logo
МЕНЕДЖМЕНТ 2

Функциональные области и уровни организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Типы управленческих структур.

Организация – это группа людей деятельность, к-ых сознательно координируется для достижения общей цели. Таким образом организация имеет 3 взаимосвязанных составляющих: люди, цели, управление. Управление должно быть направлено на успех. Организация считается добившейся успеха, если она достигла своих целей. Составляющие успешной организации:

  1. Выживание (конкурентоспособность и многие др. критерии) – возможность существовать как можно дольше.

  2. Результативность и эффективность.

  3. Производительность.

  4. Практическая реализация, т.к. цель управления – это выполнение реальной работы реальными людьми; то успешным управлением считается такое, к-ое реализуется практически, т.е. превращается в действие результативно и эффективно.

Процесс управления состоит из 4-ех взаимосвязанных ф-ий:

  1. Ф-ия планирование предполагает решение о том каким должны быть цели организации и, что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Таким образом планирование- это один из способов с помощью к-го руководство обеспечивает единое направление усилей всех членов организации к достижению ее общих целей.

  2. Ф-ия организация, подразумевает создание структуры организации- это создание подразделений, отделов организации и распределение полномочий. Распределение полномочий – это распределение задач и обязанностей по конкретным исполнителям.

  3. Ф-ия мотивация. Мотивация – это создание внутреннего побуждения к действиям. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют ни какого смысла, если кто-то не выполняет техническую работу, и задача ф-ии мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли свою работу в соответствии со своими обязанностями и планом. Таким образом ф-ия мотивация для руководителя очень важна. Чтобы эффективно мотивировать своих подчиненных, руководителю следует определить каковы истинные потребности работников и обеспечить способ удовлетворения этих потребностей.

  4. Ф-ия контроль. Контроль- это обеспечение того, что организация действительно достигает своих целей. Таким образом контроль- это осуществление корректировки намеченных планов, если таковые будут необходимы.

Все эти 4 ф-ии управления имеют 2 общие характеристики:

  1. Все эти 4 ф-ии требуют принятие решений.

  2. Для всех 4-ех ф-ий необходима коммуникация, т.е. обмен информации для принятия правильного решения.

Эти 2 процесса: процесс принятия решений; процесс коммуникации – называют связующим.

процесс принятия решений- это управленческая интеллектуальная работа, это выбор того как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать; и в самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.

Горизонтальное разделение труда

Вероятно, самой очевидной характеристикой организаций является разделение труда. Если, по крайней мере, два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны делитьработу между собой. Например, организация из двух человек, имеющая целью пройти на судне до места, отдаленного на 10 миль, может разделить работу так, чтобы один во время путешествия управлял парусами, а другой был у руля. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ ТРУДА. Разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания, как описано в гл. 9, позволяет организации производить гораздо больше продукции, чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно. Разбив работу по приготовлению и подаче еды клиентам между 12 работниками, как это обычно делается у «МакДоналдса», можно обслуживать в сотни раз больше людей в день, чем в традиционных маленьких ресторанчиках с одним поваром и несколькими официантами.

В очень малых организациях горизонтальное разделение труда может не прослеживаться достаточно четко. Владельцы, которые являются одновременно и управляющими маленьких ресторанов, могут поочередно то готовить еду, то обслуживать посетителей. Но большинство сложных организаций имеют такого рода горизонтальное разделение, так что можно четко проследить их функции и цели деятельности. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии, например, являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы фирма добилась поставленных целей.

Вертикальное разделение труда

Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Возвращаясь к нашему примеру с лодкой, если кто-то из матросов не возьмет на себя обязанности капитана, и не позаботится, чтобы движения руля были согласованы с маневрами парусов, чтобы судно держалось курса, — группа, плывущая на судне, вероятно, никогда не доберется до порта назначения: она, скорее всего, окажется там, куда занесут ее ветер и течение (т.е. внешняя среда). Итак, в организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

Типы управленческих структур

Организационная структура определяет отношение (взаимоподчиненность) между

функциями, выполняемыми сотрудниками организаций. Она проявляется в таких

формах как разделение труда, создание специализированных подразделений,

иерархия должностей, внутрифункциональные процедуры и является необходимым

элементом эффективной организации, поскольку придает ей внутреннюю

стабильность и позволяет добиться определенного порядка в использовании

ресурсов.

Под организационной структурой понимается, прежде всего, принцип, положенный

в основу разделения труда.

Функциональная структура. Организация построена по принципу разделения

обязанностей между функциональными подразделениями, отвечающими одному из

направлений деятельности - производство, финансы, закупки, персонал.

Функциональная структура характерна для небольших организаций.

Особенности: централизация, малочисленность персонала, концентрация в

одном месте, небогатый ассортимент товаров и услуг

Плюсы: сильная власть управляющего, малые расходы, четкая ориентация на

конечную цель, простое управление, отсутствие внутренних конфликтов.

Недостатки: отсутствие преемственности в руководстве, наличие устойчивых

стереотипов в управлении, плохо переносит кризисы.

Линейно-штабная структура. Она характерна для более крупных структур.

Представляет собой развитую функциональную структуру

Плюсы, как и у функциональной структуры. Недостатки: как и у

функциональной структуры, а также наличие конфликтов между штабными линейными

подразделениями (целей).

Целевая структура. Этот тип связан с тем, что организация создается под

конкретную программу (цели уточняются от исполнителя до руководителя).

Плюсы: удобство управления и оценки деятельности, сравнительно малые

затраты на управление, возможные конфликты разрешаются на месте, легче

осуществлять планирование и реализацию программ. Недостатки: конфликт

между подразделениями, затруднения в бухгалтерском учете, повышенное требование

в кадрах.

Матричная структура. Сочетание разных вариантов структур - линейные,

функциональные и целевые. Члены проектной группы подчиняются и руководителю

проекта, и линейному руководителю (двойное или тройное подчинение). Плюсы:

гибкость системы, хорошо приспособлена для комплексных, сложных программ,

задач. Недостатки: сложность структуры, запутанность полномочий, наличие

конфликтов, затрудненность контроля.

Разветвленная структура. Это такой тип структуры, который объединяет в

себе разные виды структур: как линейно-функциональный, так и целевой тип

структур. Это гибридная форма организации, которая сочетает в себе элементы

жестко-линейной функциональной структуры, гибкость целевой структуры и избегает

трудностей матричной структуры. Плюсы: устойчивость и гибкость,

возможность избежать путаницы в полномочиях, относительная легкость контроля.

Недостатки: требуется постоянная работа по совершенствованию структуры,

высокие требования к профессионализму управляющих кадров.

Конгломераты - это объединение различных предприятий, которые не имеют

четкой структуры (это гибкие структуры).

Бюрократическая структура. Формальная рациональная организация.

Плюсы: приоритет формальных правил и предписаний, четкое разграничение

полномочий, когда соблюдается единоначалие, потребность в профессионалах и

высококвалифицированных специалистах. Недостатки: не гибкость

организации, плохо приспосабливается к изменениям и сложностям во внешней

среде, формализм и обезличенность, бюрократия гасит творческую инициативу

сотрудников. Недостатки бюрократии можно преодолеть с помощью разветвленной

структуры.

Организационная структура создается для достижения организационных целей,

поэтому по мере изменения этих целей или условий их реализации может и должна

претерпевать изменения, в противном случае эффективность организации можно

существенно снизиться.