Необходимость, сущность и этапы развития трудовых ресурсов. Проблема подготовки руководящих кадров.
Рассмотрим следующие 4 этапа управления трудовыми ресурсами: профориентацию и отбор, обучение, оценку трудовой деятельности и подготовку руководящих кадров.
Современные руководители считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом. Для блага самой организации и личного блага работников, руководство должно постоянно работать над повышением потенциала кадров.
1. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе. Цели профориентации состоят в том, чтобы уменьшить стартовые издержки и дать возможность новому работнику быстрее достичь общих стандартов выполнения работы, снизить чувство озабоченности и неопределенности, быстрее достичь чувства удовлетворенности работой. Например, в США в рамках системы профессиональной информации регулярно издаются «Словарь профессий», «Справочник профессий», «Справочник наиболее требуемых профессий». В них содержатся подробные описания нескольких тысяч специальностей, их особенностей; требований, предъявляемых к работнику, величине зарплаты; тенденций занятости на перспективу и т.д. По опубликованным данным, каждый доллар, затраченный на разработку текстов профотбора, создает экономический эффект в 1 тыс. долл. За счет отсева непригодных в процессе обучения, снижения аварийности по вине персонала, затрат на подготовку специалистов.
Процедура адаптации персонала призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д.
Условно процесс адаптации можно разделить на 4 этапа.
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других организаций, период его адаптации будет минимальным. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, правилами поведения и т. д.
Этап 2. Ориентация - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются. Обычно программа ориентации затрагивает следующие вопросы:
• общее представление о компании (цели, традиции, нормы, потребители, информация о руководителях и др.);
• политика организации (принципы кадровой политики и подбора персонала, направления профессиональной подготовки и повышения квалификации, правила охраны коммерческой тайны, использования рабочего времени и др.);
• оплата труда;
• дополнительные льготы;
• охрана труда.
Кроме общей программы, может быть проведена специальная программа, которая предполагает беседы с сотрудниками подразделения и собеседование с непосредственным и вышестоящим руководителями. Затрагиваются вопросы: функции подразделения, рабочие обязанности и ответственность, требуемая отчетность, процедуры, правила, предписания.
Этап 3. Действенная адаптация. Приспособление новичка к своему статусу и включение его в межличностные отношения с коллегами. Необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации.
Этап 4. Функционирование - постепенное преодоление производственных и межличностных проблем и переход к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1-1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.
2. Обучение (или подготовка кадров). Технические и технологические инновации требуют постоянного переобучения кадров. Американские специалисты считают, что знаний, полученных в вузе, достаточно на первые 3-5 лет работы, после чего требуется переподготовка. Исследователи выделяют 2 современные основные модели подготовки рабочих кадров: обучение без отрыва от работы (теоретический курс в колледжах, университетах, также внутриорганизационные курсы, переподготовка на рабочем месте); обучение с отрывом от работы (в специализированных профессионально-технических заведениях и центрах подготовки кадров).
Уже с 70 годов прошлого столетия большинство руководителей американских корпораций затраты на обучение рассматривали как прибыльные капиталовложения, а отделы развития персонала и внутрифирменные учебные центры - как подразделения, участвующие в создании прибыли (например, «ЮМ» - 750 млн.долл., 5 % затрат на оплату труда).
3.Оценка трудовой деятельности. Позвольте напомнить вам, что оценка труда - это мероприятия по определению соответствия количества и качества труда требованиям технологии производства.
Оценка результатов деятельности служит 3 целям: административной, информационной и мотивационной.
Административные функции: повышение и понижение по службе, перевод, прекращение трудового договора.
Информационные функции: информирование работников об относительном уровне их работы. Работник должен не только знать достаточно ли он хорошо работает, но и что конкретно является его силой или слабостью, в каком направлении он может совершенствоваться.
Мотивационные функции: определив сильных, организация может должным образом вознаградить их.
