5.1. Учет, анализ и планирование результатов
В таблице на рис. 20 ассортимент продукции делится на 3 группы (с 100 по 300). По стр. 06, 11 и 18 суммируются данные по группам продукции, в стр. 19 суммируются данные по всему ассортименту, а в стр. 20 приводятся отклонения. Стр. 01 показывает отклонения от цены и затрат продукта 101. Для этого плановые и фактические величины умножаются на фактические объемы сбыта, а затем выводится остаток. Вместо запланированной цены 130 марок за единицу продукции достигнута цена лишь в 128 марок. Следовательно, отклонение от цены продукта 101 составляет 736 марок.
№ строки | Продукт | Фактический объем сбыта xj | Цены | Выручка | Отклонение от цены реализации, руб. | Предельная себестоимость на единицу продукции | Предельная себестоимость | Фактические суммы покрытия | ||||||||
фактически, руб. на ед. продукции | по плану, руб. на ед. продукции | фактически, руб. на ед. продукции | по плану, руб. на ед. продукции | по плану, руб. на ед. продукции | фактически, руб. на ед. продукции | отклонение, руб. на ед. продукции | по плану, руб. | фактически, руб. | отклонение, руб. | величина, руб СПj | на ед. продукции, руб СПj | степень покрытия % | ||||
| а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к | л | м | н | о | п | р |
01 | 101 | 368 | 128 | 130 | 47104 | 47840 | 736 | 97 | 100 | 3 | 35696 | 36800 | +1104 | 10304 | 28 | 21,88 |
02 | 102 | 477 | 135 | 140 | 64395 | 66780 | 2385 | 103 | 106 | 3 | 49131 | 50562 | +1431 | 13833 | 29 | 21,48 |
03 | 103 | 562 | 142 | 145 | 79804 | 81490 | 1686 | 108 | 111 | 3 | 60696 | 62382 | +1686 | 17422 | 31 | 21,83 |
04 | 104 | 321 | 156 | 160 | 50076 | 51360 | 1284 | 122 | 125 | 3 | 39162 | 40125 | +963 | 9951 | 31 | 19,87 |
05 | 105 | 165 | 177 | 180 | 29205 | 29700 | 495 | 137 | 141 | 4 | 22605 | 23265 | +660 | 5940 | 36 | 20,34 |
06 | | 1863 |
|
| 270584 | 277170 | -6586 |
|
|
| 207290 | 213134 | +5844 | 57450 | 30 | 21,23 |
07 | 201 | 268 | 89 | 90 | 23852 | 24120 | 268 | 64 | 63 | 1 | 17152 | 16884 | -268 | 6968 | 26 | 29,21 |
08 | 202 | 372 | 94 | 95 | 34968 | 35340 | 372 | 68 | 66 | 2 | 25296 | 24552 | -744 | 10416 | 28 | 29,79 |
09 | 203 | 413 | 110 | 110 | 45017 | 45430 | 413 | 81 | 79 | 2 | 33453 | 32627 | -826 | 12390 | 30 | 27,52 |
10 | 204 | 122 | 120 | 121 | 14640 | 14762 | 122 | 87 | 85 | 2 | 10614 | 10370 | -244 | 4270 | 35 | 29,17 |
11 | | 1175 |
|
| 118477 | 119652 | -1175 |
|
|
| 86515 | 84433 | -2082 | 34044 | 29 | 28,73 |
12 | 301 | 582 | 139 | 140 | 80898 | 81480 | 582 | 105 | 107 | 2 | 61110 | 62274 | +1164 | 18624 | 32 | 23,02 |
13 | 302 | 611 | 139 | 151 | 84929 | 92261 | 7332 | 104 | 107 | 3 | 63544 | 65377 | +1833 | 19552 | 32 | 23,02 |
14 | 303 | 753 | 148 | 149 | 111444 | 112197 | 753 | 106 | 109 | 3 | 79818 | 82077 | +2259 | 29367 | 39 | 26,35 |
15 | 304 | 514 | 149 | 150 | 76586 | 77100 | 514 | 102 | 105 | 3 | 52428 | 53970 | +1542 | 22616 | 44 | 29,53 |
16 | 305 | 216 | 153 | 155 | 33048 | 33480 | 432 | 111 | 115 | 4 | 23976 | 24840 | +864 | 8208 | 38 | 24,84 |
17 | 306 | 311 | 157 | 158 | 48827 | 49138 | 311 | 116 | 120 | 4 | 36076 | 37320 | +1244 | 11507 | 37 | 23,57 |
