logo
ответы на экз

50. Имиджелогия как система естественных иерархий. О, р и задачи имиджелогии.

В системе знаний об имидже должна находится особая синтетическая общесистемная наука, рассматривающая знания о нем в целом, объединяющая воедино систему знаний, теоретически обобщающая выводы конкретных наук. Такая наука может появиться на определенном этапе развития системы знаний о имидже, когда, с одной стороны, накоплено достаточно фактов об объекте и предмете науки, с другой - появляется потребность обобщения практики имиджмейкерства. Анализ области знаний с позиции целого - непременное условие системного подхода, дающего плодотворные результаты в различных отраслях знаний.

Такой синтетической наукой становится имиджелогия (с учетом управленческой ветви). Имиджелогия как наука не может входить в состав конкретных наук об имидже, т.к. должна охватывать объект исследования в целом. Опираясь на методологические основы и используя выводы конкретных наук об имидже, имиджелогия должна определить роль, место и функции имиджа в общественном бытие и практике, дать общие рекомендации по формированию, функционированию имиджей разного типа, выявить общие закономерности этих процессов при переходе от индивидуального к групповому и массовому сознанию и обратно, раскрывать механизм управления имиджем.

Одновременно имиджелогия должна раскрывать закономерности освоения существующего поля имиджей, их познание и адаптации личностью, дать описание взаимосвязей между конкретными ветвями имиджелогии.

Таким образом, вся система знаний об имидже может быть подразделена на три части:

методологические основы имиджелогии;

конкретные науки об имидже;

имиджелогия, интегрирующая с системных позиций знания об имидже, определяющая функции управления им.

Взаимосвязь этих частей схематично представлена на:

Что касается теории творчества в данной области практики (искусства), то она по-разному решается в рамках имиджмейкинга: в маркетинге, костюмологии, паблик рилейшенз.

Мы отчетливо понимаем, что выдвигаемые положения в определенной мере носят гипотетический характер. Однако анализ показывает, что процессы формирования системы знаний об имидже и имиджелогии как общественной синтетической науки объективно идут именно в этом направлении и что предложенный подход может стать весьма продуктивным для освоения проблемного поля в области имиджа.

По мнению Г.Г.Почепцова, предмет имиджелогии - массовое сознание, а его коммуникативной единицей является имидж. А.Ю.Панасюк считает, что предмет имиджелогии - изучение путей и средств формирования положительного имиджа, создание положительного образа, представления, мнения о человеке.

Мы согласимся с определением предмета имиджелогии, данном Е.А.Петровой: предмет имиджелогии определяется как изучение роли и функций имиджей в общественном бытие, их филогенетических и онтогенетических предпосылок, условий движущих сил и закономерностей формирования, функционирования, управления различными имиджами (Петрова Е.А., [2.5, с. 28]).

Как видно из приведенных рис. 7a определений объекта исследований имиджелогии, ведущие ученые не имеют принципиальных различий в толковании этой категории. На этом основании сформулируем, что является объектом исследований в имиджелогии, используя их дефиниции:

Это все предметное пространство и области социального общения, конкретное поле различных видов имиджей в индивидуальном, групповом и массовом сознании.

Дерево целей состоит из главной цели и основных целей второго, третьего и четвертого уровней.

Главная цель имиджелогии (1й уровень) заключается в исследовании общей роли, основных и частных функций всех видов имиджей в различных сферах общественной практики. Главная цель увязана с основными целями и решаемыми задачами

Важным проявлением зрелости той или другой науки является ее востребованность как учебная дисциплина. Имиджелогия и конкретные области знаний об имидже преподаются в высших и средних специальных учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования. Все это подготовило условия для придания имиджелогии статуса полноценной учебной дисциплины и утверждения ее как самостоятельной научной дисциплины по линии ВАК.