49. Определение и сущность имиджа. Место имиджа в структуре социального мира.
В общественном сознании все более закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от которой зависит успешность деятельности любой организации. Это понятие активно используется в средствах массовой информации, в системе маркетинга, рекламы и связей с общественностью. Имидж относят к таким социальным реальностям, как человек, группа людей или организация (например, имидж артиста, членов правительства, страны) и результатам их деятельности (взглядам, теориям и т.д.). Понятие имиджа имеет ряд близких по значению слов: мнение, рейтинг, репутация, образ, отношение, известность, слава, популярность, престиж, авторитет и т.п.
Отсутствием единого трактования сущности имиджа обусловлена необходимость выявить наиболее распространенные аспекты употребления этого понятия. Имидж (image) – английское слово, произошедшее от латинского – imago - изображение, подобие. В современном английском языке слово image имеет множество значений и оттенков. Среди них следует выделить не только традиционно отмечаемые – «образ», «изображение», но и такие значения, как «олицетворение», «представление» (о чем-либо), «репутация», «престиж». Современные английские словари трактуют имидж и как общее впечатление, «публикуемое» личностью, организацией, товаром и т.д. Важно отметить и такое словосочетание, используемое в англоязычной литературе, как «imagebulding» - в смысле «создание репутации», «лица» фирмы. Эти значения больше соответствуют пониманию имиджа, которое сложилось в современной науке.
Анализ более 20 определений имиджа в современной научной литературе , позволил выделить несколько основных подходов к пониманию сущности имиджа. Перевод слова image как изображение , вероятно, послужил основанием для интуитивного понимания имиджа как наглядного, зрительно выраженного явления. Признавая важность зрительного образа объекта имиджа, следует учесть и то, что социальные и социально-психологические характеристики объекта имиджа не визуальны. Поэтому представляется недостаточным при определении имиджа опираться лишь на визуальные характеристики.
Другой взгляд на сущность имиджа состоит в акцентировании его символического характера . Роль символизации в ходе формирования имиджа несомненна, однако, если смотреть с позиции того же символического интеракционизма, все социальное поведение человека заключается в производстве и оперировании символами. Картины мира организуются с помощью символов и «человеческие существа живут одновременно в двух средах – естественном окружении… и окружении символическом» . Очевидно, что констатации лишь символической природы имиджа для его определения недостаточно.
Отнесение имиджа к феномену влияния исторически является одним из первых подходов к его пониманию . В данном контексте имидж представлен как способ психологического воздействия на мотивацию поведения, как механизм управления массовым и индивидуальным сознанием . Ряд отечественных исследователей рассматривают имидж как «влияние, подчинение воли одного человека воле другого» , другие представляют его как социальное программирование духовной жизни и поведения субъектов . Несомненно, «влиятельный» характер имиджа следует учесть при определении его сущности, избегая, однако, сведения этой сущности к собственно влиянию или авторитету.
Следует отметить, что большинство исследователей определяют имидж через понятие психического образа , формирующегося в массовом сознании. Понятие “образ” используется в психологии для описания отражения объективного мира. По мнению А.Н. Леонтьева, “... проблема восприятия должна быть поставлена и разрабатываться как проблема психологии образа мира ” . Как результат психических познавательных процессов, “выступающий либо в сенсорной, либо в идеализированной форме” , образ является одним из базовых понятий и в общей и в социальной психологии. Отражаемые явления и предметы входят в содержание образа. Образ не есть моментальный снимок действительности. Это, по мнению Н.Д. Заваловой, Б.Ф. Ломова, В.А. Пономаренко, — сложный, динамичный, “развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету” . При этом отмечается активность образа: процесс построения и функционирования образа может быть рассмотрен как особый вид деятельности .
Появление в научном лексиконе термина «имидж» связано не столько с англоязычной экспансией, сколько с тем, что имидж - это не просто психический образ, а образ, обладающий определенными особенностями, которые обычно не афишируются . Как научные понятия, образ и имидж не тождественны (см. рис. 1 ). Нетождественность понятий «имиджа» и «образа» исходит из их представленности на разных уровнях научного знания. В психологии понятие «образ» является одной из базисных категорий , не сводимой и не выводимой из других понятий и обусловливающей, в числе других базисных категорий, построение специальных теорий. Такой конкретной теорией является теория имиджа. Понятие «образ», следовательно, является родовым понятием по отношению к имиджу и способствует раскрытию его сущности как психологического явления .
