logo
Майер Эрих_Контроллинг как система мышления и управления

Мотивируется открытый стиль управления

Учитывая изложенное выше, служба маркетинга и контроллин­га в рамках совместно согласованных целей, используя новую тех­нику и методы учета полных затрат и сумм покрытия, методы пла­нирования е прямой и обратной связью, с их дополнением анали­зом фактических и плановых показателей, вычислительную техни­ку, организуя кружки качества, а также используя методы конт­роллинга и открытый стиль управления, смогла бы собрать заин­тересованную группу работников, способных к переходу от конт­роля со стороны к самоконтролю, от внешнего управления к са­моуправлению, т. е. усилить самостоятельность и повысить ответ­ственность управления предприятием.

Контроллер старается при помощи комплекта навигационных приборов—набора инструментов—как лоцман вывести свое пред­приятие в прибыльную зону. Этот поиск удается, если руководи­тели первого уровня управления думают и действуют, ориентиру­ясь на перспективу, уже «в солнечную погоду» принимая меры на случай «пасмурной погоды и облачности», используя среди опера­тивных методов контроллинга учет сумм покрытия, рычаги опе­ративного менеджмента, поддерживая и развивая свою концепцию контроллинга. Разница во времени между применением методов оперативного и стратегического контроллинга составляет 3–5 лет.

В последнее время появилось много примеров стратегических просчетов при введении технологических новшеств, особенно в про­цессе совершенствования персональных ЭВМ. Кроме того, посто­янная забота о сохранении рабочих мест должна ориентировать предприятия на внимательное изучение стратегических перспектив, повышение уровня образования в сфере стратегического управле­ния.

Менеджмент «по призыву» типичен для «стратегически мертвых» предприятий

Служба контроллинга разрабатывает советы для перспектив­ного развития предприятия; она является противоположностью так называемого менеджмента «по призыву» (Альбрехт Дейли) (Albrecht Deyhle). По обыкновению руководители предприятий, которые концентрируют свое внимание на оперативных задачах, не замечают, что эти предприятия уже стратегически мертвы. Для менеджеров таких предприятий характерны высказывания типа:

«У нас нет никакой потребности в капитале и никаких финансовых проблем». Это свидетельствует о стратегических ошибках того, кто будет принимать решения, и непонимании назначения службы кон­троллинга.

Когда «смотрящий назад» бухгалтерский учет преобразуется во «впередсмотрящий», а исчисление результатов деятельности предприятия перейдет из сферы фактических в область прогнози­руемых, ожидаемых показателей, служба контроллинга становит­ся необходимой. Синтез финансового и производственного учета, системы информации позволяет на первом уровне управления при­нимать решения, ориентируясь на перспективу, появляется воз­можность для активного управления реализацией и прибылью на основе учета полных затрат и учета сумм покрытия. Координа­ция маркетинга, контроллинга, финансовых и информационных служб позволяет создать единую службу менеджмента и инфор­мации с целью обеспечения долгосрочного существования предпри­ятия.