logo
Майер Эрих_Контроллинг как система мышления и управления

1. Введение

Под контроллингом следует понимать руководящую концепцию эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования. Служба контроллинга анализирует на ЭВМ полученную отчетность предприятия, определяет направления будущего развития фирмы и тем самым оказывает значительную помощь в принятии управленческих решений. При этом методы оперативного стратегического контроллинга помогают в управлении предприятием в рамках согласования целей в условиях сохранения финансового равновесия.

Концепция контроллинга позволяет интегрировать традиционный учет планирование и маркетинг в рамках отдельного предприятия в единую систему управления и, следовательно, должна координировать оба вида мышления – системное и прямолинейное. Очень важно, чтобы определяемые предприятием цели, принципы управления этими целями1, способы достижения поставленных целей были известны каждому сотруднику фирмы. Они должны быть сформулированы письменно, документально закреплены и реализованы согласно соответствующему распорядку работы всех подразделений предприятия.

Эта система функционирует внутри самоуправляемого контура регулирования (рис. 1).

ПРОЦЕССЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КАЧЕСТВЕ ИМПУЛЬСНЫХ ДАТЧИКОВ

ПЛАНИРОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИЯ

АНАЛИЗ

УПРАВЛЕНИЕ

КОНТРОЛЬ

КОНТРОЛЛИНГ

Это концепция, направленная на ликвидацию "узких мест", ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов

С КОМПЛЕКСНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ОПЕРАТИВНОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

РУКОВОДЯЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ

подобная биокибернетическому контуру регулирования 1

МОДУЛИ КАК ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ

  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ

зависит от возможностей представления и предвидения состояния предприятия, согласования целей оперативного и стратегического менеджмента

Идеальная цель

Определяемая философией (качественно) и культурой фирмы

Реальная цель

Определяемая установленными для управления предприятием количественными показателями (доход на инвестированный капитал, денежная наличность, установленные суммы покрытия)

Стратегическое планирование

Взаимосвязь контроллинга и маркетинга с планом мероприятий для реализации программы оперативных действий 2

  • УПРАВЛЕНИЕ ЦЕЛЯМИ

зависит от возможности принятия решений, а также от используемого набора методов

Поле поиска "узких мест" результатов деятельности

оперативно, показатели изменяются в пределах временного горизонта

Поле поиска "узких мест" экономического роста

стратегически, условия меняются за пределами временного горизонта

Анализ отклонений

при помощи анализа плановых и фактических показателей с прямой и обратной связью (оперативно и стратегически)

Своевременная корректировка (контруправление)

осуществляется контроллером (навигатором)

  • ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ

зависит от возможности применения оперативного менеджмента и мотивации

Обеспечение прибыльности и ликвидности

посредством оперативного и стратегического менеджмента

Инновации

для своевременного приспособления к изменяющейся внешней среде ради обеспечения существования предприятия

Ориентированное на будущее опережающее управление

циклически и нарастающим итогом

  • Поддерживается и исполняется через РУКОВОДЯЩУЮ ФУНКЦИЮ КОНТРОЛЛЕРА, КООРДИНАТОРА, НАВИГАТОРА, ИННОВАТОРА

  • Системное и прямолинейное (последовательное) мышление руководителей – самоуправление в духе Фредерика Вестера (Frederic Vester)

  • Задачи социального обеспечения, которые встают преимущественно в процессе маркетинга

  • Обязательства перед вышестоящими инстанциями

  • Институализация (распределение подразделений, их прав и обязанностей) на первом уровне управления

  • Проблемы, возникающие при достижении определённых целей, решать лучше, чем конкуренты, по Вольфгангу Мьюзу (Wolfgang Mewes)

Рис. 1. Руководящая концепция контроллинга

Цели должны быть согласованы и документально отражены

Строго определенное и выверенное по отношению к рынку и обществу поведение фирмы вознаградится прибылью только в том случае, когда ее руководители и сотрудники добровольно четко согласуют цели, которые будут документально оформлены. Добровольная идентификация руководящей цели стратегии предприятия и лица фирмы (ее корпоративного единства) работниками фирмы повышает готовность к работе и ее мотивацию, создает определенный моральный климат на предприятии. Здесь активи­зируются нематериальные факторы для обеспечения долгосрочно­го сохранения рабочих мест. От предпринимателей, менеджеров, работников службы контроллинга, всех сотрудников требуется по­стоянное проявление инициативы, умение самостоятельно мыслить и принимать решения, направленные на «расшивку узких мест», улучшение работы предприятия в будущем в соответствии с поставленными целями и задачами.