Проектирование количества и мощности предприятий. Значение маркетинговой информации. Требования к месторасположению
На этой стадии разработки операционной системы возникают два взаимосвязанных
вопроса: Сколько объектов и какой мощности требуется создать (другими
словами, создавать ли несколько крупных предприятий или большое количество
более мелких предприятий)? Где расположить каждый из объектов?
Решения о количестве и производительности материально-технических объектов
обычно определяются факторами эффективности и маркетинга. Некоторые вполне
определенные факторы говорят в пользу создания крупных централизованных
предприятий, другие факторы – о предпочтительности небольших, рассеянных
предприятий.
Фактором, доказывающим пользу крупных централизованных предприятий, наиболее
часто является большая капиталоемкость перерабатывающей
подсистемы. В качестве примеров можно назвать электростанции и госпитали, где
требуется дорогое специальное оборудование. Крупные предприятия предпочтительны
и в тех случаях, когда требуется организованно собрать в одно место много людей
или различных изделий. Примерами тут служат автосборочные предприятия,
аэропорты, региональные склады сети универсальных магазинов.
Наиболее частая ситуация, говорящая в пользу большого количества мелких
предприятий, это когда клиенты сильно рассредоточены и требуется обеспечить
для них удобный доступ к предприятию. В качестве примера назовем банки,
бистро, пожарные станции.
В некоторых операционных системах принят комбинированный подход, где
используются и крупные, и мелкие предприятия. Типичными примерами могут
служить фабрики химической чистки и лаборатории по обработке фотоматериалов.
В этих случаях обычно имеется большое количество маленьких рассредоточенных
предприятий, осуществляющих непосредственный контакт с клиентурой, и
централизованные капиталоемкие производственные центры, производящие
обработку материалов.
4.2 Месторасположение предприятий
Решения о месторасположении предприятий обычно идут от общего к частному.
Предположим, что изготовитель бытовой электронной аппаратуры решает вопрос о
размещении завода по производству проигрывателей компакт-дисков. При принятии
решения будут последовательно рассмотрены следующие вопросы: на каком
континенте строить завод, в какой стране, в каком штате или в какой
провинции, в каком городе, на какой площадке или в каком существующем здании.
Конечно, не во всех случаях нужно рассматривать все эти уровни. РУВД
Советского района г. Уфы, естественно, нет никакой необходимости
рассматривать возможность расположения своего офиса за пределами города.
Для удобства рассмотрения вопроса выделяют два уровня решений о месте
расположения предприятия: макроуровень – решение о континенте,
стране, провинции и городе; микроуровень – выбор конкретной
площадки или здания для предприятия.
Факторы, учитываемые при принятии решения на каждом из этих уровней, будут
различными. Основные факторы, рассматриваемые на макроуровне,
следующие:
1. Демографические и экономические факторы, влияющие на размер и развитие
основных рынков сбыта продукции операционной системы.
2. Источники и транспортные расходы по доставке материалов, требующихся для
операционной системы.
3. Количество и качество трудовых ресурсов.
4. Наличие достаточного количества энергии и воды.
5. Политическая стабильность.
6. Налоговая политика и поощрение экономического развития.
7. Вопросы защиты окружающей среды.
8. Стоимость земельного участка и строительства.
9. Условия проживания (например, климат, система образования, медицинское
обслуживание, культура, отдых, преступность).
К важнейшим факторам на микроуровне относятся:
1. Ограничительные нормы на развитие промзоны, совместимость с соседствующими
объектами.
2. Размер, конфигурация и другие технические аспекты площадки.
3. Наличие предпочтительных видов транспорта.
4. Объем транспортных перевозок у клиентов, подъезды.
5. Наличие и стоимость энергоснабжения и других услуг, в том числе пожарной
охраны и удаления отходов.
6. Внешний вид площадки, который может соответствовать или не соответствовать
характеру предприятия.
7. Близость к жилым массивам и другим объектам, необходимым для служащих.
8. Месторасположение конкурентов, особенно предприятий розничной торговли или
по предоставлению услуг.
Для многих видов предприятий при решении вопроса о месте расположения
доминирующим оказывается какой-нибудь один фактор. Например, пошивочные
предприятия располагаются вблизи источников относительно дешевого труда,
поэтому большая часть этой отрасли промышленности эмигрировала в
развивающиеся страны. Заводы для производства алюминиевых банок для напитков
обычно располагаются рядом с производством самих напитков в силу высоких
затрат на перевозку пустых банок. Станции обслуживания автомобилей
располагаются на улицах или на дорогах с интенсивным движением или на
перекрестках, что облегчает подъезд к ним.
- Науки управления. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Процессный подход
- Системный подход
- Ситуационный подход
- 2. История менеджмента
- Современная организационная система. Демократия и тирания. Сущность и задачи менеджмента.
- Продуктивность и производительность. Экономичность и действенность. Задачи менеджеров и обеспечение экстраординарных результатов.
- Внутренние переменные организации и их взаимосвязь.
- Цели организаций. Роль менеджеров (менеджмента) в координации и достижении общих целей.
- Функциональные области и уровни организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Типы управленческих структур.
- Задачи организации и их характеристики. Задачи и специализация.
- Понятие технологии. Этапы развития технологии. Взаимосвязь с другими внутренними переменными организации. Классификация технологий.
- Человеческий фактор организаций.
- Взаимосвязь внутренних переменных. Системная модель внутренних переменных. Понятие внутренних социотехнических подсистем.
- Внешняя среда и ее значение для функционирования организаций. Организация как открытая система. Организационный дарвинизм.
- Структура и характеристика внешней среду.
- Среда прямого и косвенного воздействия, их взаимодействие на решения и операции организации.
