logo
МЕНЕДЖМЕНТ 2

Науки управления. Процессный, системный и ситуационный подходы

Управление - это рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов

для достижения поставленной цели. Это сознательная деятельность людей (с

применением научных данных), направленная на обеспечение и нормальное

функционирование системы. Сейчас активно внедряется в практику теория

«Менеджмента», т.е. такого типа научно-практического управления людьми и

производством, которое позволяет выполнять поставленные задачи наиболее

экономичным и гуманным путем.

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд,

интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. это функция или вид

деятельности по руководству людьми, а также область знаний, помогающая

реализовать эту функцию.

Управление как системное отношение субъекта и объекта и обусловлено:

- наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управления

(тот, кем управляют);

- существованием между объектом и субъектом прямой (отдание команд,

распоряжений) и обратной связи (информирование о выполнении или невыполнении

команд субъекта управления).

Социальное управление в обществе подразделяется на два вида:

государственное (управление делами государства) и негосударственное

(управление делами частных организаций, общественных формирований и т.п.).

Существует три принципиально различных инструмента управления,

воздействия на людей:

- иерархия, т.е. организация, в основе которой лежит воздействие по принципу

отношения власти - подчинение;

- культура, т.е. комплекс разрабатываемых и признаваемых обществом и

организацией ценностей социальных норм и установок, шаблонов поведения.

- рынок, т.е. сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на

купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии

интересов продавцов и покупателя.

Сегодня наблюдается комплексное сочетание этих вариантов, и в зависимости от

удельного веса каждой части определяется тип системы управления.

Эволюция управления заключается в использовании достижений ряда наук для

решения главной задачи - как получить желаемые результаты на основе

согласованных действий многих людей, производящих продукцию и использующих

для этого многообразные ресурсы.

1. Первый подход в теории управления - «тейлоризм», т.е. попытка перенесения

идей инженерных наук на управление производством и госуправление

(механистический или технократический подход).

2. Следующий шаг - формирование и распространение «принципов управления»

Файоля (Франция), ориентированных на построение формальных организационных

структур и систем и ставших основой «науки администрирования».

3. Третий шаг - зарождение в 30-е годы «школы человеческих отношений», т.е.

внедрение в системы управления достижений психологии и социологии.

4. Развитие в 50-60-е годы количественных методов обоснования решения

(вторжение в науку управления математики и компьютерных методов

информационного обеспечения).

5. 70-е годы - зарождение «ситуационного подхода» вместо универсализма по

схеме: тип среды - форма управления. Основа - идея. Что любая организация -

это открытая система, приспосабливающаяся к своей внутренней и внешней среде,

причем главные причины того, что происходит внутри системы, необходимо искать

вне ее.

6. 80-е годы - оценка значения «организационной культуры».

7. 90-е годы - комплексный подход.

Подходы к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности. К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов. Процессный подход

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.

Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.

Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.

Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.

В организации протекает множество процессов.Все процессы подразделяют на три группы:

-основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;

-обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и ДР.);

-управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.

Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.

Системный подход

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоуренс, Э. Г. Юдин и др.

Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

Ситуационный подход к управлению

Системный подход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между ор­ганизациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значи­мые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.