Современные виды производственных систем. (сапр, асуп, Роботы, сас, гпс, иасуп)
рогресс в повышении быстродействия компьютеров и в их применении привел к
революции в проектировании производственных систем. В этом разделе мы
коснемся рада технологий, основанных на использовании компьютеров,
применяемых в производствах, ориентированных на выпуск товаров.
Система автоматизированного проектирования (САПР) позволяет
разработчику технических изделий работать с терминалом компьютера и создавать
необходимую документацию, которую раньше приходилось выполнять вручную. Ее
можно хранить в памяти компьютера, легко извлекать оттуда и вносить необходимые
изменения. Когда нужно, компьютер может перенести чертежи на бумажный носитель.
Он позволяет резко ускорить дело разработки и вычерчивания проекта и дает
большие возможности для проработки различных вариантов. Кроме того, по мере
разработки проекта компьютер может вести проверку на отсутствие некоторых видов
ошибок.
Автоматизированная система управления производством (АСУП). Под
нею понимается целый ряд технологий, позволяющих управлять и контролировать
работу производственного оборудования при помощи компьютера. Эта технология
идет дальше обычной автоматизации в основном за счет обеспечения гибкости
производственного процесса. Компьютер может передать на управляемую им единицу
оборудования новый набор команд и изменить выполняемую оборудованием задачу.
Роботы представляют собой программируемые устройства,
манипулирующие материалами и рабочими инструментами, что раньше приходилось
делать силами рабочих. Применение роботов особенно эффективно на монотонных,
часто повторяющихся операциях, утомительных и изнурительных для рабочих; для
выполнения операций, где требуется высокая степень стабильности, а также работ,
опасных или неудобных для человека. Отличительным свойством роботов является
также то, что их можно перепрограммировать и при необходимости «научить» новой
работе.
Системы автоматического складирования и выдачи товаров (САС) или
«автоматизированные склады» предусматривают использование управляемых
компьютером подъемно-транспортных устройств, которые закладывают изделия в
склад и извлекают их оттуда по команде. Компьютер также следит за тем, где
именно находится каждое изделие. Эти системы не только исключают ручной труд,
но и позволяют экономить складские площади, ускорять складские операции и
улучшать контроль за материально-техническими запасами.
Общей чертой новых технологий является то, что они повышают гибкость
производства. Производственные процессы, в которых объединены все эти
технологии, называются гибкими производственными системами
(ГПС). Их достоинством является высокая степень автоматизации без потери
гибкости. ГПС позволяют сократить затраты на переналадку оборудования что
обеспечивает экономичность производства небольших партий изделий. Технические
возможности и конкурентные достоинства ГПС первыми признали японцы.
Производители США все еще пытаются сравняться с ними в реализации и эффективном
применении этих технологий.
Сочетание названных выше технологий в системе, работающей под управлением
интегрированной информационной управляющей системы, называется
интегрированной автоматизированной системой управления производством
(ИАСУП). И хотя такая система пока в основном еще видится лишь на уровне
концептуальной проработки, необходимые составляющие ее технологии уже реально
существуют. Проблема заключается в том, чтобы осуществить интеграцию и
реализовать управление всеми этими технологиями в единой системе. Многие
прогрессивные промышленные компании с энтузиазмом работают над созданием
«завода будущего».
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТОВ И ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ УСЛУГ
Сейчас в США в сфере услуг занято порядка 70% работающих, значение этого
сектора экономики нельзя недооценивать. Многие принципы одинаково применимы
как для производственного сектора экономики, так и для сферы услуг, но есть и
целый ряд специфичных принципов.
Одна из наиболее важных отличительных черт сферы услуг заключается в
характере проектирования этих услуг и в процессе, используемом для их
создания.
- Науки управления. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Процессный подход
- Системный подход
- Ситуационный подход
- 2. История менеджмента
- Современная организационная система. Демократия и тирания. Сущность и задачи менеджмента.
- Продуктивность и производительность. Экономичность и действенность. Задачи менеджеров и обеспечение экстраординарных результатов.
- Внутренние переменные организации и их взаимосвязь.
- Цели организаций. Роль менеджеров (менеджмента) в координации и достижении общих целей.
- Функциональные области и уровни организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Типы управленческих структур.
- Задачи организации и их характеристики. Задачи и специализация.
- Понятие технологии. Этапы развития технологии. Взаимосвязь с другими внутренними переменными организации. Классификация технологий.
- Человеческий фактор организаций.
- Взаимосвязь внутренних переменных. Системная модель внутренних переменных. Понятие внутренних социотехнических подсистем.
- Внешняя среда и ее значение для функционирования организаций. Организация как открытая система. Организационный дарвинизм.
- Структура и характеристика внешней среду.
- Среда прямого и косвенного воздействия, их взаимодействие на решения и операции организации.
- Процесс коммуникации и его воздействие на эффективность управления.
- Виды, и способы коммуникаций. Элементы и этапы коммуникационного процесса.
- Межличностные коммуникации и преграды. Проблема неэффективности организационных коммуникаций. Совершенствование коммуникационных процессов.
- Природа принятия решений. Проблема поиска оптимальных решений, субъективно-психологическиц аспект принятия решений.
- Механизм принятия решений.
