Управление качеством. Программы улучшения качества
Э. Деминг в 1950 г. сформулировал следующие основные постулаты управления качеством.
1. Постоянная цель – улучшение качества продукции и услуг. Данный процесс должен осуществляться непрерывно и планомерно. При этом необходимо обеспечить: рациональное размещение ресурсов, удовлетворение долгосрочных потребностей, конкурентоспособность продукции, наращивание бизнеса, занятость и создание новых рабочих мест.
2. Принять новую философию. Нельзя дальше жить со сложившейся системой опозданий, отставания, ошибок, дефектностью материалов и несовершенством рабочей силы. Необходимо изменить стиль управления: постоянно улучшать качество всех систем, процессов, деятельности внутри компании.
3. Прекратить зависимость от инспекции. Для этого следует устранить массовые инспекции как способ достижения качества. Достичь этой цели можно при условии, если вопросы качества стоят для предприятия на первом месте и оно имеет постоянную информацию о уровне качества, применяя статистические методы контроля качества при производстве и закупках.
4. Прекратить практику заключения контрактов на основе низких цен. Необходимо соизмерять качество с ценой; выбирать одного поставщика одной продукции; постараться совместно с поставщиком снижать общие затраты.
5. Постоянно и непрерывно улучшать систему планирования, производства и обслуживания, предусматривать оперативное решение возникающих проблем, постоянно повышать производительность. Улучшение системы предполагает и постоянный мониторинг процессов в организации.
6. Обучать на рабочем месте. Ввести современные методы подготовки и переподготовки на рабочих местах для всех, включая управленческий персонал, использовать возможности каждого работника.
7. Учредить руководство с целью оказания помощи персоналу в решении поставленных задач, а также для развития двусторонней связи между руководителем и подчиненным для повышения эффективности и производительности.
8. Искоренить страх. Работник фирмы не должен бояться перемен в своей работе, а стремиться к ним.
8. Устранить барьеры между отделами и группами персонала.
9. Избегать пустых лозунгов.
10. Исключить цифровые квоты в работе. Норма на сдельную работу устанавливается как среднее время ее выполнения. Поэтому половина рабочих ее выполняет быстро и потом отдыхает, а другая половина будет запаздывать с ее выполнением и продолжать работать. Сдельная система может быть заменена системой, обеспечивающей рост качества и продуктивности в коллективе, работающем как единая команда.
11. Дать возможность гордиться принадлежностью к компании (гордиться своей работой).
12. Поощрять образование и самосовершенствование. Продвижение по служебной лестнице должно определяться уровнем знаний.
13. Вовлечь каждого в работу по преобразованию фирмы.
Эти постулаты были дополнены философией непрерывного улучшения качества Д. Джурана. Идея Джу-рана включает два подхода:
– улучшение, достигнутое нововведением (новая продукция, новая технология);
– непрерывное улучшение – используются невостребованные резервы, потенциальные способности, квалификация, опыт работников без дополнительных финансовых затрат.
- Науки управления. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Процессный подход
- Системный подход
- Ситуационный подход
- 2. История менеджмента
- Современная организационная система. Демократия и тирания. Сущность и задачи менеджмента.
- Продуктивность и производительность. Экономичность и действенность. Задачи менеджеров и обеспечение экстраординарных результатов.
- Внутренние переменные организации и их взаимосвязь.
- Цели организаций. Роль менеджеров (менеджмента) в координации и достижении общих целей.
- Функциональные области и уровни организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Типы управленческих структур.
- Задачи организации и их характеристики. Задачи и специализация.
- Понятие технологии. Этапы развития технологии. Взаимосвязь с другими внутренними переменными организации. Классификация технологий.
- Человеческий фактор организаций.
- Взаимосвязь внутренних переменных. Системная модель внутренних переменных. Понятие внутренних социотехнических подсистем.
- Внешняя среда и ее значение для функционирования организаций. Организация как открытая система. Организационный дарвинизм.
- Структура и характеристика внешней среду.
- Среда прямого и косвенного воздействия, их взаимодействие на решения и операции организации.
- Процесс коммуникации и его воздействие на эффективность управления.
- Виды, и способы коммуникаций. Элементы и этапы коммуникационного процесса.
- Межличностные коммуникации и преграды. Проблема неэффективности организационных коммуникаций. Совершенствование коммуникационных процессов.
- Природа принятия решений. Проблема поиска оптимальных решений, субъективно-психологическиц аспект принятия решений.
- Механизм принятия решений.
- Влияние внутренней и внешней среды на принятие решений. Проблема информаций. Поведенческие ограничения. Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 5. Масштаб проблемы:
- Понятие модели и моделирование. Типы моделей.
- Стиль руководства и процесс принятия решений. Модель Врума-Йеттона.
- Модель принятия решений Врума-Йеттона
- Психологические аспекты принятия решений: феномены коллективного принятия решений.
- Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Аппарат управления и процесс принятия решений. Сравнительная характеристика классической структуры и структуры ориентированной на управление.
- Оценка эффективности решения.
- Принятие решения в условиях рынка. Оценка внешней и внутренней среды организации.
- Понятие и классификация риска. Оценка рисков принятия решений.
- Методы управления рисками по принятым решениям.
- Общие проблемы моделирования.
- Адаптивные структуры. Виды адаптивных структур их достоинства и недостатки. Конгломераты.
- Платежная матрица и дерево решений как инструменты моделирования.
- Прогнозирование: сущность, задачи, разновидности, методы. Проблема информации.
- Понятие стратегического планирования. Виды стратегий
- Планирование и успех организаций. Эффективные и неэффективные действия.
- Миссия и цели организации. Характеристика целей. Цели и ценности высших руководителей.
- Оценка и анализ внешней среды. Факторы внешней среды. Опасности и возможности.
- Оценка внутренних сильных и слабых сторон организации. Стратегические альтернативы и типы роста. Выбор стратегии.
- Планирование международной деятельности организации и оценка международной среды.
- Этапы реализации стратегического планирования. Тактика, политика, процедуры и правила.
- Управление реализацией стратегического плана. Бюджеты и управление по ценам. Причины неудач.
- Оценка стратегического плана. Проверка соответствия стратегии и структуры организации.
- Необходимость и сущность делегирования. Делегирование. Полномочия и ответственность.
- Концепция полномочий. Полномочия и власть. Пределы полномочий.
- Виды полномочий. Организация распределения полномочий. Взаимосвязь полномочий с миссией, целями и структурой организации.
- Линейные полномочия
- Штабные полномочия
- Линейные полномочия и координация взаимодействия. Достоинства и недостатки единоначалия. Норма управляемости.
- Препятствия к эффективному делегированию. Отказ от делегирования полномочий. Блокирование делегирования со стороны подчиненных. Преодоление препятствий.
- Выбор структуры организации. Проектирование новой и действующей структуры организации. Этапы организационного проектирования.
- Бюрократия как тип организационной структуры. Идеальное бюрократическое устройство по Максу Веберу. Недостатки бюрократии.
- Сущность департаментализации. Система депертаментализации.
- Функциональная организационная структура и ее использование. Достоинства и недостатки.
- Дивизионная организационная структура. Виды дивизионных структур. Достоинства и недостатки.
- Организационные структуры международных фирм. Глобальные структуры и их типы.
- Управление запасами
- Централизованные и децентрализованные организации. Степень централизации. Достоинства и недостатки централизации. Проблема интеграции и координации организационных подсистем.
- Процессуальные теории мотивации. Роль и поведение руководителя.
- Содержательные теории мотивации. Роль и поведение руководителя.
- Смысл и эволюция понятия мотивация.
- Необходимостью, сущность и виды контроля в экономическом механизме менеджмента.
- Этапы процесса контроля и выбора действий.
- Воздействие контроля на поведение исполнителей. Рекомендации науки по эффективному контролю. Характеристики эффективного контроля.
- Рекомендации науки про поведение по проведению эффетивного контроля
- Информационно-управляющие системы в планировании и контроле. Эффективность иус.
- Значение управления трудовыми ресурсами для достижения успеха организации. Деятельность менеджера.
- Этапы формирования трудовых ресурсов.
- Необходимость, сущность и этапы развития трудовых ресурсов. Проблема подготовки руководящих кадров.
- Составляющие качества трудовой жизни. Механизм воздействия качества трудовой жизни на успех организации. Роль менеджера.
- Понятие операционной системы ее составляющие. Классификация операционных систем.
- Стратегические цели и стратегические решения при создании и налаживании операционных систем. Выраженная компетентность и конкурентоспособность операционной системы.
- Проектирование изделий и процессов в производстве. Критерии выбора. Жизненный цикл изделия и процесса.
- 2.2 Жизненный цикл изделия и процесса
- Современные виды производственных систем. (сапр, асуп, Роботы, сас, гпс, иасуп)
- Проектирование количества и мощности предприятий. Значение маркетинговой информации. Требования к месторасположению
- Типы планировок производства их достоинства и недостатки, возможности использования.
- Этапы процесса проектирования операционной системы (новая производственная сущность).
- Организация как система. Системообразующие и системоразрушающие факторы организации.
- 11. Характеристики организации как открытой системы.
- Эффективность управления.
- Оптимальное управление и оптимизационные кривые
- Проектирование работ и нормирование труда специалистов для обеспечения реализации проекта новых мощностей.
- Оперативное управление производством и его элементы.
- Планирование выпуска продукции, характеристики плана выпуска продукции, три стратегии выпуска.
- Календарные, сетевые праздники. Управление по методу «критического пути».
- Управление качеством. Программы улучшения качества
- Понятие больших систем. Принципы декомпозиции больших систем. Организация как большая открытая система
- Свойства больших систем.