logo search
экология и иновации в энергетике / 3УМК ОНИИД ЗаО / ГосПрИнРазв 2007 2010

3.4.1. Город Минск

Город Минск, являясь крупнейшим промышленным, научным и образовательным центром, занимает особое место в обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны, повышении конкурентоспособности ее экономики. Основу его инновационного развития составляет создание благоприятных правовых, экономических, организационных и социальных условий для активизации инновационной деятельности, повышения технического уровня производства, социальной сферы и коммунального хозяйства города.

При этом развитие отраслей коммунального хозяйства города рассматривается как одно из приоритетных направлений научно-технического и инновационного развития г. Минска.

Основной источник финансирования инновационных проектов для предприятий коммунального хозяйства г. Минска – средства бюджета и инновационного фонда. Средства инновационного фонда используются по следующим направлениям:

создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях;

финансирование программ по энергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования, а также расходов по реализации международных проектов в области энергосбережения с участием Республики Беларусь;

строительство и реконструкция зданий, инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений (за исключением капитального ремонта), связанных с данными направлениями;

финансирование исследований и разработок, выполняемых по научно-техническим программам и инновационным проектам, а также работ по подготовке и освоению производства новых видов продукции;

приобретение оборудования, связанного с названными направлениями.

Приоритетным направлением научно-технического развития предприятий пищевой промышленности является реализация мероприятия по повышению радиопротекторных свойств производимых продуктов питания, а также по поиску технологий снижения содержания в продовольствии опасных для здоровья человека веществ (тяжелых металлов, нитратов), включая организацию контроля, предупреждающего попадание этих веществ в продукты питания.

КПУП ”Гормолзавод № 3“ планирует пересмотреть структуру переработки молока в целях выпуска маложирных или обезжиренных продуктов, обогащенных бифидобактериями, эффективными бактериальными молокосвертывающими препаратами нового поколения и другими компонентами растительного происхождения лечебно-профилактического свойства. Также планируется увеличение производства и расширение номенклатуры продуктов с высокой биологической ценностью и лечебно-диетическими свойствами. Техническая модернизация предприятия должна обеспечить закрытый способ производства в виде поточно-механизированных линий.

КУП ”Минскхлебпром“ планирует продолжить техническое переоснащение производства посредством приобретения нового оборудования, позволяющего использовать прогрессивные технологии хлебобулочного производства, а также способного обеспечить выпуск новых видов продукции.

Стратегия инновационного развития городской транспортной инфраструктуры г. Минска ставит целью создание высококачественной диверсифицированной национальной транспортной системы, интегрированной в европейский рынок транспортных услуг.

Реализация этой стратегии включает в себя следующие основные направления:

разработку и реализацию перспективных направлений совершенствования менеджмента отрасли, включая внедрение новых форм управления отраслью и информатизацию управленческих процессов;

укрепление целостности и единства транспортной системы путем сочетания государственного регулирования с действием рыночных механизмов на всех уровнях управления транспортом, строгое соблюдение баланса интересов общества (государства) и бизнеса;

наиболее полное использование существующих производственных мощностей общественного транспорта и их развитие на основе научно-технического прогресса;

координацию функционирования и развития всех видов транспорта с преодолением ведомственных различий между наземным транспортом, метрополитеном и пригородными железными дорогами;

системные обновления транспортной системы, пополнение всех видов транспорта современным подвижным составом с улучшенными технико-экономическими, эстетическими и экологическими характеристиками, модернизацию и техническое переоснащение материально-технической базы транспортного комплекса.

В частности, Минское ГПУП ”Белкоммунмаш“ в рамках перспективного плана инновационного развития транспортной системы планирует выпуск пассажирского троллейбуса модели 33300А, низкопольного, повышенной вместимости, двухзвенного, четырехдверного, с электронной системой управления, предназначенного для внутригородских перевозок пассажиров на троллейбусных линиях.

Перспективы градостроительной политики и совершенствования территориальной организации г. Минска включают в себя:

сохранение природного равновесия и условий для оздоровления экологической ситуации в г. Минске;

развитие зон индивидуальной застройки с учетом дефицита территориальных ресурсов для строительства жилья повышенной комфортности и пониженной этажности, наличия территориальных резервов и необходимости развития социально-культурного потенциала в микрорайонах г. Минска;

сохранение зеленых ”клиньев“ в межмагистральных слабоурбанизированных пространствах;

восстановление и дальнейшее совершенствование рекреационного хозяйства г. Минска в целях сохранения и развития зон отдыха, лечебно-оздоровительных местностей, рационального использования природных лечебных ресурсов.

