logo
ответы на экз

30. Социологический мониторинг хода информационных технологий.

Сущность информационной технологии.

Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации процесса сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно – аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта. Операциями являются элементарные действия над информацией. Организация ИТ определяется рядом факторов и критериев – объемы информации, срочность и точность ее обработки, структурные и предметные особенности объекта.

Информационная технология — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологический комплекс, обеспечивающий сбор, создание, хранение, накопление, обработку, поиск, вывод, копирование, передачу и распространение информации.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Основная цель – получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения. Это достигается за счет интеграции информации, обеспечения ее актуальности и непротиворечивости, использования современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления.

Зарубежные специалисты выделяют пять основных тенденций развития информационных технологий.

  1. изменение характеристик информационного продукта, который все больше превращается в гибрид между результатом расчетно - аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой индивидуальному пользователю ПК.

  2. способность к параллельному взаимодействию логических элементов ИТ, совмещение всех типов информации (текст, образ, цифры, звуки) с ориентацией на одновременное восприятие человеком через все естественные чувствительные каналы.

  3. ликвидация всех промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю (непосредственное общение автора и читателя, он-лайн общение, различные видеоконференции, электронная почта).

  4. глобализация за счет использования спутниковой связи, Интернета.

  5. конвергенция – актуальная черта современного процесса развития ИТ. Она заключается в стирании различий между сферами материального производства и информационного бизнеса, в максимальной диверсификации видов деятельности фирм, взаимопроникновение различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.

Роль ИТ в деятельности фирмы.

В современных условиях развития рыночных отношений управленческая деятельность является одним из важнейших факторов функционирования фирмы. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и других параметров продукции, усложнением хозяйственных связей. Большую роль в этих условиях играет внедрение прогрессивных методов современной ИТ управления, изменения организационных форм, и структуры фирмы, повышение значения транснациональных корпораций в международных хозяйственных связях. В условиях рыночной экономики ИТ являются основой управленческой деятельности фирмы.

Современная ИТ управления фирмой является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией в информационной системе, для принятия оптимального управленческого решения.

В процессе деятельности любой бизнес – системы на нее влияют факторы внешней среды (конкуренты, заказчики, поставщики, государственные учреждения, партнеры и др.), и внутренние факторы, которые в основном являются результатом принятия того или иного управленческого решения.

Процесс принятия управленческих решений рассматривается как основной вид управленческой деятельности, т.е. как совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Цель и характер ее деятельности организации определяет ее информационную систему и автоматизацию информационной технологии, а также вид обрабатываемого и производимого информационного продукта, на основе которого принимается управленческое решение.

ИТ являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов. Он состоит из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией.

В процессе деятельности фирма выполняет ряд задач. Реализация плановых задач принятия решений осуществляется на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях. Каждый из этих уровней требует определенной информационной поддержки, которая реализуется на базе информационной технологии.

Стратегический уровень ориентирован на руководителей высшего ранга. Стратегические цели ИТ – обеспечить развитие бизнеса, его управляемость и качество, конкурентоспособность и снижение стоимости выполнения бизнес-процессов.

За счет организации информационной технологии обеспечивается доступ к информации, отражающей текущее состояние дел в фирме, внешней среде, их взаимосвязи и необходимой для принятия стратегических решений. Таким образом, ИТ обеспечивают высшему руководству оперативный, удобный доступ и сортировку информации по ключевым факторам, которые позволяют оценить степень достижения стратегических целей фирмы и прогнозировать ее деятельность на длительную перспективу.

Модели данного контура функционирования информационной технологии должны учитывать:

1)Особенности развития рыночных отношений в стране

2)Возможные перспективные виды продукции (товары и услуги) относящиеся к профилю деятельности организации

3)Потенциальные виды произведенных ресурсов, возможные для использования при создании новых видов продукции

4)Перспективные технологические процессы изготовления новых видов продукции.

Учет перечисленных факторов в модели функционирования информационной технологии базируется преимущественно на использовании внешней для деятельности организации информации. Таким образом, ИТ должна располагать развитой коммуникационной средой для получения, накопления и обработки внешней информации.

ИТ поддержки стратегического уровня принятия решений помогают высшему звену управления организацией решать неструктурированные задачи, основной из которых является сравнение происходящих во внешней среде изменений с существующим потенциалом фирмы.

Тактический уровень принятия решений основан на автоматизированной обработке данных и реализации моделей, помогающих решать отдельные, в основном слабо структурированные задачи. К числу основных целей тактического уровня руководства относятся:

Обеспечение устойчивого функционирования организации в целом;

Создание потенциала для развития организации;

Создание и корректировка базовых планов работ и графиков;

реализации заказов на основе накопленного в процессе развития организации потенциала.

Тактический уровень принятия решения средним управленческим звеном используется для мониторинга, контроля, принятий решений и администрирования. Основными функциями, которые выполняются на базе автоматизированной информационной технологии, являются: сравнение текущих показателей с прошлыми, составление периодических отчетов за определенный период.

На оперативном уровне ИТ обеспечивают информационными продуктами, необходимыми для принятия ежедневных оперативных управленческих решений. Назначение инструментальных средств ИТ – отвечать на запросы о текущем состоянии фирмы и контролировать информационные потоки организации.

Наличие системы, автоматизирующей сбор, подготовку и обработку информации, является одним из необходимых условий, определяющих конечный успех деятельности предприятия. Уже сегодня очевидно, что самыми преуспевающими в деловом мире являются те фирмы, которые в состоянии быстрее всех собрать, обработать, и проанализировать информацию, и на основе этого принять оптимальное управленческое решение, т.е. фирмы, активно использующие ИТ.

