30. Социологический мониторинг хода информационных технологий.
Сущность информационной технологии.
Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации процесса сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно – аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта. Операциями являются элементарные действия над информацией. Организация ИТ определяется рядом факторов и критериев – объемы информации, срочность и точность ее обработки, структурные и предметные особенности объекта.
Информационная технология — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологический комплекс, обеспечивающий сбор, создание, хранение, накопление, обработку, поиск, вывод, копирование, передачу и распространение информации.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
Основная цель – получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения. Это достигается за счет интеграции информации, обеспечения ее актуальности и непротиворечивости, использования современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления.
Зарубежные специалисты выделяют пять основных тенденций развития информационных технологий.
изменение характеристик информационного продукта, который все больше превращается в гибрид между результатом расчетно - аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой индивидуальному пользователю ПК.
способность к параллельному взаимодействию логических элементов ИТ, совмещение всех типов информации (текст, образ, цифры, звуки) с ориентацией на одновременное восприятие человеком через все естественные чувствительные каналы.
ликвидация всех промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю (непосредственное общение автора и читателя, он-лайн общение, различные видеоконференции, электронная почта).
глобализация за счет использования спутниковой связи, Интернета.
конвергенция – актуальная черта современного процесса развития ИТ. Она заключается в стирании различий между сферами материального производства и информационного бизнеса, в максимальной диверсификации видов деятельности фирм, взаимопроникновение различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.
Роль ИТ в деятельности фирмы.
В современных условиях развития рыночных отношений управленческая деятельность является одним из важнейших факторов функционирования фирмы. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и других параметров продукции, усложнением хозяйственных связей. Большую роль в этих условиях играет внедрение прогрессивных методов современной ИТ управления, изменения организационных форм, и структуры фирмы, повышение значения транснациональных корпораций в международных хозяйственных связях. В условиях рыночной экономики ИТ являются основой управленческой деятельности фирмы.
Современная ИТ управления фирмой является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией в информационной системе, для принятия оптимального управленческого решения.
В процессе деятельности любой бизнес – системы на нее влияют факторы внешней среды (конкуренты, заказчики, поставщики, государственные учреждения, партнеры и др.), и внутренние факторы, которые в основном являются результатом принятия того или иного управленческого решения.
Процесс принятия управленческих решений рассматривается как основной вид управленческой деятельности, т.е. как совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Цель и характер ее деятельности организации определяет ее информационную систему и автоматизацию информационной технологии, а также вид обрабатываемого и производимого информационного продукта, на основе которого принимается управленческое решение.
ИТ являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов. Он состоит из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией.
В процессе деятельности фирма выполняет ряд задач. Реализация плановых задач принятия решений осуществляется на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях. Каждый из этих уровней требует определенной информационной поддержки, которая реализуется на базе информационной технологии.
Стратегический уровень ориентирован на руководителей высшего ранга. Стратегические цели ИТ – обеспечить развитие бизнеса, его управляемость и качество, конкурентоспособность и снижение стоимости выполнения бизнес-процессов.
За счет организации информационной технологии обеспечивается доступ к информации, отражающей текущее состояние дел в фирме, внешней среде, их взаимосвязи и необходимой для принятия стратегических решений. Таким образом, ИТ обеспечивают высшему руководству оперативный, удобный доступ и сортировку информации по ключевым факторам, которые позволяют оценить степень достижения стратегических целей фирмы и прогнозировать ее деятельность на длительную перспективу.
Модели данного контура функционирования информационной технологии должны учитывать:
1)Особенности развития рыночных отношений в стране
2)Возможные перспективные виды продукции (товары и услуги) относящиеся к профилю деятельности организации
3)Потенциальные виды произведенных ресурсов, возможные для использования при создании новых видов продукции
4)Перспективные технологические процессы изготовления новых видов продукции.
Учет перечисленных факторов в модели функционирования информационной технологии базируется преимущественно на использовании внешней для деятельности организации информации. Таким образом, ИТ должна располагать развитой коммуникационной средой для получения, накопления и обработки внешней информации.