4. Подготовка руководящих кадров. Подготовка руководящих кадров имеет огромное значение для нормального функционирования и развития организации. Подготовка обусловлена необходимостью подготовки резерва взамен уходящих на пенсию, ростом организации, усложнением ее задач. Практика менеджмента свидетельствует, что далеко не каждый человек (примерно 1 из 10) имеет желание и способности к руководящей работе. Как правило, деятельность по подготовке руководящих кадров сосредоточена на высших уровнях управления организацией. Организация определяет, кто из руководителей и специалистов обладает способностью к управленческой деятельности, нуждается в обучении и переподготовке. Таким образом, организация создает кадровый резерв.
Типы кадрового резерва различаются по виду деятельности, по времени назначения.
По виду деятельности выделяют:
1) резерв развития - группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (выбирают профессиональную либо руководящую карьеру);
2) резерв функционирования - группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации (ориентация на руководящую карьеру).
По времени назначения формируется:
1) группа А - кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время;
2) группа В - кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие 1-3 года. Источниками резерва кадров на руководящие должности могут стать: руководящие
работники аппарата, главные и ведущие специалисты, специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности, молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.
Первый уровень резерва кадров - все специалисты предприятия, следующий уровень -заместители руководителей различного ранга. Основной резерв составляют руководители различных рангов.
- Науки управления. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Процессный подход
- Системный подход
- Ситуационный подход
- 2. История менеджмента
- Современная организационная система. Демократия и тирания. Сущность и задачи менеджмента.
- Продуктивность и производительность. Экономичность и действенность. Задачи менеджеров и обеспечение экстраординарных результатов.
- Внутренние переменные организации и их взаимосвязь.
- Цели организаций. Роль менеджеров (менеджмента) в координации и достижении общих целей.
- Функциональные области и уровни организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Типы управленческих структур.
- Задачи организации и их характеристики. Задачи и специализация.
- Понятие технологии. Этапы развития технологии. Взаимосвязь с другими внутренними переменными организации. Классификация технологий.
- Человеческий фактор организаций.
- Взаимосвязь внутренних переменных. Системная модель внутренних переменных. Понятие внутренних социотехнических подсистем.
- Внешняя среда и ее значение для функционирования организаций. Организация как открытая система. Организационный дарвинизм.
- Структура и характеристика внешней среду.
- Среда прямого и косвенного воздействия, их взаимодействие на решения и операции организации.
- Процесс коммуникации и его воздействие на эффективность управления.
- Виды, и способы коммуникаций. Элементы и этапы коммуникационного процесса.
- Межличностные коммуникации и преграды. Проблема неэффективности организационных коммуникаций. Совершенствование коммуникационных процессов.
- Природа принятия решений. Проблема поиска оптимальных решений, субъективно-психологическиц аспект принятия решений.
- Механизм принятия решений.
- Влияние внутренней и внешней среды на принятие решений. Проблема информаций. Поведенческие ограничения. Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 5. Масштаб проблемы:
- Понятие модели и моделирование. Типы моделей.
- Стиль руководства и процесс принятия решений. Модель Врума-Йеттона.
- Модель принятия решений Врума-Йеттона
- Психологические аспекты принятия решений: феномены коллективного принятия решений.
- Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Аппарат управления и процесс принятия решений. Сравнительная характеристика классической структуры и структуры ориентированной на управление.
- Оценка эффективности решения.
- Принятие решения в условиях рынка. Оценка внешней и внутренней среды организации.
- Понятие и классификация риска. Оценка рисков принятия решений.
- Методы управления рисками по принятым решениям.
- Общие проблемы моделирования.
- Адаптивные структуры. Виды адаптивных структур их достоинства и недостатки. Конгломераты.
- Платежная матрица и дерево решений как инструменты моделирования.
- Прогнозирование: сущность, задачи, разновидности, методы. Проблема информации.
- Понятие стратегического планирования. Виды стратегий
- Планирование и успех организаций. Эффективные и неэффективные действия.
- Миссия и цели организации. Характеристика целей. Цели и ценности высших руководителей.
- Оценка и анализ внешней среды. Факторы внешней среды. Опасности и возможности.
