logo
МЕНЕДЖМЕНТ 2

2. История менеджмента

Выделяют 4 основных школы:

1. научного управления (1885-1920)

2. классическая (1920-1950)

3. человеческих отношений (1930-1950) и поведенческих наук (1950 - по наст.вр)

4. наука управления или количественный подход (1950- по наст.вр)

Школа научного управления:

Наиболее тесно связано с работами Фредерика У. Тейлора, супругов Френка и Лилии Гилберт, Генри Гаитта.

Создатели полагали, что используя наблюдения, замеры, анализ можно усовершить многие трудовые операции, добиваясь их более эффективного выполнения. Основой ее формирования стали эксперименты на промышленных предприятий, имевшие цель предотвратить потери от нерационального использования оборудования, сырья и материалов.

Ф. Тейлор (1856-1915) - создатель 1-ой в мире управленческой концепции. Суть системы Тейлора - организация труда и управленческих отношений. Он предлагал науку гармоний в месте противоречий, сотрудничество в работе, место увеличения производства, развитие каждого рабочего до максимума допустимой его производительности и благосостояния.

Лежат 4 принципа:

- создания научного фундамента, заменяющий старый сугубо старого

- научное исследование каждого отдельного вида деятельности на основе научных критериев, их профессиональный отбор и их профессиональное учение

- сотрудничество администрации с рабочими в целях практического внедрения научной организации труда

- равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами

Классическая или административная школа управления (1920-1950)

Возникновение этой школы связано с Анри Файоля (1825-1925)

Файоль неоднократно подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства. Тейлор - цеховое управление, а Файоль - высшее администрирование. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация достигает успеха

Принципы управления:

1. структурные принципы определяют главные вопросы, требующие решения при создании организованной структуры, формировании целей и задач организации, определении линий власти, а также прав и обязанностей членов организации

- разделение труда

- власть и ответственность

- централизация

- единство руководства

- цель начальника

- единоначалие

2. принцип процесса в значительной мере касаются непосредственно взаимодействия и общения менеджеров со своими подчиненными

- дисциплина, вознаграждения, справедливость, корпоративный дух, подчинение частных интересов общим

3. принцип конечного результата определяет желаемые характеристики организации. Хорошо спланированная и направленная организация должна характеризоваться порядком и стабильностью

- порядок, стабильность рабочего места для персонала, инициатива

В деятельности организации Файоль выделял следующие стороны: финансовая, коммерческая, техническая, защитная, бухгалтерская, административная.

Школа человеческих отношений (1930-1950) поведенческой науки (1950- по наст.вр)

Связано с именем психолога Гуго Мюкстерберга (1863-1916)

Примерно к 50-ым школа человеческих отношений трансформируется в систему «поведенческих наук и бихевиористскую», главным постулатом которой стало повышение эффективности отдельного работника. Элтон Мейо (1880-1949) выделил особую роль человеческого фактора. Он создал философию (систему человеческих отношений) менеджмента, призывал активизировать характерные для каждого человека духовный стимул, установил человеку стремление к связи. «Искусство общения с людьми должно стать главным критерием отбора администраторов».

Целью поведенческой школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытию творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Наука управления или количественный подход (1950 - по наст вр)

Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.