Рис. 1 . Соотношение объема понятий «образ» и «имидж».
Как представляется, такой подход наиболее продуктивен для исследования имиджа. В рамках данного подхода имидж как образ характеризуется двумя основополагающими признаками: эмоциональной окрашенностью и устойчивостью . Устойчивость имиджа отличает его от более динамичных общественного мнения и настроения. Для его формирования и изменения необходимо большее время и более существенная информация. Такая устойчивость приводит подчас к аналогиям между имиджем и социальным стереотипом . Однако такое представление требует уточнения.
В психологии под социальным стереотипом принято понимать упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей . Стереотип формируется на основе социального опыта и позволяет «экономить» внимание и мышление при восприятии социальной действительности. Имидж отличается от стереотипа тем, что он индивидуализирован , т.е. по сущности своей является образом данного конкретного объекта. Стереотип же «обобщает» некоторый класс сходных объектов, заставляя воспринимать их идентично, как наделенных набором одинаковых характеристик. Конечно, возможен вариант, когда имидж будет целиком определяться существующим стереотипом. Пожалуй, это не лучший вариант имиджа, ведь в таком случае скрытыми остаются индивидуальные особенности объекта. Вместе с тем, многие авторы указывают, что эффективный имидж должен опираться на имеющиеся стереотипы как на когнитивную основу, но не совпадать с ними .
Некоторые исследователи обращают особое внимание на «иллюзорность имиджа», отмечая разрыв между имиджем и реальностью . Однако, противопоставление некой «объективной» реальности и «иллюзорного» имиджа ничего не дает для выявления его сущности. Более адекватным предмету рассмотрения представляется подход, который предложен С. Московичи в концепции социальных представлений: "... то, что человеческие сообщества думают о своем собственном бытии, те значения, которые они приписывают своим институтам, те образы, которыми они наделяют себя самих, являются необходимой частью их реального существования, а не просто его реальным отражением ". Как и любой психический образ, имидж есть, с одной стороны, более или менее адекватное, но всегда неполное и субъективное отражение; с другой стороны - имидж часть социально-психологической реальности. Социальная реальность конструируется людьми, «истинна» эта реальность в сознании человека (группы) или «искажена» - зависит от степени совпадения этой индивидуальной (групповой) реальности с общепринятыми представлениями. Имидж в этом смысле не может быть «истинным» или «ложным», он образуется в результате смещения ракурса восприятия на те или иные стороны объекта.
Имидж, в таком случае, всегда «искажен» относительно образов, создаваемых иными людьми и группами. Поэтому можно говорить лишь о большей или меньшей согласованности имиджа, имеющегося в сознании одной аудитории, с образами данного объекта, сложившимися у другой аудитории. Иными словами, имидж всегда реален – само его наличие есть факт реальности. Имидж всегда «иллюзорен», так как он есть субъективная реальность, созданная субъектом.
В некоторых подходах сущность имиджа сводится к мнению, представлению, установке . Многие авторы указывают на близкие ему понятия репутации, престижа, зачастую не утруждая себя уточнениями, имеются ли различия между указанными понятиями, или это разные наименования одного по сути явления. Рассматривая этот вопрос, Е.Н. Богданов и В.Г. Зазыкин замечают, что понятия престижа, репутации и имиджа не тождественны потому, что имидж есть манипулятивный, привлекательный образ, воздействующий на сознание и поведение человека через эмоциональную сферу. В этом его отличие от репутации и престижа – категорий рассудочных, основанных на осознанном выборе, рациональном и аргументированном сравнении . Трудно согласиться с тем, что престиж является рассудочной категорией. А вот указание на манипулятивность имиджа следует рассмотреть подробнее.