- Влияние внутренней и внешней среды на принятие решений. Проблема информаций. Поведенческие ограничения. Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 5. Масштаб проблемы:
- Понятие модели и моделирование. Типы моделей.
- Стиль руководства и процесс принятия решений. Модель Врума-Йеттона.
- Модель принятия решений Врума-Йеттона
- Психологические аспекты принятия решений: феномены коллективного принятия решений.
- Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Аппарат управления и процесс принятия решений. Сравнительная характеристика классической структуры и структуры ориентированной на управление.
- Оценка эффективности решения.
- Принятие решения в условиях рынка. Оценка внешней и внутренней среды организации.
- Понятие и классификация риска. Оценка рисков принятия решений.
- Методы управления рисками по принятым решениям.
- Общие проблемы моделирования.
- Адаптивные структуры. Виды адаптивных структур их достоинства и недостатки. Конгломераты.
- Платежная матрица и дерево решений как инструменты моделирования.
- Прогнозирование: сущность, задачи, разновидности, методы. Проблема информации.
- Понятие стратегического планирования. Виды стратегий
- Планирование и успех организаций. Эффективные и неэффективные действия.
- Миссия и цели организации. Характеристика целей. Цели и ценности высших руководителей.
- Оценка и анализ внешней среды. Факторы внешней среды. Опасности и возможности.
- Оценка внутренних сильных и слабых сторон организации. Стратегические альтернативы и типы роста. Выбор стратегии.
- Планирование международной деятельности организации и оценка международной среды.
- Этапы реализации стратегического планирования. Тактика, политика, процедуры и правила.
- Управление реализацией стратегического плана. Бюджеты и управление по ценам. Причины неудач.
- Оценка стратегического плана. Проверка соответствия стратегии и структуры организации.
- Необходимость и сущность делегирования. Делегирование. Полномочия и ответственность.
- Концепция полномочий. Полномочия и власть. Пределы полномочий.
- Виды полномочий. Организация распределения полномочий. Взаимосвязь полномочий с миссией, целями и структурой организации.
- Линейные полномочия
- Штабные полномочия
- Линейные полномочия и координация взаимодействия. Достоинства и недостатки единоначалия. Норма управляемости.
- Препятствия к эффективному делегированию. Отказ от делегирования полномочий. Блокирование делегирования со стороны подчиненных. Преодоление препятствий.
- Выбор структуры организации. Проектирование новой и действующей структуры организации. Этапы организационного проектирования.
- Бюрократия как тип организационной структуры. Идеальное бюрократическое устройство по Максу Веберу. Недостатки бюрократии.
- Сущность департаментализации. Система депертаментализации.
- Функциональная организационная структура и ее использование. Достоинства и недостатки.
- Дивизионная организационная структура. Виды дивизионных структур. Достоинства и недостатки.
- Организационные структуры международных фирм. Глобальные структуры и их типы.
- Управление запасами
- Централизованные и децентрализованные организации. Степень централизации. Достоинства и недостатки централизации. Проблема интеграции и координации организационных подсистем.
- Процессуальные теории мотивации. Роль и поведение руководителя.
- Содержательные теории мотивации. Роль и поведение руководителя.
- Смысл и эволюция понятия мотивация.
- Необходимостью, сущность и виды контроля в экономическом механизме менеджмента.
- Этапы процесса контроля и выбора действий.
- Воздействие контроля на поведение исполнителей. Рекомендации науки по эффективному контролю. Характеристики эффективного контроля.
- Рекомендации науки про поведение по проведению эффетивного контроля
- Информационно-управляющие системы в планировании и контроле. Эффективность иус.
- Значение управления трудовыми ресурсами для достижения успеха организации. Деятельность менеджера.
- Этапы формирования трудовых ресурсов.
- Необходимость, сущность и этапы развития трудовых ресурсов. Проблема подготовки руководящих кадров.
- Составляющие качества трудовой жизни. Механизм воздействия качества трудовой жизни на успех организации. Роль менеджера.
- Понятие операционной системы ее составляющие. Классификация операционных систем.
- Стратегические цели и стратегические решения при создании и налаживании операционных систем. Выраженная компетентность и конкурентоспособность операционной системы.
- Проектирование изделий и процессов в производстве. Критерии выбора. Жизненный цикл изделия и процесса.
- 2.2 Жизненный цикл изделия и процесса
- Современные виды производственных систем. (сапр, асуп, Роботы, сас, гпс, иасуп)
- Проектирование количества и мощности предприятий. Значение маркетинговой информации. Требования к месторасположению
- Типы планировок производства их достоинства и недостатки, возможности использования.
- Этапы процесса проектирования операционной системы (новая производственная сущность).
- Организация как система. Системообразующие и системоразрушающие факторы организации.
- 11. Характеристики организации как открытой системы.
- Эффективность управления.
- Оптимальное управление и оптимизационные кривые
- Проектирование работ и нормирование труда специалистов для обеспечения реализации проекта новых мощностей.
- Оперативное управление производством и его элементы.
- Планирование выпуска продукции, характеристики плана выпуска продукции, три стратегии выпуска.
- Календарные, сетевые праздники. Управление по методу «критического пути».
- Управление качеством. Программы улучшения качества
- Понятие больших систем. Принципы декомпозиции больших систем. Организация как большая открытая система
- Свойства больших систем.