18 | | 2987 |
| 435732 | 445656 | -9924 |
| 316952 | 325858 | +8906 | 109874 | 37 | 25,22 | |||
19 | | 6055 |
| 824793 | 842478 | -17685 |
| 610757 | 623425 | +12688 | 201368 | 33 | 24,41 | |||
20 |
|
|
| Отклонение…= | 2,099% | от 842478 | Отклонение…= | 2,074% | Цена одного изделия – предельные затараты | Сумма покрытия i xj | Сумма покрытия i * 100 Ej | |||||
21 | Сумма нераспределенных отклонений | -2168 |
|
| ||||||||||||
22 | U= основа для учета результатов → анализа результатов → управления результатами → контроля результатов | Величина суммы покрытия I→ | 199200 | 33 | 24,15 | |||||||||||
23 | - затраты, не зависящие от загрузки мощности в интервале данного центра прибыли ( постоянные затраты подразделения) | 144500 |
|
| ||||||||||||
24 | = результат центра прибыли, отраженный в величине сумм покрытия | Величина суммы покрытия II→ | 54700 | 9 | 6,63 |
Рис. 20. Учет результатов по методу затрат на реализованную продукцию
Метод затрат на реализованную продукцию с отклонениями цен и затрат
Плановым затратам в сумме 97 марок на единицу продукции соответствуют фактические, которые составляют 100 марок. В целом фактические затраты на 368 проданных продуктов вида 101 превышают плановые затраты на 1104 марки. В итоге продукт 101 за отчетный период имеет фактический объем суммы покрытия 10304 марки и среднюю абсолютную сумму покрытия 28 марок на единицу продукции с фактической степенью покрытия, приблизительно равной 27,88%. Было бы целесообразно дополнить эту таблицу столбцами «с», «т», «у» и «ф», чтобы иметь возможность сравнить плановые и фактические величины суммы покрытия и облегчить прогноз выполнения плана.
Столбец «с» — плановый объем суммы покрытия в марках.
Столбец «т» — отклонение от фактического объема суммы покрытия в марках.
Столбец «у» — отклонение от фактического объема суммы покрытия в процентах.
Столбец «ф»—плановая степень покрытия в процентах.
Нераспределенные отклонения уменьшают фактическую величину суммы покрытия
В стр. 19 дается результат по всему ассортименту продукции или производственным подразделениям за отчетный период. Отклонения от цены составляют 2,099%, или 17685 марок; отклонения от затрат 2,074%, или 12668 марок, а сумма покрытия в 201 368 марок со средней абсолютной суммой покрытия 33 марки на единицу продукции определяет в результате фактическую степень покрытия, равную 24,41%. Сумма нераспределенных отклонений 2168 марок уменьшает фактическую величину суммы покрытия до 199200 марок. (О проблеме отклонений см. [26, с. 673].)
По схеме, данной в таблице на рис. 20, можно просчитать итоги по ассортименту продукции, производственному подразделению или центру прибыли. Затем после вычета постоянных затрат подразделений в качестве суммы покрытия II остаются еще 54 700 марок для покрытия накладных расходов и получения плановой прибыли, т. е. остаточная сумма покрытия в 9 марок на единицу продукции, или 6,63% фактической степени покрытия. Сравнение фактических и плановых показателей дает отклонения в 16,15% от плана для каждого ассортимента, подразделения или центра прибыли.