Для понимания сущности имиджа чрезвычайно важен вопрос о том, является ли имидж только формируемым, целенаправленно заданным образом или он может быть как «искусственным», так и «естественным», стихийно образованным. Мнения исследователей по данному вопросу разделяются. Экспертный опрос, проведенный О.А. Малакановой, показал, что 64% специалистов в области массовой коммуникации выражают мнение, что имидж существует всегда, независимо от того, занимаются им или нет, и лишь 23% экспертов считают, что имидж целенаправленно формируется.
Уточнить мнение указанного большинства требуют ситуации использования понятия «имидж». И в обыденной речи, и в публицистике, и в научной литературе данное понятие употребляется почти исключительно в контексте формирования, планируемого воздействия и целенаправленного создания. Так, Е.Б. Перелыгина указывает, что «… имидж есть создаваемый образ, т.е. образ, возникающий в результате определенной деятельности, работы ». Еще четче это формулируют Е.Н. Богданов и В.Г. Зазыкин: «…имидж – это не что иное, как специально сконструированный психический образ, создаваемый со вполне определенными целями… ». Такой целью часто называется психологическое воздействие на людей, их поведение . Именно в этой целенаправленности, «сконструированности» и состоит основная специфика имиджа как образа . Вероятно большинство экспертов в исследовании О.А. Малакановой, понимая под имиджем образ, имплицитно переносят на имидж и такую важную сторону образа, как существование его вне зависимости от того, осознает ли сам объект восприятия существование этого образа. Т.е., образ объекта возникает всегда, когда появляется субъект, воспринимающий данный объект. Имидж же, как феномен возникает тогда, когда некто не просто осознает, что объект кем-либо воспринимается, но и ставит перед собой задачу корректировать это восприятие. В такой пристрастности социального объекта по отношению к воспринимающему субъекту, проявляется одна из специфических черт, качественно отличающих социальную перцепцию от восприятия неодушевленных предметов .
Следовательно, можно предположить, что понятие «имидж» носит функциональный характер. Это позволяет выделить наиболее важные особенности имиджа как разновидности психического образа. Понятие «имидж» имеет смысл употреблять тогда, когда, во-первых, появляется представление о том, что объект воспринимается аудиторией и происходит осознание самого факта восприятия; во-вторых, проявляется целенаправленность в формировании образа объекта. Иными словами, образ объекта может существовать «естественно», а понятие имидж возникает тогда, когда возникает задача коррекции этого образа в групповом или индивидуальном сознании. Сама же сознательная деятельность по коррекции имиджа не всегда становится предметом рефлексии – интуитивно ориентируясь на групповые ценности и идеалы, субъект не обязательно включает ее в предмет своего сознания.
Вышеизложенное приводит к пониманию процесса формирования имиджа предприятия (организации) как носящего субъект-субъектный характер . При этом возможно выделение трех субъектов имиджа (см. рис. 2 ). Во-первых, активность психики людей, составляющих аудиторию имиджа, обусловливает строительство образа объекта, активно «вычерпывая», по выражению А.Н. Леонтьева , характеристики образа из окружающей действительности. Аудитория в таком случае является коллективным субъектом восприятия . Во-вторых, сам объект восприятия (корпорация) активно сообщает, презентирует свои качества окружению, и в этом смысле он предстает как субъект самопрезентирования . Третьим субъектом - субъектом управления становится человек или группа людей (руководство предприятия, имиджмейкер), чья целенаправленная деятельность состоит в организации восприятия объекта имиджа определенным образом.
При определении сущности имиджа важно избежать ошибки, на которую указывает Э.П. Утлик. Суть этой ошибки в уподоблении имиджа другим, «натурным» свойствам объекта . У ряда авторов создается впечатление, что имидж - это еще одно свойство объекта, которое появилось после работы имиджмейкера . По этой причине некоторые исследователи, первоначально определяя имидж как образ, затем говорят о «восприятии имиджа» . Но имидж и есть результат восприятия – образ. Как образ, он не принадлежит объекту восприятия , а формируется в сознании субъектов восприятия. Принадлежность имиджа субъекту восприятия («аудитории») требует определения: не только чей имидж, но и у кого . Следовательно, более правильным будет выражение не «предприятие имеет имидж», а «у данной конкретной аудитории сформирован имидж предприятия».
