logo
ответы на экз

34. Опрос как метод сбора информации.

1.     Понятие опроса.

В основе метода опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого и образуют необходимую исследователю информацию. В любом варианте опрос представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения. Связь между главными его участниками – исследователем и респондентом – обеспечивается с помощью различных «промежуточных звеньев», влияющих на качество получаемых данных.

Опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

2.   Критерии качества данных опроса.

Вопросник, как инструмент, предназначенный для сбора первичных социологических данных, считается надежным в том случае, если он а) обоснован относительно целей его использования, т.е. обеспечивает получение искомой информации; б) дает достоверную, т.е. адекватно отражающую изучаемые аспекты социальной реальности, информацию и в) дает устойчивые данные, т.е. данные, воспроизводимые при повторении исследования в аналогичных условиях.

Достоверность информации – это свойство метода давать информацию, адекватно отражающую изучаемую реальность по измеряемым характеристика. Перед любым социологом, проводящим опрос, стоит задача такой организации условий сбора информации, чтобы полученные данные обладали достаточно высокой достоверностью.

Под устойчивостью инструмента измерения понимают степень воспроизводимости результатов измерения при повторном использовании этого инструмента на той же группе и при тех же условиях.

Под обоснованностью измерительного инструмента понимают степень соответствия между регистрируемыми в процессе измерения характеристиками и теми характеристиками, которые планировалось измерить.

Всю систему доказательств можно условно разбить на две группы:

В первую группу входят доказательства того, что конструкция вопросов (респонденту), вошедших в измерительных инструмент, адекватно отражает измеряемые характеристики. Среди них можно выделить релевантность, которая определяется тем, насколько разумно выбрана данная форма инструмента для измерения данной характеристики. Понятие релевантности связано с вопросом о том, можно ли на основании результатов измерения судить о наличии у респондентов определенных знаний, личностных характеристик, мнений и установок. В этом случае нередко происходит подмена информации о знаниях информацией о том, как человек оценивает эти знания. Достоверную информацию о знаниях можно получить с помощью вопросов экзаменационного типа, содержащих задания, экспериментальные ситуации и т.п. Нейтральность (объективность). Обеспечение этого требования связано с учетом различных социально-психологических факторов, влияющих на формирование ответа респондента. Доступность. Все респонденты должны быть в состоянии понять содержание заданий или вопросов. Различающая способность. Инструмент должен быть сконструирован таким образом, чтобы мог фиксировать с необходимой степенью дробности различия среди респондентов относительно измеряемых характеристик.

Ко второй группе относятся доказательства обоснованности, связанные с решение вопроса о том, насколько результаты, полученные при применении данного инструмента, согласуются с информацией об измеряемых характеристиках, полученной другими способами. Среди доказательств этого типа выделяются следующие: «Тест по известной группе». В этом случае сконструированный инструмент проверяется на группе лиц, относительно которых точно известно распределение измеряемых характеристик. Обоснованность по совпадению. Доказательством может служить высокий коэффициент корреляции результатов, полученных при применении данного инструмента из другого (готового) инструмента, известного своей обоснованностью.

3.   Основные фазы опроса.

Для оптимизации опроса с точки зрения достоверности следует выделить его основные фазы: адаптацию, достижение поставленной цели и снятие напряжения.

Опрос начинается с фазы адаптации – отсюда создание у респондента мотивации ответить на вопросы и подготовка его к исследованию. Содержание этой фазы – разведка, разминка, зондаж. Немаловажным фактором, влияющим на желание респондента предоставить истинную информацию, является опасение, что его ответы будут использованы во вред ему. Применение анонимного опроса уменьшает влияние этого фактора и повышает достоверность социологических данных. Дальнейшее повышение заинтересованности респондента и укрепление контакта с исследователем осуществляется в процессе ответов на первые вопросы. Для этого используют так называемые контактные вопросы, ответы на которые достаточно легки, затрагивают те же потребности, что и в обращении.

Основное содержание следующей фазы опроса – достижение поставленной цели, т.е. сбор основной информации, необходимой для решения поставленных задач.

В процессе ответа на эту часть вопросника, особенно если она велика, интерес к исследованию может постоянно уменьшаться. Для его повышения используются функционально-психологические вопросы, которыми прерывают слишком обширную тему.