Не забыть сравнить плановую и фактическую степени покрытия
Запланированную степень покрытия в 24,0% превышает величина суммы покрытия II на 0,41%, величина суммы покрытия II с учетом отклонений—еще на 0,15%. Результат по ассортименту
№ строки | Продукт | Фактические объемы сбыта xj | Среднее время прохождения через «узкие места» «узкие места» = машино-минуты | Величина суммы покрытия, руб СПj | Ранжированный ряд величин суммы покрытия | Абс. сумма покрытия ед. прод., руб (д:б) | Ранжированный ряд абсолютных сумм покрытия СПабс | Сумма покр. с учетом фактора «узких мест» на ед. прод., руб, | Последовательность сумм покрытия с учетом фактора «узких мест»
СПдеф | ||
на ед. продукции | на объем реализации |
| |||||||||
| а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к | |
01 | 101 | 368 | 57 | 20976 | 10304 | 10 | 28 | 13 | 0,49 | 10 | 101 |
02 | 102 | 477 | 59 | 28143 | 13833 | 6 | 29 | 12 | 0,49 | 9 | 102 |
03 | 103 | 562 | 65 | 36530 | 17422 | 5 | 31 | 9 | 0,48 | 11 | 103 |
04 | 104 | 321 | 75 | 24075 | 9951 | 11 | 31 | 10 | 0,41 | 13 | 104 |
05 | 105 | 165 | 88 | 14520 | 5940 | 14 | 36 | 5 | 0,41 | 14 | 105 |
06 | 100 | 1893 |
| 124244 | 57450 |
| 30 | 2 | 0,46 | 3 |
|
07 | 201 | 268 | 38 | 10184 | 6968 | 13 | 26 | 15 | 0,68 | 4 | 201 |
08 | 202 | 372 | 38 | 14136 | 10416 | 9 | 28 | 14 | 0,74 | 2 | 202 |
09 | 203 | 413 | 41 | 16933 | 12390 | 7 | 30 | 11 | 0,73 | 3 | 203 |
10 | 204 | 122 | 42 | 5124 | 4270 | 15 | 35 | 6 | 0,83 | 1 | 204 |
11 | 200 | 1175 | - | 46377 | 34044 | 3 | 29 | 3 | 0,75 | 1 |
|
12 | 301 | 582 | 59 | 34338 | 18624 | 4 | 32 | 7 | 0,54 | 7 | 301 |
13 | 302 | 611 | 61 | 37271 | 19552 | 3 | 32 | 8 | 0,52 | 8 | 302 |
14 | 303 | 753 | 65 | 48945 | 29367 | 1 | 39 | 2 | 0,60 | 5 | 303 |
15 | 304 | 514 | 75 | 38550 | 22616 | 2 | 44 | 1 | 0,59 | 6 | 304 |
16 | 305 | 216 | 85 | 18360 | 8208 | 12 | 38 | 3 | 0,45 | 12 | 305 |
17 | 306 | 311 | 100 | 31100 | 11507 | 8 | 37 | 4 | 0,37 | 15 | 306 |
18 | 300 | 2987 |
| 208564 | 109874 | 1 | 37 | 1 | 0,51 | 2 |
|
19 | 100-300 | 6055 |
| 379185 | 201368 |
| 33 |
|
|
|
|
20 |
|
|
| б*в | СП – величина суммы покрытия |
|
| СПабс-абс. сумма покрытия СПдеф – сумма покрытия с учетом фактора «узких мест» |
№ строки | Новый ранжиро- ванный ряд про- дуктов; № продук- тов (по столбцу к таблице на рис. 21) | Старый объем сбыта в единицах продукции (по столбцу б табл. на рис. 21) xj
| Новый запла- нированный объем сбыта в единицах продукции
xпл | Изменения в единицах продукции
() | Сумма пок- рытия с уче- том фактора "узких мест" на единицу продукции, руб
| Абсолютная сумма пок- рытия, на ед. продукции, руб
| Единица фактора "узких мест", машино- минут на еди- ницу продук- ции | Среднее время про- хождения единицы про- дукции через "узкие места" | Суммарное время про- хождения единицы продукции через "узкие мес- та" (нарастаю- щим итогом) | Новая запланированная вели- чина суммы покрытия, руб
СППЛ | Ранжиро- ванный ряд запланированных величин суммы покрытия
СППЛ
| |
| а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к | л | м |
01 | 204 | 122 | 300 | +178 | 0,83 | 35 | 42 | 12600 | 12600 | 10500 | 11 | 15 |
02 | 202 | 372 | 460 | +88 | 0,74 | 28 | 38 | 17480 | 30080 | 12880 | 8 | 9 |
03 | 203 | 413 | 460 | +47 | 0,73 | 30 | 41 | 18860 | 48940 | 13800 | 7 | 7 |
04 | 201 | 268 | 350 | +82 | 0,68 | 26 | 38 | 13300 | 62240 | 9100 | 12 | 13 |
05 | 303 | 753 | 820 | +67 | 0,60 | 39 | 65 | 53300 | 115540 | 31980 | 1 | 1 |
06 | 304 | 514 | 630 | +116 | 0,59 | 44 | 75 | 47250 | 162790 | 27720 | 2 | 2 |
07 | 301 | 582 | 600 | +18 | 0,54 | 32 | 59 | 35400 | 198190 | 19200 | 5 | 4 |
08 | 302 | 611 | 740 | +129 | 0,52 | 32 | 61 | 45140 | 243330 | 23680 | 3 | 3 |
