Общие проблемы моделирования.
Как все средства и методы, модели науки управления могут привести к ошибкам. Эффективность модели может быть снижена действиями ряда потенциальных погрешностей. Больше всего что часто встречаются – недостоверные исходные допущения, ограниченные возможности получения нужной информации, страхи пользователя, слабое использование на практике, излишне высокая стоимость.
НЕДОСТОВЕРНЫЕ ИСХОДНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ. Любая модель опирается на некоторые исходные предположения или предпосылки. Некоторые предпосылки не поддаются оценке и не могут быть объективно проверенные. Предположение о росте сбыта в следующем году на 10% – пример допущения, которое не поддается проверке. Никто не знает наверняка, состоится ли это действительно. Поскольку такие предпосылки являются основой модели, точность последней зависит от точности предпосылок. Модель нельзя использовать для прогнозирования, например, потребности в запасах, если неточные прогнозы сбыта на будущий период.
Точность модели зависит также от точности взаимосвязей в середине модели. Например, модель, назначенная помочь в решении о том, сколько галлонов краски разных типов стоит производить, должна, вероятно, включать предположение относительно зависимости между продажной ценой и прибылью, а также стоимостью материалов и рабочей силы.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. Основная причина недостоверности предпосылок и других осложнений – это ограниченные возможности в получении нужной информации, которые влияют и на построение, и на использование моделей. Точность модели определяется точностью информации по проблеме. Если ситуация исключительно сложна, специалисты по науке управления могут быть не в состоянии получить информацию по всем факторам или включить их в модель. Если внешняя среда подвижная, информацию о нем стоит возобновлять быстро, но это может быть нереализовано или непрактически.
Иногда при построении модели могут быть проигнорированы существенные аспекты, поскольку они не поддаются измерению. Например, модель определения эффективности новой технологии будет некорректной, если у нее включена только информация о снижении расходов в соответствии с увеличением специализации. Трудно предсказуемое и измеряемое влияние психологических установок рабочих также отображается на производительности. Если рабочим не нравятся новые процессы, то рост расходов через прогулы, высокая текучесть кадров и заторы на производственных линиях могут помешать приросту производительности.
В целом, самое сложное построить модель в условиях неопределенности. Когда необходимая информация настолько неопределенна, что ее трудно получить, выходя из критерия объективности, руководителю, возможно, целесообразнее положиться на свой опыт, способность к суждению, интуицию и помощь консультантов.
СТРАХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ. Модель нельзя считать эффективной, если ею не пользуются. Основная причина неиспользования модели заключается в том, что руководители, которым она назначена, могут не вполне понимать получаемые с помощью модели результаты и потому боятся ее применять.
Группа исследователей пришла к выводу, что для борьбы с этим возможным страхом специалистам по количественным методам анализа нужно значительно больше в свое время уделять ознакомлению руководителей с возможностями и порядком использования моделей. Руководители должны быть подготовлены к применению моделей, а высшему руководству стоит подчеркивать, насколько значительно успех организации зависит от моделей и как они повышают способность руководителей эффективно планировать и контролировать работу организации.
СЛАБОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ПРАКТИКЕ. В соответствии с рядом исследований уровень методов моделирования в рамках науки управления превосходит уровень использования моделей. Как указывалось выше, одна из причин такого положения дел – страх. Другие причины – это недостаточность знаний и сопротивление изменениям. Данная проблема подкрепляет желательность того, чтобы на стадии построения модели функциональные специалисты привлекали к этому делу пользователей. Когда люди имеют возможность обсудить и лучше понять вопрос, метод или предсказуемое изменение, их сопротивление обычно снижается.
ИЗБЫТОЧНАЯ СТОИМОСТЬ. Выгоды от использования модели, как и других методов управления, должны с избытком оправдывать ее стоимость. При установлении расходов на моделирование руководству стоит учитывать расходы времени руководителей высшего и более низкого уровней на построение модели и сбор информации, расходы и время на учебу, стоимость обработки и хранения информации.
- Науки управления. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Процессный подход
- Системный подход
- Ситуационный подход
- 2. История менеджмента
- Современная организационная система. Демократия и тирания. Сущность и задачи менеджмента.
- Продуктивность и производительность. Экономичность и действенность. Задачи менеджеров и обеспечение экстраординарных результатов.
- Внутренние переменные организации и их взаимосвязь.
- Цели организаций. Роль менеджеров (менеджмента) в координации и достижении общих целей.
- Функциональные области и уровни организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Типы управленческих структур.
- Задачи организации и их характеристики. Задачи и специализация.
- Понятие технологии. Этапы развития технологии. Взаимосвязь с другими внутренними переменными организации. Классификация технологий.
- Человеческий фактор организаций.
- Взаимосвязь внутренних переменных. Системная модель внутренних переменных. Понятие внутренних социотехнических подсистем.
- Внешняя среда и ее значение для функционирования организаций. Организация как открытая система. Организационный дарвинизм.
- Структура и характеристика внешней среду.
- Среда прямого и косвенного воздействия, их взаимодействие на решения и операции организации.
- Процесс коммуникации и его воздействие на эффективность управления.
- Виды, и способы коммуникаций. Элементы и этапы коммуникационного процесса.
- Межличностные коммуникации и преграды. Проблема неэффективности организационных коммуникаций. Совершенствование коммуникационных процессов.
- Природа принятия решений. Проблема поиска оптимальных решений, субъективно-психологическиц аспект принятия решений.