ИТ поддержки стратегического уровня принятия решений помогают высшему звену управления организацией решать неструктурированные задачи, основной из которых является сравнение происходящих во внешней среде изменений с существующим потенциалом фирмы.
Тактический уровень принятия решений основан на автоматизированной обработке данных и реализации моделей, помогающих решать отдельные, в основном слабо структурированные задачи. К числу основных целей тактического уровня руководства относятся:
Обеспечение устойчивого функционирования организации в целом;
Создание потенциала для развития организации;
Создание и корректировка базовых планов работ и графиков;
реализации заказов на основе накопленного в процессе развития организации потенциала.
Тактический уровень принятия решения средним управленческим звеном используется для мониторинга, контроля, принятий решений и администрирования. Основными функциями, которые выполняются на базе автоматизированной информационной технологии, являются: сравнение текущих показателей с прошлыми, составление периодических отчетов за определенный период.
На оперативном уровне ИТ обеспечивают информационными продуктами, необходимыми для принятия ежедневных оперативных управленческих решений. Назначение инструментальных средств ИТ – отвечать на запросы о текущем состоянии фирмы и контролировать информационные потоки организации.
Наличие системы, автоматизирующей сбор, подготовку и обработку информации, является одним из необходимых условий, определяющих конечный успех деятельности предприятия. Уже сегодня очевидно, что самыми преуспевающими в деловом мире являются те фирмы, которые в состоянии быстрее всех собрать, обработать, и проанализировать информацию, и на основе этого принять оптимальное управленческое решение, т.е. фирмы, активно использующие ИТ.
Социологический мониторинг
МОНИТОРИНГ (Словарь русского языка) – 1.Постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. 2. Наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.
Мониторинг (англ. monitoring — слежение), система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды. Данный термин был введен в 1972 году, вместо существующего «контроль». Это определялось необходимостью подчеркнуть независимость блока наблюдений от блока управления качеством окружающей среды. При этом взаимодействие системы мониторинга и управления осуществляется по следующей схеме. Под влиянием антропогенного воздействия методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов. Результаты М. дают возможность вносить корректировки по управлению объектом или процессом.
Мониторинг является одним из методов исследования аудитории СМИ для выявления ее потребностей и интересов.
Мониторинг – систематическое отслеживание изменений потребностей аудитории с течением некоторого времени.
Характеристики мониторинга:
Инструментарий постоянный
Выборка постоянна
Программа исследования стабильна
Результаты обобщаются, до понятия генеральной совокупности.
По мнению академика Заславской Т.Ю.
«Социологический мониторинг – это целостная система отслеживания происходящих в обществе перемен на основе исследования и анализа массовых представлений о них».
Характеристика повторных исследований
Повторные трендовые исследования, к ним относятся и различного рода мониторинги, проводятся на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно единой системы процедур для того, чтобы установить тенденции (тренды) социальных изменений.
Все разновидности повторных исследований предполагают:
1)Соблюдение требований сопоставимости двух или более разовых обследований, будь то сравнение данных по разным странам или регионам и выявление тенденций и сдвигов во времени при анализе одного или аналогичных социальных объектов;
2)Обоснование существенности или несущественности различий по сравниваемым показателям в качественном и количественном аспектах.
При сравнении эмпирических данных должны соблюдаться следующие правила, необходимые в логике экспериментального анализа:
два состояния одного процесса сопоставимы, если они содержат хотя бы одно общее свойство или показатель;
ни один фактор не может быть признан причиной сравниваемых явлений, если в одном случае при регистрации изучаемого явления он имеет место, а в другом – нет (правило согласия Милля);
вместе с тем данный фактор не может быть причиной изучаемого явления, если в одном случае исследования он имеет место, а сами явление не фиксируется, хотя в другом случае дело обстоит так, что регистрируются и явления, и данный фактор – правило различия;
некий фактор (условие, обстоятельство) не может достоверно считаться определяющим в отношении изучаемого процесса, если в другом случае (в другом исследовании) наряду с ним изучаемому процессу сопутствуют другие факторы.
