности, связанной с направлениями использования инновационного фонда;
развитие научно-технической информации, работы в области организации и пропаганды изобретательской и рационализаторской деятельности, проведение научных и научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, выставок) и др.
За последние три года за счет средств областного инновационного фонда выполнен ряд инновационных проектов, в том числе по разработке конструкторской документации и организации серийного производства передвижной дождевальной машины, по созданию автоматизированной системы учета нежилого фонда, по разработке программного обеспечения для автоматизации работы бюро регистрации несчастных случаев, по разработке прогноза научно-технического прогресса Гомельской области, и другие. Кроме того, профинансированы работы по подготовке и освоению выпуска новых видов продукции, внедрению в производство новых технологий, в частности, по вводу сортировочных станций в 15 районах Гомельской области, по переводу котельных на использование местных видов топлива, по техническому перевооружению предприятий пищевой и перерабатывающей отрасли и т.д.
В 2005 году расходная часть инновационного фонда облисполкома составляла 5 млрд. рублей, из них затраты на выполнение научных исследований и разработок, работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции составили около 1,5 млрд. рублей.
Средства инновационного фонда Гомельского облисполкома и в 2007 2010 годах будут являться одним из основных и достаточно эффективных источников финансирования мероприятий по технологическому развитию организаций коммунальной и с долей коммунальной собственности Гомельской области.
Достаточно острой для Гомельской области, как и для других областей республики, является проблема отсутствия развитой инновационной инфраструктуры (технопарков, венчурных фондов и других инновационных структур). Поэтому одной из задач инновационного развития региона будет расширение инновационной инфраструктуры в области.
В настоящее время в Гомеле функционируют ЗАО ”Гомельский бизнес-инновационный центр“, созданный в 1999 году при участии облисполкома на базе Гомельского государственного технического университета им. Сухого, а также региональные филиалы Республиканского центра трансфера технологий, действующие при Гомельском государственном университете им. Ф.Скорины, РУП ”Центр научно-технической и деловой информации, ОАО ”Сантэп“, ООО ”Эридан“.
Отличительной чертой Гомельского бизнес-инновационного центра является то, что он действует при высшем учебном заведении. Работа такого центра при вузе позволяет обеспечить трансфер новых технологий и научных разработок сотрудников вуза, дает возможность привлечения студентов к инновационной деятельности, создает условия для прохождения ими практики на действующих в бизнес-инкубаторе предприятиях.
Бизнес-центр сотрудничает с инновационными фирмами и государственными предприятиями, помогая им в продвижении их коммерческих предложений и инвестиционных проектов. Кроме того, ЗАО ”Гомельский бизнес-инновационный центр“ является резидентом СЭЗ ”Гомель-Ратон“, что предоставляет центру определенные налоговые льготы.
Дальнейшее развитие региональной инновационной инфраструктуры предполагает создание и организацию функционирования в течение 2007 2010 годов Гомельского научно-технологического парка. При этом в целях реализации государственной научно-технической политики и координации инновационной деятельности облисполком выступит основным учредителем технопарка.
Размещение данной структуры планируется осуществить в СЭЗ ”Гомель-Ратон“, на территории которой расположен ряд предприятий, заинтересованных в проведении научно-технических исследований и внедрении результатов этих работ в производство. Кроме того, создание технопарка в СЭЗ ”Гомель-Ратон“ послужит дополнительным фактором, стимулирующим инновационную деятельность в регионе. Инновационные организации при соблюдении необходимых требований смогут зарегистрироваться в качестве резидентов СЭЗ ”Гомель-Ратон“ и пользоваться предусмотренными льготами и преференциями.
В 2006 году будет осуществлена передача из республиканской собственности в коммунальную части здания бывшего СКТБ РНПУП ”Ратон“ для дальнейшего ее включения в уставный фонд технопарка. Для реконструкции передаваемых помещений, согласно проекту сметной документации, необходимо около 6,4 млрд. рублей. Помимо средств областного бюджета и инновационного фонда облисполкома на указанные цели планируется привлечь также и средства республиканского бюджета путем включения объекта в Государственную инвестиционную программу.
Информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности организаций Гомельской области в 2007 2010 годах будет осуществлять РУП ”Центр научно-технической и деловой информации“, основными функциями которого являются:
сбор, систематизация и подготовка информации по проблемам инновационного развития региона, заданиям и заявкам органов управления и бюджетных организаций, а также выявление проблем, требующих системного решения, обеспечение трансфера технологий в регионе;
анализ технологических потребностей организаций реального сектора экономики Гомельской области, обеспечение органов государственного управления соответствующей аналитической информацией;
научно-технологическое наполнение и сопровождение инновационного развития малых и средних городов Гомельской области;
разработка, внедрение и сопровождение информационных технологий, координация работ по созданию информационных ресурсов и систем в регионе, включая информационные ресурсы органов государственного управления и организаций.
В целях координации и организационного обеспечения фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, инновационного развития в 2006 году создан Гомельский филиал НАН Беларуси.
Основными задачами филиала на 2007 2010 годы определены:
изучение и решение актуальных проблем экономического и социального развития республики и региона и объединение в этих целях финансового, материального и научного потенциала региона;
решение проблем состояния окружающей среды, здоровья населения и социально-экономического развития радиоактивно-загрязненных районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
повышение эффективности использования результатов научных исследований и разработок в промышленности и сельском хозяйстве, социальной сфере, на транспорте и в связи, решение научно-технических проблем организаций региона;
подготовка специалистов и научных кадров высшей квалификации, усиление влияния науки на качество образования и уровень культуры населения.