Деятельность по коррекции имиджа предполагает наличие соответствующей мотивации . Первый источник мотивации связан с решением внутренних психологических проблем, с самовыражением. Это потребность в повышении психологического статуса сотрудников и степени удовлетворенности принадлежностью к предприятию за счет высокого статуса самой организации. Второй источник основан на представлении об имидже как средстве социально-психологического влияния. Для предприятия (организации) - это потребность в решении таких проблем, как привлечение клиентов, увеличение продаж, формирование поддержки деятельности предприятия со стороны общественности и государственных органов.
Противоречие между собственным образом и «Я в глазах других», как важная предпосылка имиджевой деятельности, впервые отмечено И. Гофманом . Деятельность субъекта по созданию имиджа мотивируется несовпадением представлений о том, как организация должна восприниматься окружающими («желаемый имидж») и как они реально воспринимаются. Выявление этого расхождения предшествует деятельности по формированию имиджа . Моделирование перспективы преодоления основополагающего противоречия предполагает рассмотреть в качестве важного условия формирования имиджа предприятия наличие у субъекта управления «желаемого имиджа» (проектируемого или целевого образа) и рефлексивного образа.
Цель имиджевого воздействия - «желаемый имидж» не должен соответствовать реальному состоянию предприятия (организации). Необходимо использовать «повышающий потенциал» имиджа , способствующий раскрытию возможностей корпорации. Так, В.М. Шепель акцентирует внимание не только на прагматичности имиджа - его способности решать конкретные задачи, сколько на имидже как способе самовыражения . Имидж, с т.з. данного подхода, - есть возможность представить обществу свои лучшие характеристики. Исходя из этого, А.Г. Дугин предлагает, например, изменить не саму российскую армию, а образ армии. Создав «…совершенно новый образ нашей армии, армии с принципиально новой функцией, с новой социальной ролью и с новым уровнем самосознания, уже тем самым мы повлияем и на законодателей, которые принимают решения, и на гражданское общество, и на военное руководство» .
Имидж отражает социальные ожидания общества, его определенных групп, которые обусловлены их насущными потребностями и интересами . В процессе формирования имиджа активную роль играет готовность аудитории так или иначе воспринимать объект. В структуре этой готовности определенное место принадлежит «идеальному образу», т.е. представлениям о том, каким должен быть данный объект. Поэтому, другим важным компонентом в динамике формирования имиджа является идеал. Согласно концепции социальных представлений С. Московичи, идеал занимает важное место в структуре социальных представлений . Этот идеал включает серию индикаторов, которые призваны улавливать степень отклонения наличного явления от образца. Следовательно, для оценки реального состояния предприятия в сознании аудитории используется идеал, имеющий культурно-обусловленный характер и отражающийся в литературе, произведениях искусства, явлениях обыденного сознания.
Выявление двух источников мотивации деятельности по коррекции имиджа позволяет выделить две группы психологических функций корпоративного имиджа. Внутренние функции отражают направленность имиджа на внутреннюю среду, на самооценку сотрудников и их отношение к работе: мотивация принадлежности к организации ; психологическая защита и поддержание высокой самооценки . Здесь проявляется взаимосвязь внутреннего и внешнего видов имиджа : так изменение восприятия обществом предприятия быстро отражается на отношении служащих и рабочих к себе и к фирме.
Внешние функции имиджа включают: информирование – предоставления информации окружающему социуму, удовлетворения естественной потребности людей в обладании знанием об окружающем мире; воздействие - изменения отношения и поведения окружающих, направленных на предприятие (увеличение числа потребителей и клиентов, улучшение взаимодействия с гражданами, государственными и общественными организациями и т.д.); согласование – формирования общей картины окружающего мира для граждан страны, снятия неопределенности, приводящей к рассогласованию и негативным переживаниям .
Опираясь на предложенную Г.М. Андреевой схему социальных перцептивных процессов , типологию имиджа организаций, которую дают Е.Н. Богданов и В.Г. Зазыкин , Е.Б. Перелыгина и другие авторы, корпоративный имидж следует разделять по критерию субъекта восприятия на внешний, сформированный у граждан, не входящих в число сотрудников и внутренний , аудиторию которого представляют сами сотрудники предприятия (организации). Эффективный внешний имидж, однако, должен иметь высокую степень согласованности с внутренним . Проблема внутреннего имиджа в современной психологии находит свое разрешение в исследованиях различных социально-психологических явлений в коллективе, корпоративной (организационной) культуры и др.