- Механизм принятия решений.
- Влияние внутренней и внешней среды на принятие решений. Проблема информаций. Поведенческие ограничения. Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 5. Масштаб проблемы:
- Понятие модели и моделирование. Типы моделей.
- Стиль руководства и процесс принятия решений. Модель Врума-Йеттона.
- Модель принятия решений Врума-Йеттона
- Психологические аспекты принятия решений: феномены коллективного принятия решений.
- Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Аппарат управления и процесс принятия решений. Сравнительная характеристика классической структуры и структуры ориентированной на управление.
- Оценка эффективности решения.
- Принятие решения в условиях рынка. Оценка внешней и внутренней среды организации.
- Понятие и классификация риска. Оценка рисков принятия решений.
- Методы управления рисками по принятым решениям.
- Общие проблемы моделирования.
- Адаптивные структуры. Виды адаптивных структур их достоинства и недостатки. Конгломераты.
- Платежная матрица и дерево решений как инструменты моделирования.
- Прогнозирование: сущность, задачи, разновидности, методы. Проблема информации.
- Понятие стратегического планирования. Виды стратегий
- Планирование и успех организаций. Эффективные и неэффективные действия.
- Миссия и цели организации. Характеристика целей. Цели и ценности высших руководителей.
- Оценка и анализ внешней среды. Факторы внешней среды. Опасности и возможности.
- Оценка внутренних сильных и слабых сторон организации. Стратегические альтернативы и типы роста. Выбор стратегии.
- Планирование международной деятельности организации и оценка международной среды.
- Этапы реализации стратегического планирования. Тактика, политика, процедуры и правила.
- Управление реализацией стратегического плана. Бюджеты и управление по ценам. Причины неудач.
- Оценка стратегического плана. Проверка соответствия стратегии и структуры организации.
- Необходимость и сущность делегирования. Делегирование. Полномочия и ответственность.
- Концепция полномочий. Полномочия и власть. Пределы полномочий.
- Виды полномочий. Организация распределения полномочий. Взаимосвязь полномочий с миссией, целями и структурой организации.
- Линейные полномочия
- Штабные полномочия
- Линейные полномочия и координация взаимодействия. Достоинства и недостатки единоначалия. Норма управляемости.
- Препятствия к эффективному делегированию. Отказ от делегирования полномочий. Блокирование делегирования со стороны подчиненных. Преодоление препятствий.
- Выбор структуры организации. Проектирование новой и действующей структуры организации. Этапы организационного проектирования.
- Бюрократия как тип организационной структуры. Идеальное бюрократическое устройство по Максу Веберу. Недостатки бюрократии.
- Сущность департаментализации. Система депертаментализации.
- Функциональная организационная структура и ее использование. Достоинства и недостатки.
- Дивизионная организационная структура. Виды дивизионных структур. Достоинства и недостатки.
- Организационные структуры международных фирм. Глобальные структуры и их типы.
- Управление запасами
- Централизованные и децентрализованные организации. Степень централизации. Достоинства и недостатки централизации. Проблема интеграции и координации организационных подсистем.
- Процессуальные теории мотивации. Роль и поведение руководителя.
- Содержательные теории мотивации. Роль и поведение руководителя.
- Смысл и эволюция понятия мотивация.
- Необходимостью, сущность и виды контроля в экономическом механизме менеджмента.
- Этапы процесса контроля и выбора действий.
- Воздействие контроля на поведение исполнителей. Рекомендации науки по эффективному контролю. Характеристики эффективного контроля.
- Рекомендации науки про поведение по проведению эффетивного контроля
- Информационно-управляющие системы в планировании и контроле. Эффективность иус.
- Значение управления трудовыми ресурсами для достижения успеха организации. Деятельность менеджера.
- Этапы формирования трудовых ресурсов.
- Необходимость, сущность и этапы развития трудовых ресурсов. Проблема подготовки руководящих кадров.
- Составляющие качества трудовой жизни. Механизм воздействия качества трудовой жизни на успех организации. Роль менеджера.
- Понятие операционной системы ее составляющие. Классификация операционных систем.
- Стратегические цели и стратегические решения при создании и налаживании операционных систем. Выраженная компетентность и конкурентоспособность операционной системы.
- Проектирование изделий и процессов в производстве. Критерии выбора. Жизненный цикл изделия и процесса.
- 2.2 Жизненный цикл изделия и процесса
- Современные виды производственных систем. (сапр, асуп, Роботы, сас, гпс, иасуп)
- Проектирование количества и мощности предприятий. Значение маркетинговой информации. Требования к месторасположению
- Типы планировок производства их достоинства и недостатки, возможности использования.
- Этапы процесса проектирования операционной системы (новая производственная сущность).
- Организация как система. Системообразующие и системоразрушающие факторы организации.
- 11. Характеристики организации как открытой системы.
- Эффективность управления.
- Оптимальное управление и оптимизационные кривые
- Проектирование работ и нормирование труда специалистов для обеспечения реализации проекта новых мощностей.
- Оперативное управление производством и его элементы.
- Планирование выпуска продукции, характеристики плана выпуска продукции, три стратегии выпуска.
- Календарные, сетевые праздники. Управление по методу «критического пути».
- Управление качеством. Программы улучшения качества
- Понятие больших систем. Принципы декомпозиции больших систем. Организация как большая открытая система
- Свойства больших систем.