Понятие модели и моделирование. Типы моделей.
Наука управления пытается повысить эффективность организаций путем увеличения способностей руководства к принятию обоснованных, объективных решений в ситуациях, исключающих сложности с помощью моделей.
Модель – представление объекта, системы или идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Типичный пример – это схема орг-ции. Главная хар-ка модели – упрощение реальной жизненной ситуации, в к-рой она применяется. Т.к. форма модели менее сложна, а неотносящиеся к делу данные устраняются, модель зачастуу повышает способность руководителя к пониманию и разрешению стоящих перед ним проблем.
Необходимость моделирования вызвана следующими причинами:
сложностью многих орг-ционных ситуаций, к-рые м упростить с помощью моделирования,
невозможностью проведения экспериментов в реальной жизни, даже когда они необходимы,
ориентация рук-ва на будущее. Моделирование – есть единственный в настоящее время способ увидеть варианты будущего и определить возможные последствия альтернативных решений, что позволяет их эф-но сравнивать.
Существуют 3 базовых типа моделей:
физическая модель – представление того, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Отличительная характеристика – в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность. Пример: макет будущего здания. Модель упрощает визуальное восприятие.
Аналоговая модель – представляет собой объект, к-рый ведёт себя как реальный, но не выглядит как таковой. Организационная схема, графики – яркие примеры анал моделей.
Математическая модель - в ней исп-ся символы для описания св-в или характеристик объекта или события. Примеры – мат зависимость м/у объемом производства и издержками, ур-е Эйнштейна. Такие типы моделей чаще всего исп-ся при принятии орг-ционных решений
Построение модели есть процесс.
Этапы процесса построения моделей:
1) постановка задачи – это самый важный этап, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы. Здесь следует чётко определить в чём заключается проблема.
2)построение модели – разработчик должен определить гл. цель модели, какие выходные данные предполагается получить, чтобы помочь рук-ву разрешить стоящие перед ним задачи. Также требуется определить, какая инф-ция необходима для разрешения нужной проблемы, а также расходы и реакцию людей.
3)проверка модели на достоверность – определяется степень соответствия модели реальному миру. Все ли существенные компоненты встроены в модель. Определяется степень в к-рой инф-ция, получаемая с помощью этой модели действительно помогает рук-ву справится с проблемой. Кроме того, было бы хорошо опробовать модель на сходной ситуации из прошлого.
4)применение модели – зачастую созданные модели используются не в полной мере, основная причина заключается в том, что руководители опасаются или не понимают данную модель, чтобы этого избежать следует давать возможность линейным руководителям, для которых предназначены модели, участвовать в постановке задач и установлении требований к моделям. Кроме того, руководителей нужно научить использовать модели.
5)обновление модели – модель обновляется с целью получения дополнительных выходных данных и с учётом изменившихся целей орг-ции или внеш среды.
Как и все ср-ва и методы науки управления, модели могут привести к ошибкам из-за общих проблем моделирования:
1.недостоверные исходные допущения,
2.ограниченные возможности получения необходимой инф-ции,
3.страх пользователей,
4.слабое использование на практике,
5. чрезмерно высокая стоимость модели.
- Науки управления. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Процессный подход
- Системный подход
- Ситуационный подход
- 2. История менеджмента
- Современная организационная система. Демократия и тирания. Сущность и задачи менеджмента.
- Продуктивность и производительность. Экономичность и действенность. Задачи менеджеров и обеспечение экстраординарных результатов.
- Внутренние переменные организации и их взаимосвязь.
- Цели организаций. Роль менеджеров (менеджмента) в координации и достижении общих целей.
- Функциональные области и уровни организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Типы управленческих структур.
- Задачи организации и их характеристики. Задачи и специализация.
- Понятие технологии. Этапы развития технологии. Взаимосвязь с другими внутренними переменными организации. Классификация технологий.
- Человеческий фактор организаций.
- Взаимосвязь внутренних переменных. Системная модель внутренних переменных. Понятие внутренних социотехнических подсистем.
- Внешняя среда и ее значение для функционирования организаций. Организация как открытая система. Организационный дарвинизм.
- Структура и характеристика внешней среду.
- Среда прямого и косвенного воздействия, их взаимодействие на решения и операции организации.
- Процесс коммуникации и его воздействие на эффективность управления.
- Виды, и способы коммуникаций. Элементы и этапы коммуникационного процесса.
- Межличностные коммуникации и преграды. Проблема неэффективности организационных коммуникаций. Совершенствование коммуникационных процессов.
- Природа принятия решений. Проблема поиска оптимальных решений, субъективно-психологическиц аспект принятия решений.
- Механизм принятия решений.
- Влияние внутренней и внешней среды на принятие решений. Проблема информаций. Поведенческие ограничения. Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 5. Масштаб проблемы:
- Понятие модели и моделирование. Типы моделей.
- Стиль руководства и процесс принятия решений. Модель Врума-Йеттона.
- Модель принятия решений Врума-Йеттона
- Психологические аспекты принятия решений: феномены коллективного принятия решений.
- Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Аппарат управления и процесс принятия решений. Сравнительная характеристика классической структуры и структуры ориентированной на управление.
- Оценка эффективности решения.
- Принятие решения в условиях рынка. Оценка внешней и внутренней среды организации.
- Понятие и классификация риска. Оценка рисков принятия решений.
- Методы управления рисками по принятым решениям.
- Общие проблемы моделирования.
- Адаптивные структуры. Виды адаптивных структур их достоинства и недостатки. Конгломераты.
- Платежная матрица и дерево решений как инструменты моделирования.
- Прогнозирование: сущность, задачи, разновидности, методы. Проблема информации.
- Понятие стратегического планирования. Виды стратегий
- Планирование и успех организаций. Эффективные и неэффективные действия.
- Миссия и цели организации. Характеристика целей. Цели и ценности высших руководителей.
- Оценка и анализ внешней среды. Факторы внешней среды. Опасности и возможности.
- Оценка внутренних сильных и слабых сторон организации. Стратегические альтернативы и типы роста. Выбор стратегии.
- Планирование международной деятельности организации и оценка международной среды.
- Этапы реализации стратегического планирования. Тактика, политика, процедуры и правила.
- Управление реализацией стратегического плана. Бюджеты и управление по ценам. Причины неудач.
- Оценка стратегического плана. Проверка соответствия стратегии и структуры организации.
- Необходимость и сущность делегирования. Делегирование. Полномочия и ответственность.
- Концепция полномочий. Полномочия и власть. Пределы полномочий.
- Виды полномочий. Организация распределения полномочий. Взаимосвязь полномочий с миссией, целями и структурой организации.
- Линейные полномочия
- Штабные полномочия
- Линейные полномочия и координация взаимодействия. Достоинства и недостатки единоначалия. Норма управляемости.
- Препятствия к эффективному делегированию. Отказ от делегирования полномочий. Блокирование делегирования со стороны подчиненных. Преодоление препятствий.
- Выбор структуры организации. Проектирование новой и действующей структуры организации. Этапы организационного проектирования.
- Бюрократия как тип организационной структуры. Идеальное бюрократическое устройство по Максу Веберу. Недостатки бюрократии.
- Сущность департаментализации. Система депертаментализации.
- Функциональная организационная структура и ее использование. Достоинства и недостатки.
- Дивизионная организационная структура. Виды дивизионных структур. Достоинства и недостатки.
- Организационные структуры международных фирм. Глобальные структуры и их типы.
- Управление запасами
- Централизованные и децентрализованные организации. Степень централизации. Достоинства и недостатки централизации. Проблема интеграции и координации организационных подсистем.
- Процессуальные теории мотивации. Роль и поведение руководителя.
- Содержательные теории мотивации. Роль и поведение руководителя.
- Смысл и эволюция понятия мотивация.
- Необходимостью, сущность и виды контроля в экономическом механизме менеджмента.
- Этапы процесса контроля и выбора действий.
- Воздействие контроля на поведение исполнителей. Рекомендации науки по эффективному контролю. Характеристики эффективного контроля.
- Рекомендации науки про поведение по проведению эффетивного контроля
- Информационно-управляющие системы в планировании и контроле. Эффективность иус.
- Значение управления трудовыми ресурсами для достижения успеха организации. Деятельность менеджера.
- Этапы формирования трудовых ресурсов.
- Необходимость, сущность и этапы развития трудовых ресурсов. Проблема подготовки руководящих кадров.
- Составляющие качества трудовой жизни. Механизм воздействия качества трудовой жизни на успех организации. Роль менеджера.
- Понятие операционной системы ее составляющие. Классификация операционных систем.
- Стратегические цели и стратегические решения при создании и налаживании операционных систем. Выраженная компетентность и конкурентоспособность операционной системы.
- Проектирование изделий и процессов в производстве. Критерии выбора. Жизненный цикл изделия и процесса.
- 2.2 Жизненный цикл изделия и процесса
- Современные виды производственных систем. (сапр, асуп, Роботы, сас, гпс, иасуп)
- Проектирование количества и мощности предприятий. Значение маркетинговой информации. Требования к месторасположению
- Типы планировок производства их достоинства и недостатки, возможности использования.
- Этапы процесса проектирования операционной системы (новая производственная сущность).
- Организация как система. Системообразующие и системоразрушающие факторы организации.
- 11. Характеристики организации как открытой системы.
- Эффективность управления.
- Оптимальное управление и оптимизационные кривые
- Проектирование работ и нормирование труда специалистов для обеспечения реализации проекта новых мощностей.
- Оперативное управление производством и его элементы.
- Планирование выпуска продукции, характеристики плана выпуска продукции, три стратегии выпуска.
- Календарные, сетевые праздники. Управление по методу «критического пути».
- Управление качеством. Программы улучшения качества
- Понятие больших систем. Принципы декомпозиции больших систем. Организация как большая открытая система
- Свойства больших систем.