Содержание их должно быть интересно для опрашиваемых. (Мужчин о хоккее, женщин – о домашнем хозяйстве) Эти вопросы не должны обязательно нести содержательную информацию, ибо их основная цель – снять усталость и повысить мотивации отвечающих.

Завершение опроса. В конце вопросника помещаются функционально-психологические, легкие вопросы, снимающие напряжение и дающие возможность для выражения чувств.

4.   Типы и виды вопросов

Многообразие вопросов, задаваемых респонденту, можно упорядочить в трех направлениях с точки зрения:

1) цели, с которой задается вопрос:

- Содержательные / результативные (исследователь делает вывод об определенных явлениях и их взаимосвязях)

- функциональные (функции оптимизации, упорядочения течения опроса)

-функционально-психологические (для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия нежелательных установок, возникающих у респондента)

-фильтры (относится ли респондент к той группе людей, для которых предназначен этот вопрос. Ибо в противном случае может быть смещение результатов)

-контрольные (проверка достоверности данных)

2) наличия или отсутствия возможных ответов;

3) содержания вопросов.

Вопросы делятся на:

1)открытые (не предлагают возможных ответов, и ответы на них полностью записываются интервьюером или самим опрашиваемым)

2)закрытые (респонденту предлагаются один или несколько возможным ответов):

- «да – нет»

- альтернативные (уравновешенность формулировки, выбор только одного ответа)

- «вопросы-меню» (позволяет опрашиваемому выбрать несколько ответов)

Полузакрытый вопрос. Предоставляет опрашиваемому возможность либо уклониться от выбора именно данных альтернатив, либо ответит по своему.

Открытые вопросы не предлагают возможных ответов, и ответы на них полностью записываются интервьюером или самим опрашиваемым.

Выбор формы вопроса. При выборе типа вопроса исследователи обычно руководствуются критериями экономичности и надежности.

Содержание вопросов. а) вопросы о фактах; б) вопросы о знаниях; в) вопросы о мнениях, установках, мотивах поведения.

Вопросы о мнениях, установках и мотивах самые сложные. Мнения установки и мотивы могут быть ясными и четко оформленными или смутными и расплывчатыми. Они могут быть осознанными или не осознаваться респондентом. Для получения достоверной информации должен происходить некоторый процесс осознания параллельно с определенной степенью самоанализа, концептуализацией идей, обобщением отдельных фактов и т.д. Для отсева неинформированных респондентов можно использовать вопросы-фильтры.

Формулировка вопросов.

Вопросы и ответы на них должны быть сформулированы таким образом, чтобы опрашиваемый 1) правильно понял их; 2) выбрал адекватных ответ; 3) смог правильно выразить выбранный ответ в словах.

Нельзя употреблять трудные и неясные формулировки. Должно быть мало эмоциональных слов, которые могут нести чрезмерную эмоциональную нагрузку, оперировать стереотипами…

В вопросе не должны проявляться мнения, ценности и установки исследователя.

Альтернативы должны быть перемешаны так, чтобы они не были представлены ни в логической последовательности, ни в порядке из значимости. Для того чтобы снять влияние последовательности альтернатив, в половине тиража анкет на первое место ставят положительную альтернативу, а на второе отрицательную.

Необходимо уравнивать альтернативы по длине.

Последовательность вопросов.

Вопросник начинается с контактных вопросов, затем идут содержательные, которые чередуются с фильтрами, контактными, контрольными и функционально-психологическими вопросами, снимающими напряжение.

5.    Разновидности опроса.

Можно выделить два основных вида опроса: анкетирование и интервью. По месту проведения различают опрос по месту жительства и по месту работы (в служебном помещении).

По способу общения между исследователем и опрашиваемым анкетирование подразделяется на прессовое, почтовое и раздаточное, а интервью – на личное и телефонное.

Прессовая анкета публикуется на страницах газет или журналов.

При почтовом опросе соответствующее число вопросников рассылается определенной группе лиц с просьбой дать ответ…

Раздаточная анкета раздается исследователем группе людей, с просьбой безотлагательно заполнить и непосредственно возвратить заполненные вопросники. (Различают групповое (аудиторное) анкетирование).

Телефонное интервью может использоваться для опроса населении по широкому кругу вопросов. Оно может длиться от нескольких минут до нескольких десятков минут.

Анкетирование.