Важнейшей задачей реализации основных положений Генерального плана развития г. Минска остается научное и проектное обеспечение, в том числе разработка программ и выполнение научных и проектных работ по:

расселению населения города с учетом перспективных тенденций в демографии, миграции населения, развитию малоэтажного строительства и изменениям функциональных характеристик зон промышленной застройки;

реконструкции существующего жилого фонда городов и поселков в целом;

разработке положения о пригородных зеленых зонах и проекта планировки этих зон;

развитию и реконструкции системы дорог и транспорта.

Объекты планировочного и городского значения, как правило, характеризуются высокой плотностью ресурсопотребления. Вопросы инженерного обеспечения этих объектов практически не рассматривались ранее в отраслевых схемах, в связи с чем планируется выполнить работы по определению объемов ресурсопотребления названными объектами, разработке и системному обоснованию предложений по их ресурсосберегающему инженерному обеспечению с учетом функционально-планировочных, энерго-экономических и экологических регламентов на их размещение.

Важнейший фактор успешного развития градостроительства и организации территории г. Минска – усиление роли управления процессом градостроительного развития, внедрение новых форм управления отраслью и информатизация управленческих процессов во всей структуре органов исполнительной власти города с учетом аккумулирующей роли градостроительства и организации территории, где факторы опережения событий и прогноза развития играют ключевое значение для обоснованных практических решений.

Реализация Генерального плана развития г. Минска неразрывно связана с перспективами и основными тенденциями инновационного развития строительной отрасли. Эти тенденции основаны на необходимости:

изменения структуры жилищного строительства и перехода на новые архитектурно-строительные системы, типы зданий и технологии их возведения; снижения ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат при строительстве и эксплуатации жилья;

увеличения объемов жилищного строительства в г. Минске, обеспечения соответствия возводимых либо реконструируемых объектов растущим требованиям заказчиков и населения к их качеству и эстетическим характеристикам.

В этой связи для максимально полного удовлетворения требований строительного комплекса к выпускаемым строительным материалам будут решаться следующие задачи:

обновление основных производственных фондов с переходом на более высокий уровень технического оснащения;

наращивание выпуска конкурентоспособных высококачественных материалов и изделий в соответствии с потребностями в них строительных организаций и населения;

снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление продукции;

усиление взаимодействия с отечественными разработчиками и производителями технологического оборудования.

КУП ”Завод эффективных промышленных конструкций“ производственного концерна ”Минскстрой“ в 2007  2010 годах будет осуществлять техническое перевооружение и модернизацию производства с учетом современных требований к характеристикам выпускаемой продукции и необходимости повышения потребительских свойств возводимого жилья и промышленных объектов.

В сфере энергосбережения на этом предприятии до 2010 года предполагается снижение потребления энергоресурсов на 7 процентов ежегодно путем проведения мероприятий по рационализации энергопотребления и внедрению энергосберегающего оборудования. Для научно-технического обеспечения этих мероприятий будет организовано тесное сотрудничество с научными организациями и научно-исследовательскими центрами для совместной разработки энергоэффективных методов и технологий производства.

В ближайшие годы вышеуказанное предприятие планирует освоить производство нового вида продукции – мелкощелевых керамзитобетонных камней (на основе внедрения технологической линии немецкой фирмы ”Hess“) для устройства однослойных наружных стен без дополнительного применения дорогих тепло- и звукоизоляционных материалов. Использование таких камней в строительстве позволит снизить удельную стоимость конструкций наружных и внутренних стен и перегородок, а также существенно сократить потребление энергоносителей на отопление зданий. Будет повышена также и экологическая чистота производства: содержание цементной пыли в выбросах технологической линии станет в 2 раза меньше и полностью будет исключена газовая составляющая.

Кроме того, будут увеличиваться объемы выпуска конструкций и изделий из легкого ячеистого бетона. Прогнозируется опережающее развитие производства материалов и изделий, позволяющих повысить эффективность строительства.

Основными задачами по обеспечению инновационного развития инженерной инфраструктуры в г. Минске являются:

увеличение мощностей инженерной инфраструктуры для обеспечения объемов строительства и повышения уровня коммунального благоустройства города;

модернизация объектов инженерной инфраструктуры в целях повышения качества, эффективности и надежности коммунального обеспечения города;

централизованная и локальная автоматизация коммунальных объектов;

внедрение энергоресурсосберегающих мероприятий и приборов учета.

Предусматривается дальнейшее развитие централизованной системы водоснабжения г. Минска с учетом интенсивности градостроительного использования территории при повышении режима экономии водных ресурсов. Будет реализован комплекс мер, направленных на повышение качества питьевой воды и caнитарной надежности системы городского водопровода, в том числе:

совершенствование технологии водоподготовки на очистной водопроводной станции поверхностного водозабора;

строительство станций обезжелезивания на трех эксплуатируемых водозаборах;

строительство резервуаров чистой воды на водопроводных системах II и III подъемов;

организацию зон санитарной охраны на всех водозаборах города.

