logo
МЕНЕДЖМЕНТ 2

Централизованные и децентрализованные организации. Степень централизации. Достоинства и недостатки централизации. Проблема интеграции и координации организационных подсистем.

Степень централизации и децентрализации зависит от масштабов полномочий. При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным.       Степень централизации снижается в случае, если больше решений принимается непосредственно на рабочих местах.        Отличительные особенности централизации:отсутствие передачи полномочий и пределов компетентности, что приводит к снижению оперативности в принятии решений.        Основная цель делегирования полномочий– сделать возможной децентрализацию управления организацией. Передаются лишь полномочия, всю ответственность продолжает нести старший руководитель.        Основные принципы передачи полномочий:        – сотрудник должен обладать достаточными полномочиями для достижения требуемого результата;       – сотрудник должен знать, перед кем он несет ответственность;       – все, что превышает компетенцию должности, передается высшим звеньям управления;       – старшее должностное лицо продолжает нести ответственность за действия подчиненного. Факторы, влияющие на уровень децентрализации:       1) размер затрат;       2) степень унификации;       3) размеры организации;       4) философия менеджмента;       5) наличие подходящего руководителя;       6) использование приемов контроля. Чем выше возможности контролирования, тем большей степени децентрализации можно достичь;       7) география деятельности организации;       8) влияние внешней среды.        Преимущества централизованного управления:        – более эффективный контроль за деятельностью организации;       – устранение повторения тех или иных усилий;       – возможность единых стандартов всех действий;       – более эффективное использование различных ресурсов.        Недостатки централизованного управления:        – промедления в принятии решений;       – рост бюрократизма;       – решения принимаются теми, кто имеет недостаточно полное представление о ситуации на производстве.        Масштабы управления. При установлении масштабов управления помимо степени сложности, характера осуществляемой работы необходимо учитывать субъективные возможности менеджера, его способности сотрудничать с коллегами.       Менеджер вправе осуществлять следующие действия для управления и контроля:       – составление ясного и краткого плана;       – делегирование полномочий;       – использование контрольно-проверочных нормативов.        Необходимость установления масштабов управления.В случае необоснованно увеличенных масштабов управления теряется личный контакт между руководителем и подчиненными, следовательно, руководитель может потерять влияние на коллектив, возможно появление подгрупп с неофициальным руководителем, возникают трудности в проверке результатов деятельности группы, снижается качество профессионального обучения работников, а также снижается контроль за выполнением порученных им заданий, что отрицательно сказывается на результатах труда.       Последствия необоснованно сокращенных масштабов управления:       – возникает слишком много уровней управления;       – возрастают административные затраты;       – больше времени отводится на принятие решений;       – возрастает степень контроля, что может привести к снижению инициативы и творческой активности, неблагоприятно сказаться на моральном состоянии.