09 | 102 | 477 | 600 | +123 | 0,49 | 29 | 59 | 35400 | 278730 | 17400 | 6 | 6 |
10 | 101 | 368 | 450 | +82 | 0,49 | 28 | 57 | 25650 | 304380 | 12600 | 9 | 10 |
11 | 103 | 562 | 720 | +158 | 0,48 | 31 | 65 | 46800 | 351180 | 22320 | 4 | 5 |
12 | 305 | 216 | 330 | +114 | 0,45 | 38 | 85 | 28050 | 379230 | 12540 | 10 | 12 |
13 | 305 | только 300 ед.прод. вместо 400 | +405 |
|
|
|
| 379300 | 213720 | старый + величина сумм покр. | новый | |
14 | 104 | 321 | 400 | +79 | 0,41 | 31 | 75 | +6,13% | 201368 | 201368 | ||
15 | 105 | 165 | 350 | +185 | 0,41 | 36 | 88 |
| ||||
16 | 306 | 311 | 450 | +139 | 0,37 | 37 | 100 | 12352 | ||||
17 |
| 6055 | 6460 |
|
|
|
| 379230 | 379230 | 213720 |
Рис. 22. Планирование результатов на базе суммы покрытия при наличии "узких мест"
продукции, производственному подразделению или центру прибыли дан в стр. 24, где показаны 9 марок на единицу продукции и остаточная степень покрытия 6,63%, т. е. примерно 25% полученной величины суммы покрытия можно использовать для покрытия накладгшх расходов и получения запланированной прибыли. По II типу организации, т. е. при учете предельных фактических затрат, можно определить только фактические и сметные издержки, так как здесь не выполняются условия линейной зависимости. Лучше использовать данные учета сумм покрытия на базе фактических и сметных затрат, чем не использовать никакие.
Анализ результатов на основе абсолютных данных и составленных с учетом фактора «узких мест» ранжированных рядов
По данным учета результатов можно проводить их анализ, что показано на рис. 21, где данные таблицы на рис. 20 дополнены единицами факторов «узких мест» (столбец «в»), при помощи которых рассчитаны суммы покрытия с учетом фактора «узких мест» (столбец «ж» : столбец «в»). Они являются решающими параметрами при определении загрузки производственных мощностей, когда мощности перегружены.
Для управления предприятием службе контроллинга необходима информация о трех ранжированных рядах. Ранжированный ряд фактических величин суммы покрытия (столбец «д») отражает рыночный спрос в марках, продукт 303 занял в ряду 1-е место, а продукт 204—15-е место. В случае недогрузки производственных мощностей в последовательности абсолютных сумм покрытия на первой позиции стоит продукт 304, а на последней—продукт 201. Отдел сбыта стремится даже при недогрузке производственных мощностей продавать товары, которые имеют запланированную степень покрытия 24% или выше, если это допускают рыночные условия. В случае полной загрузки производственных мощностей необходимо ориентироваться на «узкое место»—«машино-мину-ты» (столбец «в»+столбец «к»), если у предприятия много клиентов и они ждут своей очереди.
Учет и анализ результатов поставляют исходные данные для планирования результатов
В системе учета и анализа результатов концентрируется ретроспективная информация, основанная на данных за истекший и текущий отчетный периоды; в системе учета и анализа сопоставляются плановые и фактические показатели.
Синтез систем учета, анализа и планирования результатов позволяет предугадать развитие предприятия в будущем в пределах временного горизонта, когда служба контроллинга, основываясь на фактических данных прошлых и текущих отчетных периодов, оказывает помощь руководителям (ответственным) за центры за-
трат в определении плановых показателей. На основе годового планирования при помощи ЭВМ можно сделать предварительные расчеты, которые будут сигнализировать, например, о неблагоприятных явлениях. Сделать корректировки на нежелательные тенденции можно раз в квартал или в полугодие. Лишь в этом случае происходит синтез анализа по методу прямой связи с анализом по методу обратной связи, и планирование становится действенным инструментом службы контроллинга.