- Процесс коммуникации и его воздействие на эффективность управления.
- Виды, и способы коммуникаций. Элементы и этапы коммуникационного процесса.
- Межличностные коммуникации и преграды. Проблема неэффективности организационных коммуникаций. Совершенствование коммуникационных процессов.
- Природа принятия решений. Проблема поиска оптимальных решений, субъективно-психологическиц аспект принятия решений.
- Механизм принятия решений.
- Влияние внутренней и внешней среды на принятие решений. Проблема информаций. Поведенческие ограничения. Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 5. Масштаб проблемы:
- Понятие модели и моделирование. Типы моделей.
- Стиль руководства и процесс принятия решений. Модель Врума-Йеттона.
- Модель принятия решений Врума-Йеттона
- Психологические аспекты принятия решений: феномены коллективного принятия решений.
- Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Аппарат управления и процесс принятия решений. Сравнительная характеристика классической структуры и структуры ориентированной на управление.
- Оценка эффективности решения.
- Принятие решения в условиях рынка. Оценка внешней и внутренней среды организации.
- Понятие и классификация риска. Оценка рисков принятия решений.
- Методы управления рисками по принятым решениям.
- Общие проблемы моделирования.
- Адаптивные структуры. Виды адаптивных структур их достоинства и недостатки. Конгломераты.
- Платежная матрица и дерево решений как инструменты моделирования.
- Прогнозирование: сущность, задачи, разновидности, методы. Проблема информации.
- Понятие стратегического планирования. Виды стратегий
- Планирование и успех организаций. Эффективные и неэффективные действия.
- Миссия и цели организации. Характеристика целей. Цели и ценности высших руководителей.
- Оценка и анализ внешней среды. Факторы внешней среды. Опасности и возможности.
- Оценка внутренних сильных и слабых сторон организации. Стратегические альтернативы и типы роста. Выбор стратегии.
- Планирование международной деятельности организации и оценка международной среды.
- Этапы реализации стратегического планирования. Тактика, политика, процедуры и правила.
- Управление реализацией стратегического плана. Бюджеты и управление по ценам. Причины неудач.
- Оценка стратегического плана. Проверка соответствия стратегии и структуры организации.
- Необходимость и сущность делегирования. Делегирование. Полномочия и ответственность.
- Концепция полномочий. Полномочия и власть. Пределы полномочий.
- Виды полномочий. Организация распределения полномочий. Взаимосвязь полномочий с миссией, целями и структурой организации.
- Линейные полномочия
- Штабные полномочия
- Линейные полномочия и координация взаимодействия. Достоинства и недостатки единоначалия. Норма управляемости.
- Препятствия к эффективному делегированию. Отказ от делегирования полномочий. Блокирование делегирования со стороны подчиненных. Преодоление препятствий.
- Выбор структуры организации. Проектирование новой и действующей структуры организации. Этапы организационного проектирования.
- Бюрократия как тип организационной структуры. Идеальное бюрократическое устройство по Максу Веберу. Недостатки бюрократии.
- Сущность департаментализации. Система депертаментализации.
- Функциональная организационная структура и ее использование. Достоинства и недостатки.
- Дивизионная организационная структура. Виды дивизионных структур. Достоинства и недостатки.
- Организационные структуры международных фирм. Глобальные структуры и их типы.
- Управление запасами
- Централизованные и децентрализованные организации. Степень централизации. Достоинства и недостатки централизации. Проблема интеграции и координации организационных подсистем.
- Процессуальные теории мотивации. Роль и поведение руководителя.
- Содержательные теории мотивации. Роль и поведение руководителя.
- Смысл и эволюция понятия мотивация.
- Необходимостью, сущность и виды контроля в экономическом механизме менеджмента.
- Этапы процесса контроля и выбора действий.
- Воздействие контроля на поведение исполнителей. Рекомендации науки по эффективному контролю. Характеристики эффективного контроля.
- Рекомендации науки про поведение по проведению эффетивного контроля
- Информационно-управляющие системы в планировании и контроле. Эффективность иус.
- Значение управления трудовыми ресурсами для достижения успеха организации. Деятельность менеджера.
- Этапы формирования трудовых ресурсов.
- Необходимость, сущность и этапы развития трудовых ресурсов. Проблема подготовки руководящих кадров.
- Составляющие качества трудовой жизни. Механизм воздействия качества трудовой жизни на успех организации. Роль менеджера.
- Понятие операционной системы ее составляющие. Классификация операционных систем.
- Стратегические цели и стратегические решения при создании и налаживании операционных систем. Выраженная компетентность и конкурентоспособность операционной системы.
- Проектирование изделий и процессов в производстве. Критерии выбора. Жизненный цикл изделия и процесса.
- 2.2 Жизненный цикл изделия и процесса
- Современные виды производственных систем. (сапр, асуп, Роботы, сас, гпс, иасуп)
- Проектирование количества и мощности предприятий. Значение маркетинговой информации. Требования к месторасположению
- Типы планировок производства их достоинства и недостатки, возможности использования.
- Этапы процесса проектирования операционной системы (новая производственная сущность).
- Организация как система. Системообразующие и системоразрушающие факторы организации.
- 11. Характеристики организации как открытой системы.
- Эффективность управления.
- Оптимальное управление и оптимизационные кривые
- Проектирование работ и нормирование труда специалистов для обеспечения реализации проекта новых мощностей.
- Оперативное управление производством и его элементы.
- Планирование выпуска продукции, характеристики плана выпуска продукции, три стратегии выпуска.
- Календарные, сетевые праздники. Управление по методу «критического пути».
- Управление качеством. Программы улучшения качества
- Понятие больших систем. Принципы декомпозиции больших систем. Организация как большая открытая система
- Свойства больших систем.