Оно не является универсальным видом опроса. В некоторых случаях с помощью анкеты собирается основная информация, в других ситуациях одна выступает дополнительным методом. Анкета по сравнению с интервью – более дешевый вид опроса. Предполагается, что анкета, обеспечивающая полную анонимность, позволяет лучше исследовать темы, имеющие большую личную значимость: моральные проблемы, мнение о руководителях и т.п. Анкета – это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент рассылки или раздачи вопросника. По этим же причинам анкета с ошибками мотивации не удовлетворяет требованию объективности.

Интервью.

Свободное (клиническое) интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема интервью, которая и предлагается респонденту для обсуждения. Глубинное интервью предполагает обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного специального круга вопросов, определяющих структуру, содержание этой темы, в том виде, как она представляется исследователям на момент опроса.

Фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респонденты в этом виде интервью заранее знакомятся с предметом обсуждения: читают, смотрят материалы и т. д.

Интервью с открытыми вопросами – следующая ступень стандартизации поведения интервьюера и респондента.

Формализованное (стандартизированное) интервью – самая распространенная разновидность интервью, приближающаяся к анкетированию в присутствии анкетера.

Очень важны следующие характеристики:

Пол и возраст интервьюера;

Внешний вид интервьюера;

Темп интервью;

Индивидуальные качества интервьюера (внимательность, наблюдательность, терпение, умение говорить понятно, неторопливо, донося до опрашиваемого полный и истинный смысл вопроса; умение слушать; умение молчать; недопустимость жестокости, требовательности, властности);

Взаимное внушение взглядов интервьюера и респондента (мнение первого незаметно для него самого проявляется в интонации, в жестах, манерах и таким образом оказывает влияние на последнего). Регистрация ответов опрашиваемых (запись может быть дословной с применением стенографии; возможен вариант разделения труда между интервьюером и протоколистом; механическая звукозапись; запись по памяти и др.);

6.   эмпирическое обоснование методики опроса.

Пилотаж имеет свои задачи – проверить качество методического инструментария. На этом этапе автор опросника (желательно совместно с экспертом-методистом) выполняет несколько разновидностей критического анализа.

Анализ вопросов анкеты.

Проверяется логическая обоснованность (релевантность) формулировки каждого вопроса по отношению к содержанию искомой информации, которая должна быть получена с помощью этого вопроса. Исходной точкой такого анализа должен быть список единиц искомой информации с указанием номеров вопросов, которые обеспечивают ее получение, контроль и перепроверку качества.

В результате мы получим разделение вопросов на две группы: первая – вопросы, содержащие очевидные нарушения требований к логике их построения по критерию обоснованности; вторая – вопросы, не содержащие ошибок обоснованности.

Качество каждого вопроса подготовленной анкеты должно быть перед планированием пробного исследования оценено автором.

Эмпирическая проверка вопросника.

Интервью об интервью. Данные о том, как респонденты понимают смысл отдельных заданий, содержащихся в вопросе, о том, как они интерпретируют значения отдельных слов, терминов, выражений, могут быть получены с помощью дополнительных вопросов.

Таким образом, структура пилотажного варианта вопросника как бы удваивается: кроме содержательных вопросов, она включает своеобразное «интервью об интервью», цель которого – сбор методической информации.

Методический эксперимент. Программа пробного исследования может включать специальные методические процедуры, имеющие целью выяснение структуры представлений, языка опрашиваемых, их аналитических возможностей.

Наблюдение. Большая часть пробных исследований основана именно на этом методе, в частности на неструктурированном наблюдении.

Разделение функций наблюдателя и интервьюера. Применение метода наблюдения в пробном исследовании будет более эффективным, если проведение опроса и наблюдение за ситуацией взаимодействия его участников поручить разным исполнителям: Интервьюеру и наблюдателю.

Апробация структуры анкеты и методических инструкций по ее заполнению. Все виды реакций респондентов на эти специальные методические приемы фиксируются в пробном исследовании методом наблюдения, выявляются с помощью специальных вопросов в «интервью об интервью», а контролируются в «Анкете интервьюера».

Важной задачей, входящей в апробацию структуры анкеты является обнаружение возможного влияния предшествующих ответов на последующие. Предположения о таком влиянии формируются на этапе предварительного анализа логики построения блока вопросов. В пилотаже эти предположения проверяются путем применения двух вариантов с разной последовательностью вопросов.

Анализ подобных ситуаций, зафиксированных в пилотаже, является основой для доработки инструкций интервьюеру.