Эти логические правила нельзя игнорировать. Сравнительный анализ – это, прежде всего область содержательного вдумчивого изучения и только затем формально-количественной оценки существенности различий.
В повторных исследованиях любого типа возникает вопрос об идентичности или сопоставимости методик сбора первичных данных. В повторных исследованиях дело осложняется тем, что с течением времени возникают новые явления и процессы, новые социальные проблемы, которые заранее не могли быть предвидены. Следовательно, методики «базового», т.е. первого, обследования не могут полностью и без изменений использоваться в повторных. Но тогда не ясно можно ли сравнивать данные, полученные разными методами.
Решение проблемы состоит в том, что часть полевых документов полностью повторяет инструментарий базового обследования, а другая – вводится заново.
Поскольку порядок вопросов в анкете влияет на характер ответов респондента, все пункты информации, копирующие базовую методику, должны располагаться в начале опросного листа повторного обследования, а новые следом за ними. Таким путем сохраняется возможность прямого сопоставления данных, фиксированные единой процедурой.
Наилучшая сопоставимость данных достигается в случае, если уже при осуществлении первого исследования авторы планируют повторные. Заранее предполагается развитие общей концепции исследования, и оставляются открытыми некоторые методические вопросы будущих обследований, используются не прямые сопоставления, но сравнения гипотетических структур, относительно инвариантных в разных обследованиях пользуются не прямыми индикаторами, а комбинированными показателями.
Наиболее простой способ – буквальное повторение вопросов и вариантов закрытий каждого из них. Такого рода опроса в режиме мониторинга особенно важны для изучения социальных процессов и общественно – политической жизни. Существенно сложнее процедуры обоснования сопоставимости данных, полученных разными авторами и в разное время. Для этого используются достаточно сложные приемы вторичного анализа исходной информации, которая предварительно преобразуется так, что в итоге один показатель в разных исследованиях описывается различными индикаторами.
Особый вопрос – определение интервала времени, в рамках которого целесообразны сравнительные исследования. Этот интервал определяется в масштабе изучаемых социальных процессов. В случае оценки организационных нововведений повторное обследование проводится по схеме эксперимента «до - после» вскоре после реализации нововведения. В случае изучения социальных тенденций (трендовые исследования) «масштаб» сопоставления должен быть увеличен в зависимости от проблематики исследования. Важно, однако, выдерживать более или менее единый интервал времени или же использовать неравные интервалы времен6и, но связанные с качественными изменениями в экономических и социальных условиях деятельности людей.
Программа на основе которой можно разработать стратегию ИТ:
рассмотреть структуру отрасли с точки зрения создания добавленной стоимости и определить место фирмы в ней.
оценить вклад существующих ИТ в производственные и управленческие процессы, а также степень влияния ИТ на совершенствование внешнего рынка.
оценить достижения и планы конкурентов.
установить для фирмы перспективные направления стратегического воздействия. параллельно проанализировать где ИТ может стать ключевым фактором реализации конкурентной стратегии.
Одной из основных функций которые выполняет ИТ является обеспечение бизнеса.
- «Введение в «Связи с общественностью»
- 1. Исторические и социально-экономические факторы, обусловившие возникновение феномена pr.
- 2. Pr как средство адаптации объекта к внешней среде.
- 3.Управленческая функция pr. Pr как коммуникационный менеджмент.
- 4.Pr как научная дисциплина. Объект и предметная сфера pr.
- 5. Научное и технологическое становление pr в 30-х годах. Вклад э.Бернайза в становление пр. Этапы развития пр.
- 6. Понятие информации как средства и цели субъект – объектного взаимодействия.
- 7. Понятие социальной информации, ее свойства и функции. Социальная информация и социальная практика.
- 8. Предметная область «связи с общественностью».
- 9. Общественное сознание
- 10. Нравственные императивы pr-деятельности.
- Часть I
- Часть III Специальные профессиональные обязанности
- II. Основы теории коммуникации.
- 11.Сущность коммуникации и коммуникационной деятельности.
- 12. Сущность феноменов «массы» и «массового сознания».
