logo
МЕНЕДЖМЕНТ 2

Оценка и анализ внешней среды. Факторы внешней среды. Опасности и возможности.

Любая организация находится и функционирует во внешней среде,которая является источником ресурсов для организации. В свою очередь сама организация направляет результаты своей деятельности во внешнюю среду. Организация и внешняя среда находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии.       Внешние факторы оказывают влияние на все элементы и процессы внутри организаций. Их можно разделить на две группы: факторы общего внешнего окружения (факторы макроокружения) и факторы непосредственного (делового) окружения организаций.        Факторы макроокружения, создающие условия среды нахождения организации:        1)  экономические,характеризующие состояние экономики страны (величина ВВП, темпы инфляции, уровень безработицы, природные ресурсы, климат, уровень образования рабочей силы, величина заработной платы);       2)  правовые,совокупность законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, а также их практическая реализация (позволяет определить допустимые границы действий и взаимоотношений с другими субъектами);       3)  политические,определяющие направление и методы развития общества (главенствующая политическая идеология, стабильность правительства, сила оппозиции);       4)  социальные явления и процессы(отношение людей к труду и качеству жизни, ценности, традиции и национальные особенности, демографическая структура общества, уровень образования);       5)  технологические,определяемые развитием научно-технического прогресса (научно-технические разработки, инновации, модернизация производства).       Степень воздействия отдельных факторов на различные организации не равнозначна (из-за размера организаций, территориального расположения, отраслевой принадлежности), поэтому необходимо ранжировать факторы по степени их влияния на организацию и вести соответствующее наблюдение за ними.        Факторы непосредственного окружения организации:        1)  покупатели.Изучение покупателей позволяет организации выяснить, какой продукт, в каком объеме будет наиболее востребован, насколько широк круг покупателей и есть ли возможность расширения производства и сбыта продукции, конкурентоспособность продукции;       2)  поставщики.Изучение деятельности и потенциала поставщиков позволяет организации обеспечить эффективность своей работы, снизить вероятность возникновения зависимости от недобросовестных поставщиков, обеспечить необходимый уровень себестоимости и качества продукции;       3)  конкуренты.С ними организация борется за ресурсы, рынки сбыта. Важно учитывать успехи как внутриотраслевых конкурентов, так и конкурентов, производящих замещающую продукцию. Рост собственной конкурентоспособности организация может обеспечить углублением специализации, снижением издержек, использованием особенностей продукции и производства и т. п.;       4)  рынок рабочей силыобеспечивает организацию кадрами необходимой специальности и квалификации, уровня образования и др.       Факторы внешней среды характеризуются сложностью и динамизмом.        Сложностьвнешней среды определяется тем, как много факторов влияет на функционирование организации и насколько эти факторы схожи между собой.        Динамизмвнешней среды характеризуется тем, как быстро меняются факторы, влияющие на функционирование организации.