Важным для понимания сущности корпоративного имиджа представляется вопрос о его структуре, тем более что в ряде исследований совершенствование имиджа рассматривается как проблема создания его оптимальной структуры . Предложенные рядом авторов модели корпоративного имиджа отражают скорее не структуру данного явления, а его содержание , то есть упорядоченную совокупность элементов и процессов , составляющих объект восприятия.
Структура имиджа, выступающая как единство устойчивых связей между его элементами , соответствует структуре социальной психики, а точнее - обыденного сознания, в поле которого и формируется имидж. Обыденное сознание – это совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, к которой они принадлежат . Это гетерогенная сфера, соединяющая в себе черты предсознательного и мифологического, детского и массового сознания с элементами научного знания и рефлексивного сознания. Содержательным уровнем обыденного сознания, по мнению Е.В. Улыбиной, являются социальные представления, составляющие предмет исследования С. Московичи .
Одно из возможных направлений исследований структуры имиджа представлено И.В. Веретенниковой, которая выделяет два уровня функционирования имиджа – осознаваемый, связанный преимущественно со значениями, и неосознаваемый, который можно соотнести с проявлением смысловых иерархических систем . Необходимость направить усилия при изучении имиджа не только на поверхностные слои сознания высказывалась неоднократно. Учитывая, что имидж есть феномен коллективный, областью внимания при исследовании имиджа предприятия может служить как коллективное сознание, так и область коллективных неосознаваемых явлений.
Представление о функциональном характере понятия имидж, позволяет вскрыть соответствующую структуру имиджа. Рассматривая структуру имиджа в двух планах – программные элементы имиджа и внешние имиджеобразующие символы, - Е.Б. Перелыгина делает подход к его функциональной структуре . Компонентами такой функциональной структуры имиджа, по нашему мнению, являются:
• Объектный компонент , выражающий реальные характеристики объекта имиджа (предприятия) могущие быть воспринятыми аудиторией;
• Субъектный компонент , представляющий особенности субъекта восприятия (аудитогии), которые оказывают влияние на формирование имиджа;
• Целевой компонент , отражающий цели формирования имиджа и направленность на те параметры восприятия предприятия, коррекция которых изменит поведение аудитории в благоприятную (с точки зрения субъекта управления) сторону.
Категория имидж является фундаментальным понятием целой системы наук. Оно отражает наиболее существенные связи и отношения в общей концентрированной форме, позволяет раскрыть логику науки и строй других ее понятий.
Определение категории имидж должно аккумулировать в себе элементы онтологии, т.е. отражение содержания объекта, гносеологии - ступенями его познания и активного действия - управления процессами формирования имиджа.
Поэтому можно согласиться с Санатуловой А.М. что "в имиджелогии понятие имидж - центральная гносеологическая проблема, от решения которой зависят все другие ее теоретико-прикладные и технологические проблемы".
С этих принципиальных позиций будет проведен анализ категории "имидж".
Анализ показал что, теоретическое обобщение категории имидж отстало от практики его применения. Видимо прав С.К.Сергиенко, отмечая, что "понятия имиджа организации" … в отечественной литературе … нет. Существующие определения данного понятия грешат поверхностью и односторонностью, часто создают лишь иллюзию понимания". Автор этих строк относил эту констатацию к дефиниции имиджа организации. Эти же слова можно отнести к определениям имиджа в целом.
Категорию имидж, по-видимому, можно определить, как эмоционально окрашенный стереотипный образ, идеализированная модель элементов общества, предметного мира, идеальных структур, целенаправленно формируемый субъектами общественной практики в индивидуальном, групповом и общественном сознании для достижения политических, экономических, социальных результатов, познания, личной карьеры и самовыражения.
В данной дефиниции имидж представлен как интегральное понятие, относящееся как к элементу социального управления, так и с позиции теории отражения и прагматизма.
Рассмотрим имидж как феномен социального управления с системных позиций.