В таблице на рис. 22 представлены данные системы планирования результата при наличии «узких мест». Эти данные уже в период недостаточной загрузки производственных мощностей позволяют предположить, какие решения необходимо будет принять относительно продуктов 104, 105 и 306 в случае полной загрузки или перегрузки производственных мощностей, когда предприятие встанет перед проблемой выбора ассортимента продукции. mol'i-ходя из учета ранжированного ряда сумм покрытия, принимая во ность в 379230 машино-минут (стр. 13) планируют к загрузке невнимание фактор «узких мест» (столбец «а»+столбец «д»), а также информации, поступающей в результате исследования рынка (столбец «в»).
Планирование загрузки имеющихся мощностей по ранжированным рядам, составленным с учетом факторов «узких мест» (столбец «а») в случае полной загрузки этих мощностей увеличивает суммы покрытия ассортимента на 12352 марки, или на 6,13%. При наличии двух и более факторов «узких мест» загрузку мощностей можно определить только при помощи методов линейной оптимизации. На основе учета полных затрат эту информацию получить невозможно.
Относительно продуктов 104, 105 и 306, на которые существующая мощность не рассчитана, необходимо решить, изготавливать их в неблагоприятные сезонные периоды для временного хранения на складе (при этом необходимо помнить о замораживании (омертвлении) капитала), отправлять их в периоды полной загрузки субпоставщикам или закупать. Эти три вида продуктов предприятие выпускает только по заказам клиентов и не рекламирует.
Планировать загрузку производственных мощностей для периода полной загрузки уже в период недогрузки
Об этих факторах на предприятии известно уже в случае недогрузки производственных мощностей, и их можно определить по данным о предельных плановых и фактических затратах. Учет, анализ и планирование результатов тесно взаимосвязаны и широко применяются при организации учета сумм покрытия. Эти три инструмента позволяют перекинуть мост между прошлым, настоящим и будущим и получить исходные данные для регулирования И контроля результата.
- Э. Майер
- С. А. Николаева
- 1. Введение
- Ориентация на решение проблемы «узких мест»
- Целевая ориентация
- Ориентация на результаты (прибыль)
- Ориентация на будущее
- Анализ отклонений без поиска виновников
- Взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего
- 1.1. Система норм фирмы: философия, лицо и культура фирмы
- 19 Культура, философий, структура, устав фирмы образуют систему
- Оптимизация прибыли вместо ее максимизации
- 1.2. Функции службы контроллинга
- Атомы электрически нейтральны, т. Е. Находятся в равновесии
- Мотивируется открытый стиль управления
- 1.3. Место службы контроллинга в организационной структуре управления
- 1.3.1. Служба контроллинга-штабная или линейная?
- 1.3.2. Главный контроллер и система управления
- 1.3.3. Централизованная служба контроллинга как штаб
- 1.3.4. Децентрализованная служба контроллинга как линейная служба (рис. 12-15)
- 2. Взаимосвязь оперативного и стратегического контроллинга Временной горизонт как граница
- 2.1. Временной горизонт как граница
- 2.2. Стратегический менеджмент
- 3. Методы контроллинга
- Сумма покрытия как базис
- Активизировать эффект Мюнхгаузена
- 3.1. Определение целей путем их согласования
- 3.2. Управление целями
- 3.3. Достижение целей
- 4. Учет полных затрат и учет сумм покрытия
- 4.1. Тип организации (по плауту/кильгеру)
- I тип организации – учет предельных плановых затрат
- 4.2. II тип организации (по рибелю)
- II тип организации – учет предельных фактических затрат
- II тип организации «работает» с производственными затратами и затратами на содержание предприятия в готовности к эксплуатации
- 5. Методы оперативного контроллинга
- 5.1. Учет, анализ и планирование результатов
- 5.2. Управление результатами и контроль за ними
- 5.3. Предельные величины
- 6.1. Анализ потенциала и «узких мест»
- 6.2. Определение целей путем их согласования Разрабатывать философию фирмы
- Определять проценты и рыночные цели как комплекс целей
- 6.3. Количественный и качественный рост
- 6.4. Стратегии продвижения товаров на рынок и стратегии функций Целенаправленно формировать «портфель заказов»
- 6.5. Управление стратегиями и контроль за ними
- 7.1. Основные предпосылки концепции контроллинга
- 7.2. Распознавать и использовать технологческие скачки
- Единичные транзисторы в 60-е годы
- Запоминающее устройство 1989 г. Мощностью 4 Мбита
- Глобальная конкуренция требует контроллинга
- 7.3. Экономическая мощь создает рабочие места и дает политическую власть