- 13. Сущность и структура информационной среды.
- 14.Понятие коммуникативной стратегии и тактики.
- 15.Особенности основных видов коммуникации. Типология коммуникации.
- III. Коммуникативный менеджмент.
- 16. Определение и социальные функции км.
- 18. Понятие репутации и её роль в корпоративном управлении. Репутационный менеджмент.
- «Имидж и репутация в корпоративном управлении»
- 20. Критерии оценки эффективности корпоративной коммуникации.
- 21. Методы сбора информации в сфере км.
- 22. Кризисный менеджмент и принципы коммуникации в экстремальных условиях.
- IV. «Социология массовой коммуникации».
- Понятие социальной коммуникации. Доминанты формирования социальной коммуникации.
- 24. Массовое сознание, его формирование и эволюция.
- 25. Основные виды коммуникаций:
- 26. Коммуникация и общение. Специфика коммуникативной деятельности. Объект, предмет, цели и средства коммуникативной деятельности.
- 27. Системы коммуникации: понятие, уровни, структура.
- 28 Понятие коммуникационного института. Виды.
- 29. Инструментарий исследований социологии массовых коммуникаций.
- 30. Социологический мониторинг хода информационных технологий.
- V. Исследования в со.
- 32. Выборочные исследования в pr.
- 33. Вопросы измерения социальных объектов.
- 34. Опрос как метод сбора информации.
- 35. Особенности стандартизованного интервью. Типология интервью по критериям, способу общения, месту проведения и другим.
- 36. Специфика эксперимента как метода исследования. Его возможности и границы применения.
- 37. Контент анализ как метод изучения документальных источников.
- 38. Фокус-группы, игровые и тестовые методы исследований в pr
- VI. «Технологии в со».
- 39. Основные технологические функции pr.
- 41. Понятие и структура информационно-аналитической деятельности. Предмет и сущность аналитики.
- 43.Понятие информационных технологий.
- 45. Понятие социальных технологий как средств коммуникационного менеджмента
- 46. Классификация социальных технологий
- 48. Критерии выделения «грязных» технологий. Целевая установка субъекта технологии.
- VII. Имиджелогия.
- 49. Определение и сущность имиджа. Место имиджа в структуре социального мира.
- 50. Имиджелогия как система естественных иерархий. О, р и задачи имиджелогии.
- 51. Имидж субъекта: принципы формирования, средства и методы.
- 52.Понятие и структура корпоративного имиджа.
- VIII. Правовые аспекты pr.
- 55. Правовые основы функционирования сми
- Глава I. Общие положения
- 56. Право и доступ журналистов к информации.
- 57. Конфиденциальная информация.
- 58. Охрана государственной, служебной, коммерческой тайны.
- Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
- 59. Сми и правовые основы предвыборной агитации. Формы (методы) проведения предвыборной агитации
- 60.Кодекс профессиональной этики российского журналиста.
- 61. Законодательное регулирование рекламной деятельности в рф и рб
- Глава 1. Общие положения
- 62.Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- 63. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы. (Госконтроль в след.Ответе)
- Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы
- 64.Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы.
- VIIII. Теория и практика рекламы.
- 66.Рекламный процесс и его участники.
- Средства распространения рекламы
- 67.Классификация рекламы.
- 68. Реклама в системе маркетинга.
- 70. Понятие эффекта и эффективности рекламы
- 71. Современные рекламные стратегии
- 73. Понятие рекламного бюджета.
- XI. «Проведение pr кампаний».
- 74.Понятие и виды pr-кампаний. Причины, создающие потребность в проведении pr-кампаний.
- 75. Классификация pr-кампаний по масштабам, географическому признаку, характеру и продолжительности.
- 76. Специфика пр-кампаний в сфере отношений с общественностью и
- 77. Специфика pr-компании в органах государственной власти.
- Специфика субъектного уровня.
- Местный уровень.
- 78. Специфика pr-кампании в области политических и избирательных технологий.
- 79. Основные этапы разработки и реализации pr-кампаний.
- 80. Базовые критерии оценки эффективности pr-кампании.