logo search
МЕНЕДЖМЕНТ 2

Проектирование количества и мощности предприятий. Значение маркетинговой информации. Требования к месторасположению

На этой стадии разработки операционной системы возникают два взаимосвязанных

вопроса: Сколько объектов и какой мощности требуется создать (другими

словами, создавать ли несколько крупных предприятий или большое количество

более мелких предприятий)? Где расположить каждый из объектов?

Решения о количестве и производительности материально-технических объектов

обычно определяются факторами эффективности и маркетинга. Некоторые вполне

определенные факторы говорят в пользу создания крупных централизованных

предприятий, другие факторы – о предпочтительности небольших, рассеянных

предприятий.

Фактором, доказывающим пользу крупных централизованных предприятий, наиболее

часто является большая капиталоемкость перерабатывающей

подсистемы. В качестве примеров можно назвать электростанции и госпитали, где

требуется дорогое специальное оборудование. Крупные предприятия предпочтительны

и в тех случаях, когда требуется организованно собрать в одно место много людей

или различных изделий. Примерами тут служат автосборочные предприятия,

аэропорты, региональные склады сети универсальных магазинов.

Наиболее частая ситуация, говорящая в пользу большого количества мелких

предприятий, это когда клиенты сильно рассредоточены и требуется обеспечить

для них удобный доступ к предприятию. В качестве примера назовем банки,

бистро, пожарные станции.

В некоторых операционных системах принят комбинированный подход, где

используются и крупные, и мелкие предприятия. Типичными примерами могут

служить фабрики химической чистки и лаборатории по обработке фотоматериалов.

В этих случаях обычно имеется большое количество маленьких рассредоточенных

предприятий, осуществляющих непосредственный контакт с клиентурой, и

централизованные капиталоемкие производственные центры, производящие

обработку материалов.

4.2 Месторасположение предприятий

Решения о месторасположении предприятий обычно идут от общего к частному.

Предположим, что изготовитель бытовой электронной аппаратуры решает вопрос о

размещении завода по производству проигрывателей компакт-дисков. При принятии

решения будут последовательно рассмотрены следующие вопросы: на каком

континенте строить завод, в какой стране, в каком штате или в какой

провинции, в каком городе, на какой площадке или в каком существующем здании.

Конечно, не во всех случаях нужно рассматривать все эти уровни. РУВД

Советского района г. Уфы, естественно, нет никакой необходимости

рассматривать возможность расположения своего офиса за пределами города.

Для удобства рассмотрения вопроса выделяют два уровня решений о месте

расположения предприятия: макроуровень – решение о континенте,

стране, провинции и городе; микроуровень – выбор конкретной

площадки или здания для предприятия.

Факторы, учитываемые при принятии решения на каждом из этих уровней, будут

различными. Основные факторы, рассматриваемые на макроуровне,

следующие:

1. Демографические и экономические факторы, влияющие на размер и развитие

основных рынков сбыта продукции операционной системы.

2. Источники и транспортные расходы по доставке материалов, требующихся для

операционной системы.

3. Количество и качество трудовых ресурсов.

4. Наличие достаточного количества энергии и воды.

5. Политическая стабильность.

6. Налоговая политика и поощрение экономического развития.

7. Вопросы защиты окружающей среды.

8. Стоимость земельного участка и строительства.

9. Условия проживания (например, климат, система образования, медицинское

обслуживание, культура, отдых, преступность).

К важнейшим факторам на микроуровне относятся:

1. Ограничительные нормы на развитие промзоны, совместимость с соседствующими

объектами.

2. Размер, конфигурация и другие технические аспекты площадки.

3. Наличие предпочтительных видов транспорта.

4. Объем транспортных перевозок у клиентов, подъезды.

5. Наличие и стоимость энергоснабжения и других услуг, в том числе пожарной

охраны и удаления отходов.

6. Внешний вид площадки, который может соответствовать или не соответствовать

характеру предприятия.

7. Близость к жилым массивам и другим объектам, необходимым для служащих.

8. Месторасположение конкурентов, особенно предприятий розничной торговли или

по предоставлению услуг.

Для многих видов предприятий при решении вопроса о месте расположения

доминирующим оказывается какой-нибудь один фактор. Например, пошивочные

предприятия располагаются вблизи источников относительно дешевого труда,

поэтому большая часть этой отрасли промышленности эмигрировала в

развивающиеся страны. Заводы для производства алюминиевых банок для напитков

обычно располагаются рядом с производством самих напитков в силу высоких

затрат на перевозку пустых банок. Станции обслуживания автомобилей

располагаются на улицах или на дорогах с интенсивным движением или на

перекрестках, что облегчает подъезд к ним.