Системный анализ предусматривает раскрытие целостности объекта исследования, выявление типологии его связей, сведение их в единую теоретическую картину.
Главным приемом системного анализа является построение модели, отображающей факторы и взаимосвязи в пространстве рассматриваемого объекта. Для нашего объекта исследования применим макроподход.
Имидж может быть представлен как "черный ящик", воспринимающий определенное множество входных сигналов и генерирующий определенное множество выходных сигналов (рис). При этом входные и выходные сигналы корректируются согласно некоторым закономерностям.
На входе - основные компоненты, влияющие на формирование имиджа: реальные качества, идеализированные и/или сознательно гипертрофированные качества, приписываемые объекту.
Реальные качества имиджа представляют собой набор существенных свойств, который имманентно присущ объекту. Естественно этот набор существенно отличается в зависимости от того, является ли он элементом предметного мира (товар, природный объект) или общественных институтов (человек, организация, партия).
Идеализированные качества являются набором тех свойств, которые складываются в общественном сознании как представление о этическом совершенстве, легенде (идеальный руководитель, депутат, друг).
Сознательно гипертрофированные качества являются частью PR-технологий как с положительным, так отрицательным знаками.
С другой стороны, информационный вход можно подразделить по виду входящей информации: самопредставление, социальная перцепция, каналы средств массовой информации, слухи.
Информационный выход системы представляет собой две ветви: индивидуальное, групповое и массовое сознание, а также с определенной погрешностью знание об объекте.
Раскрывая "черный ящик", мы в первую очередь классифицируем структуру категории имидж.
Структуру объекта можно рассмотреть с позиции классификации ее по предметному и системному признакам.
Предметная классификация всегда имеет свою историю, связанную с ходом становления представлений об объекте исследования и имеет естественный тип (в зависимости от реальных свойств изучаемого объекта) и искусственный умозрительный тип (в зависимости от контекста теоретических установок при познании объекта).
Системная классификация продолжает линию умозрительной. Основанием ее является целостные свойства объекта, его структура, типология связей элементов и подсистем, функциональные свойства.
Такой анализ наиболее продуктивно осуществить, рассматривая имиджелогию как науку. При этом понятие имидж выступает как исходное понятие, основная категория имиджелогии.
За основу классификации принят подход, при котором выделение ветвей научных исследований основано на классификации объектов, становящимися предметом социального познания - человек (персона), группа людей, корпорация, сфера общественной практики (образование), материальные предметы (товар, природный объект), идеальные структуры (брэнд, торговые марки).
Определим сформировавшиеся или находящиеся в стадии формирования конкретные науки в области имиджелогии:
имиджелогия личности (политический, общественный деятель, руководитель организации, работники искусства, науки, военный, студент и другие);
имиджелогия общественных структур, ячеек общества (семья, партия, общественная организация, этнос и другие);
имиджелогия корпораций (предприятия, фонды, банки и другие);
имиджелогия территорий (государство, регион, ареал и другие);
имиджелогия товара, предмета, услуги (предметные и системные качества);
имиджелогия сфер общества (наука, культура, искусство, литература и другие);
имиджелогия идеальных структур (брэнд, торговая марка, религия другие).
По-видимому этот перечень не охватывает все конкретные науки и по мере развития системы наук об имидже может быть продолжен.
- «Введение в «Связи с общественностью»
- 1. Исторические и социально-экономические факторы, обусловившие возникновение феномена pr.
- 2. Pr как средство адаптации объекта к внешней среде.
- 3.Управленческая функция pr. Pr как коммуникационный менеджмент.
- 4.Pr как научная дисциплина. Объект и предметная сфера pr.
- 5. Научное и технологическое становление pr в 30-х годах. Вклад э.Бернайза в становление пр. Этапы развития пр.
- 6. Понятие информации как средства и цели субъект – объектного взаимодействия.
- 7. Понятие социальной информации, ее свойства и функции. Социальная информация и социальная практика.
- 8. Предметная область «связи с общественностью».
- 9. Общественное сознание
- 10. Нравственные императивы pr-деятельности.
- Часть I
- Часть III Специальные профессиональные обязанности
- II. Основы теории коммуникации.