В перспективный план развития коммунальных организаций Гомельской области на 2007 2010 годы включено 23 объекта. За пятилетие планируется создать одно новое коммунальное предприятие, 16 новых производств на действующих предприятиях, модернизировать 6 действующих производств на основе внедрения передовых технологий.
Дополнительно будет создано 302 рабочих места, из них 249 – в малых городах и селах.
Выполнение данных мероприятий позволит существенным образом модернизировать реальный сектор экономики области и освоить выпуск новой конкурентоспособной продукции.
Общий объем финансирования работ по созданию новых предприятий, новых производств на действующих предприятиях и модернизации действующих производств в 2007 – 2010 годах составит 272612,6 млн. рублей, в том числе республиканский бюджет – 74070,0 млн. рублей, местный бюджет – 53819,0 млн. рублей, кредиты банков – 73030,0 млн. рублей, ссуды, займы – 13000,0 млн. рублей, собственные средства организаций – 58693,6 млн. рублей.
План инновационного развития Гомельской области
Направление инновацион-ного развития | Всего | В том числе на основе | Объем финансирования, млн. рублей | ||||||
оте-чест-вен-ных техно-логий | зару-беж-ных техно-логий | всего | в том числе по источникам финансирования | ||||||
респуб-ликан-ский бюджет, в том числе иннова-циион-ный фонд | местный бюджет | кредиты банка | ссуды, займы | собст-венные средства организа-ций и другие | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Создание новых пред-приятий
| 2 | 2 | - | 32250,0 | 13030,0 | 5820,0 | 7760,0 | - | 5640,0 |
2. Создание новых произ-водств (с ис-пользованием новых техно-логий) на дей-ствующих предприятиях
| 18 | 13 | 5 | 158907,6 | 39930,0 | 34630,0 | 29200,0 | 13000,0 | 42147,6 |
3. Модерниза-ция действу-ющих произ-водств на ос-нове внедре-ния передовых (новых и вы-соких) техно-логий | 10 | 4 | 6 | 81455,0 | 21110,0 | 13369,0 | 36070,0 | - | 10906,0 |
Итого | 30 | 19 | 11 | 272612,6 | 74070,0 | 53819,0 | 73030,0 | 13000,0 | 58693,6 |
- Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы Содержание
- Паспорт
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 мировые и отечественные тенденции инновационного развития
- Республике Беларусь в 2001 – 2005 годах.
- Глава 3 направления и меры по достижению целей, реализации приоритетов инновационного развития и формирования национальной инновационной системы республики беларусь
- 3.1. Совершенствование макроэкономических условий и формирование эффективных экономических институтов
- Формирование инновационной инфраструктуры
- Переоснащение исследовательской базы науки
- Система научного и информационного обеспечения реализации Государственной программы
- Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства
- Развитие финансовой инфраструктуры
- Создание механизмов мотивации и стимулирования инновационной деятельности
- Подготовка кадров для инновационной деятельности
- Совершенствование охраны и управления интеллектуальной собственностью
- Финансирование Программы
- 3.2. Структура управления Национальной инновационной системой Республики Беларусь
- 3.3. Модернизация экономики на основе новых технологических решений
- 3.3.1. Государственный комитет по науке и технологиям
- 3.3.2. Национальная академия наук Беларуси
- По Гродненской области
- 3.3.3. Государственный комитет по стандартизации
- 3.3.4. Министерство промышленности
- 3.3.5. Министерство архитектуры и строительства
- 3.3.6. Министерство здравоохранения
- 3.3.7. Министерство образования
- 3.3.8. Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- 3.3.9. Министерство спорта и туризма
- 3.3.10. Министерство энергетики
- 3.3.11. Министерство жилищно-коммунального хозяйства
- 3.3.12. Министерство информации
- 3.3.13. Министерство связи и информатизации
- 3.3.14. Министерство статистики и анализа
- 3.3.15. Министерство торговли
- 3.3.16. Министерство транспорта и коммуникаций
- 3.3.17. Министерство культуры
- 3.3.18. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
- 3.3.19. Министерство финансов
- 3.3.20. Министерство лесного хозяйства
- 3.3.21. Министерство по налогам и сборам
- 3.3.22. Государственный военно-промышленный комитет
- 3.3.23. Государственный комитет по имуществу
- 3.2.24. Концерн ”Белбиофарм“
- Организационно-управленческие инновационные мероприятия по развитию фармацевтической промышленности
- 3.3.25. Концерн ”Белгоспищепром“
- 3.3.26. Концерн ”Беллесбумпром“
- 3.3.27. Концерн ”Беллегпром“
- 3.3.28. Концерн ”Белнефтехим“
- 3.3.29. Белкоопсоюз
- 3.3.30. Парк высоких технологий
- 3.4. Инновационное развитие г. Минска и областей
- 3.4.1. Город Минск
- 3.4.2. Брестская область
- 3.4.3. Витебская область
- 3.4.4. Гомельская область
- 3.4.5. Гродненская область
- 3.4.6. Минская область
- 3.4.7. Могилевская область