В целях снижения числа аварийных заявок и рекламаций клиентов и потребителей газа, в первую очередь населения, будет повышено качество всех работ в области газоснабжения Для выполнения этой задачи ведется работа по обеспечению соответствия качества выполняемых работ требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года.

Предполагается использование новых технологий в области газоснабжения и реализация организационно-технических мероприятий, направленных на улучшение обслуживания клиентов, в число которых входят:

изменение сроков проведения регламентных работ по техническому обслуживанию объектов газораспределительной системы;

переход на заявочный метод технического обслуживания внутридомового газового оборудования;

сокращение потерь газа в сопоставимых условиях;

выполнение мероприятий по энергосбережению;

замена устаревшего оборудования;

повышение надежности системы газоснабжения.

В области теплоснабжения планируется:

разработать экономически обоснованную концепцию технического перевооружения, реконструкции и направлений использования действующих и строящихся теплоисточников и теплосетей;

изучить степень износа действующего оборудования на теплоисточниках и теплосетях и определить поэтапный вывод его из эксплуатации по причине физического износа на ближайшую и отдаленную перспективу; провести поэтапную замену действующих теплопроводов предизолированными трубами заводского изготовления;

определить масштабы целесообразного применения и места установки компактных газотурбинных агрегатов на действующих ТЭЦ и котельных;

провести постепенный переход на независимую систему подключения потребителей к теплосетям и на оптимальные температурные графики работы теплосетей;

обеспечить экономически целесообразное развитие локальных систем централизованного теплоснабжения в отдельных зонах города (свободная экономическая зона ”Минск“ на базе районной котельной ”Шабаны“ и другие).

Одним из самых дефицитных строительных материалов не только в г. Минске, но и в других мегаполисах, является растительный грунт по причине природных особенностей его воспроизводства. Ежегодно для проведения озеленительных работ в г. Минске необходимо более 200 тыс. куб. метров подобного материала. Для централизованного производства растительного грунта требуемого качества УП ”Минскзеленстрой“ планирует внедрить технологию и современное оборудование одной из немецких компаний. Кроме того, будет реализован инновационный проект ”Строительство теплиц и котельной, внедрение новой технологии выращивания цветочной продукции на КУП ”Цветы столицы“, который, помимо разработки технологического оборудования нового поколения и специальной конструкции теплиц, будет включать комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на повышение основных показателей эффективности производства цветочной продукции.

Среди основных задач инновационного развития резидентов свободной экономической зоны ”Минск“ – внедрение новейших технологий и передового управленческого опыта, развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях. В СЭЗ действуют 74 промышленные предприятия-резиденты, из которых на 58 предприятиях производится выпуск продукции собственного производства, 16 осуществляют работы по проектированию, строительству и реконструкции собственных производственных помещений, а также подготовительные мероприятия для запуска производственного процесса.

В реестр высокотехнологичных производств и предприятий включено 6 предприятий – резидентов СЭЗ ”Минск“, на 10 предприятиях внедрена система менеджмента качества серии ИСО 9001 2001.

В целях координации выполнения мероприятий по инновационному развитию г. Минска и более эффективного использования имеющегося потенциала отраслевой и вузовской науки в г. Минске предусмотрено создание регионального информационно-аналитического центра, информационных баз и банков данных на новой организационной и технической основе.

Основные мероприятия и проекты инновационного развития предприятий коммунальной собственности г. Минска на 2007  2010 годы представлены в перспективном плане инновационного развития (предполагается его ежегодное дополнение и уточнение).

Общий объем финансирования работ по созданию новых предприятий, новых производств на действующих предприятиях и модернизации действующих производств в 2007 – 2010 годах составит 106 967,5 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета – 1 8478 млн. рублей, местный бюджет – 38 723,7 млн. рублей, кредиты банков – 19 881,8 млн. рублей, ссуды, займы – 5 990 млн. рублей, другие источники – 23 894 млн. рублей.

План инновационного развития

г. Минска

Направление инновацион-ного развития

Всего

В том числе на основе

Объем финансирования, млн. рублей

оте-чест-вен-ных техно-логий

зару-беж-ных техно-логий

всего

в том числе по источникам финансирования

респуб-ликан-ский бюджет, в том числе иннова-циион-ный фонд

местный бюджет

кредиты банка

ссуды, займы

собст-венные средства организа-ций и другие

1. Создание новых пред-приятий

1

1

800,0

800,0

2. Создание новых произ-водств (с ис-пользованием новых техно-логий) на дей-ствующих предприятиях

14

8

6

74537,8

18420,0

21363,0

15121,8

5016,0

14617,0

3. Модерниза-ция действу-ющих произ-водств на ос-нове внедре-ния передовых (новых и вы-соких) техно-логий

22

15

7

31729,7

58,0

17360,7

4860,0

974,0

8477,0

Итого

37

24

13

106967,5

18478,0

38723,7

19881,8

5990,0

23894,0