Социологический мониторинг

МОНИТОРИНГ (Словарь русского языка) – 1.Постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. 2. Наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.

Мониторинг (англ. monitoring — слежение), система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды. Данный термин был введен в 1972 году, вместо существующего «контроль». Это определялось необходимостью подчеркнуть независимость блока наблюдений от блока управления качеством окружающей среды. При этом взаимодействие системы мониторинга и управления осуществляется по следующей схеме. Под влиянием антропогенного воздействия методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов. Результаты М. дают возможность вносить корректировки по управлению объектом или процессом.

Мониторинг является одним из методов исследования аудитории СМИ для выявления ее потребностей и интересов.

Мониторинг – систематическое отслеживание изменений потребностей аудитории с течением некоторого времени.

Характеристики мониторинга:

Инструментарий постоянный

Выборка постоянна

Программа исследования стабильна

Результаты обобщаются, до понятия генеральной совокупности.

По мнению академика Заславской Т.Ю.

«Социологический мониторинг – это целостная система отслеживания происходящих в обществе перемен на основе исследования и анализа массовых представлений о них».

Характеристика повторных исследований

Повторные трендовые исследования, к ним относятся и различного рода мониторинги, проводятся на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно единой системы процедур для того, чтобы установить тенденции (тренды) социальных изменений.

Все разновидности повторных исследований предполагают:

1)Соблюдение требований сопоставимости двух или более разовых обследований, будь то сравнение данных по разным странам или регионам и выявление тенденций и сдвигов во времени при анализе одного или аналогичных социальных объектов;

2)Обоснование существенности или несущественности различий по сравниваемым показателям в качественном и количественном аспектах.

При сравнении эмпирических данных должны соблюдаться следующие правила, необходимые в логике экспериментального анализа:

два состояния одного процесса сопоставимы, если они содержат хотя бы одно общее свойство или показатель;

ни один фактор не может быть признан причиной сравниваемых явлений, если в одном случае при регистрации изучаемого явления он имеет место, а в другом – нет (правило согласия Милля);

вместе с тем данный фактор не может быть причиной изучаемого явления, если в одном случае исследования он имеет место, а сами явление не фиксируется, хотя в другом случае дело обстоит так, что регистрируются и явления, и данный фактор – правило различия;

некий фактор (условие, обстоятельство) не может достоверно считаться определяющим в отношении изучаемого процесса, если в другом случае (в другом исследовании) наряду с ним изучаемому процессу сопутствуют другие факторы.

Эти логические правила нельзя игнорировать. Сравнительный анализ – это, прежде всего область содержательного вдумчивого изучения и только затем формально-количественной оценки существенности различий.

В повторных исследованиях любого типа возникает вопрос об идентичности или сопоставимости методик сбора первичных данных. В повторных исследованиях дело осложняется тем, что с течением времени возникают новые явления и процессы, новые социальные проблемы, которые заранее не могли быть предвидены. Следовательно, методики «базового», т.е. первого, обследования не могут полностью и без изменений использоваться в повторных. Но тогда не ясно можно ли сравнивать данные, полученные разными методами.

Решение проблемы состоит в том, что часть полевых документов полностью повторяет инструментарий базового обследования, а другая – вводится заново.

Поскольку порядок вопросов в анкете влияет на характер ответов респондента, все пункты информации, копирующие базовую методику, должны располагаться в начале опросного листа повторного обследования, а новые следом за ними. Таким путем сохраняется возможность прямого сопоставления данных, фиксированные единой процедурой.

Наилучшая сопоставимость данных достигается в случае, если уже при осуществлении первого исследования авторы планируют повторные. Заранее предполагается развитие общей концепции исследования, и оставляются открытыми некоторые методические вопросы будущих обследований, используются не прямые сопоставления, но сравнения гипотетических структур, относительно инвариантных в разных обследованиях пользуются не прямыми индикаторами, а комбинированными показателями.

Наиболее простой способ – буквальное повторение вопросов и вариантов закрытий каждого из них. Такого рода опроса в режиме мониторинга особенно важны для изучения социальных процессов и общественно – политической жизни. Существенно сложнее процедуры обоснования сопоставимости данных, полученных разными авторами и в разное время. Для этого используются достаточно сложные приемы вторичного анализа исходной информации, которая предварительно преобразуется так, что в итоге один показатель в разных исследованиях описывается различными индикаторами.

Особый вопрос – определение интервала времени, в рамках которого целесообразны сравнительные исследования. Этот интервал определяется в масштабе изучаемых социальных процессов. В случае оценки организационных нововведений повторное обследование проводится по схеме эксперимента «до - после» вскоре после реализации нововведения. В случае изучения социальных тенденций (трендовые исследования) «масштаб» сопоставления должен быть увеличен в зависимости от проблематики исследования. Важно, однако, выдерживать более или менее единый интервал времени или же использовать неравные интервалы времен6и, но связанные с качественными изменениями в экономических и социальных условиях деятельности людей.

Программа на основе которой можно разработать стратегию ИТ:

рассмотреть структуру отрасли с точки зрения создания добавленной стоимости и определить место фирмы в ней.

оценить вклад существующих ИТ в производственные и управленческие процессы, а также степень влияния ИТ на совершенствование внешнего рынка.

оценить достижения и планы конкурентов.

установить для фирмы перспективные направления стратегического воздействия. параллельно проанализировать где ИТ может стать ключевым фактором реализации конкурентной стратегии.

Одной из основных функций которые выполняет ИТ является обеспечение бизнеса.