- 11.Сущность коммуникации и коммуникационной деятельности.
- 12. Сущность феноменов «массы» и «массового сознания».
- 13. Сущность и структура информационной среды.
- 14.Понятие коммуникативной стратегии и тактики.
- 15.Особенности основных видов коммуникации. Типология коммуникации.
- III. Коммуникативный менеджмент.
- 16. Определение и социальные функции км.
- 18. Понятие репутации и её роль в корпоративном управлении. Репутационный менеджмент.
- «Имидж и репутация в корпоративном управлении»
- 20. Критерии оценки эффективности корпоративной коммуникации.
- 21. Методы сбора информации в сфере км.
- 22. Кризисный менеджмент и принципы коммуникации в экстремальных условиях.
- IV. «Социология массовой коммуникации».
- Понятие социальной коммуникации. Доминанты формирования социальной коммуникации.
- 24. Массовое сознание, его формирование и эволюция.
- 25. Основные виды коммуникаций:
- 26. Коммуникация и общение. Специфика коммуникативной деятельности. Объект, предмет, цели и средства коммуникативной деятельности.
- 27. Системы коммуникации: понятие, уровни, структура.
- 28 Понятие коммуникационного института. Виды.
- 29. Инструментарий исследований социологии массовых коммуникаций.
- 30. Социологический мониторинг хода информационных технологий.
- V. Исследования в со.
- 32. Выборочные исследования в pr.
- 33. Вопросы измерения социальных объектов.
- 34. Опрос как метод сбора информации.
- 35. Особенности стандартизованного интервью. Типология интервью по критериям, способу общения, месту проведения и другим.
- 36. Специфика эксперимента как метода исследования. Его возможности и границы применения.
- 37. Контент анализ как метод изучения документальных источников.
- 38. Фокус-группы, игровые и тестовые методы исследований в pr
- VI. «Технологии в со».
- 39. Основные технологические функции pr.
- 41. Понятие и структура информационно-аналитической деятельности. Предмет и сущность аналитики.
- 43.Понятие информационных технологий.
- 45. Понятие социальных технологий как средств коммуникационного менеджмента
- 46. Классификация социальных технологий
- 48. Критерии выделения «грязных» технологий. Целевая установка субъекта технологии.
- VII. Имиджелогия.
- 49. Определение и сущность имиджа. Место имиджа в структуре социального мира.
- 50. Имиджелогия как система естественных иерархий. О, р и задачи имиджелогии.
- 51. Имидж субъекта: принципы формирования, средства и методы.
- 52.Понятие и структура корпоративного имиджа.
- VIII. Правовые аспекты pr.
- 55. Правовые основы функционирования сми
- Глава I. Общие положения
- 56. Право и доступ журналистов к информации.
- 57. Конфиденциальная информация.
- 58. Охрана государственной, служебной, коммерческой тайны.
- Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
- 59. Сми и правовые основы предвыборной агитации. Формы (методы) проведения предвыборной агитации
- 60.Кодекс профессиональной этики российского журналиста.
- 61. Законодательное регулирование рекламной деятельности в рф и рб
- Глава 1. Общие положения
- 62.Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- 63. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы. (Госконтроль в след.Ответе)
- Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы
- 64.Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы.
- VIIII. Теория и практика рекламы.
- 66.Рекламный процесс и его участники.
- Средства распространения рекламы
- 67.Классификация рекламы.
- 68. Реклама в системе маркетинга.
- 70. Понятие эффекта и эффективности рекламы
- 71. Современные рекламные стратегии
- 73. Понятие рекламного бюджета.
- XI. «Проведение pr кампаний».
- 74.Понятие и виды pr-кампаний. Причины, создающие потребность в проведении pr-кампаний.
- 75. Классификация pr-кампаний по масштабам, географическому признаку, характеру и продолжительности.
- 76. Специфика пр-кампаний в сфере отношений с общественностью и
- 77. Специфика pr-компании в органах государственной власти.
- Специфика субъектного уровня.
- Местный уровень.
- 78. Специфика pr-кампании в области политических и избирательных технологий.
- 79. Основные этапы разработки и реализации pr-кампаний.
- 80. Базовые критерии оценки эффективности pr-кампании.