- Оценка внутренних сильных и слабых сторон организации. Стратегические альтернативы и типы роста. Выбор стратегии.
- Планирование международной деятельности организации и оценка международной среды.
- Этапы реализации стратегического планирования. Тактика, политика, процедуры и правила.
- Управление реализацией стратегического плана. Бюджеты и управление по ценам. Причины неудач.
- Оценка стратегического плана. Проверка соответствия стратегии и структуры организации.
- Необходимость и сущность делегирования. Делегирование. Полномочия и ответственность.
- Концепция полномочий. Полномочия и власть. Пределы полномочий.
- Виды полномочий. Организация распределения полномочий. Взаимосвязь полномочий с миссией, целями и структурой организации.
- Линейные полномочия
- Штабные полномочия
- Линейные полномочия и координация взаимодействия. Достоинства и недостатки единоначалия. Норма управляемости.
- Препятствия к эффективному делегированию. Отказ от делегирования полномочий. Блокирование делегирования со стороны подчиненных. Преодоление препятствий.
- Выбор структуры организации. Проектирование новой и действующей структуры организации. Этапы организационного проектирования.
- Бюрократия как тип организационной структуры. Идеальное бюрократическое устройство по Максу Веберу. Недостатки бюрократии.
- Сущность департаментализации. Система депертаментализации.
- Функциональная организационная структура и ее использование. Достоинства и недостатки.
- Дивизионная организационная структура. Виды дивизионных структур. Достоинства и недостатки.
- Организационные структуры международных фирм. Глобальные структуры и их типы.
- Управление запасами
- Централизованные и децентрализованные организации. Степень централизации. Достоинства и недостатки централизации. Проблема интеграции и координации организационных подсистем.
- Процессуальные теории мотивации. Роль и поведение руководителя.
- Содержательные теории мотивации. Роль и поведение руководителя.
- Смысл и эволюция понятия мотивация.
- Необходимостью, сущность и виды контроля в экономическом механизме менеджмента.
- Этапы процесса контроля и выбора действий.
- Воздействие контроля на поведение исполнителей. Рекомендации науки по эффективному контролю. Характеристики эффективного контроля.
- Рекомендации науки про поведение по проведению эффетивного контроля
- Информационно-управляющие системы в планировании и контроле. Эффективность иус.
- Значение управления трудовыми ресурсами для достижения успеха организации. Деятельность менеджера.
- Этапы формирования трудовых ресурсов.
- Необходимость, сущность и этапы развития трудовых ресурсов. Проблема подготовки руководящих кадров.
- Составляющие качества трудовой жизни. Механизм воздействия качества трудовой жизни на успех организации. Роль менеджера.
- Понятие операционной системы ее составляющие. Классификация операционных систем.
- Стратегические цели и стратегические решения при создании и налаживании операционных систем. Выраженная компетентность и конкурентоспособность операционной системы.
- Проектирование изделий и процессов в производстве. Критерии выбора. Жизненный цикл изделия и процесса.
- 2.2 Жизненный цикл изделия и процесса
- Современные виды производственных систем. (сапр, асуп, Роботы, сас, гпс, иасуп)
- Проектирование количества и мощности предприятий. Значение маркетинговой информации. Требования к месторасположению
- Типы планировок производства их достоинства и недостатки, возможности использования.
- Этапы процесса проектирования операционной системы (новая производственная сущность).
- Организация как система. Системообразующие и системоразрушающие факторы организации.
- 11. Характеристики организации как открытой системы.
- Эффективность управления.
- Оптимальное управление и оптимизационные кривые
- Проектирование работ и нормирование труда специалистов для обеспечения реализации проекта новых мощностей.
- Оперативное управление производством и его элементы.
- Планирование выпуска продукции, характеристики плана выпуска продукции, три стратегии выпуска.
- Календарные, сетевые праздники. Управление по методу «критического пути».
- Управление качеством. Программы улучшения качества
- Понятие больших систем. Принципы декомпозиции больших систем. Организация как большая открытая система
- Свойства больших систем.