logo
ответы на экз

12. Сущность феноменов «массы» и «массового сознания».

В качестве основных направлений, интересующихся проблемным полем массы и массового сознания, можно выделить психологию (Г. Лебон, С. Московичи, З.Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм и др.), философию (Т. Адорно, Г. Маркузе, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хоркхаймер, и др.) и социологию (Ж. Бодрийяр, Г. Тард, Э Тоффлер и др.). Проанализируем самые существенные моменты представителей данных направлений.

Проанализировав морфологию массы, Г. Лебон предложил следующую классификацию.

  1. Толпа разнородная: анонимная (уличная толпа); неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.д.).

  2. Толпа однородная: секты (политические, религиозные и т. д.); касты (военные, духовенство, рабочие и т. д.); классы (буржуазия, крестьянство и т. д.).

Безусловно, пишет ученый, одного факта нахождения вместе многих индивидов недостаточно для образования массы. Необходимо наличие «души» толпы (характерные свойства), которые отличают ее от других объединений. К таким свойствам относятся: импульсивность, изменчивость, раздражительность, податливость внушению, легковерие, преувеличение и односторонность чувств, нетерпимость, авторитетность, консерватизм, двойственность.

Другой ученый, не менее известный в области психологии, З. Фрейд, соглашаясь с выводами Г. Лебона применяет категорию «либидо» для объяснения психологии массы.

При этом, утверждает З.Фрейд, на первое место выступают эгоистические и враждебные импульсы против других индивидов, которые раньше подавлялись либидозной связью с лидером.

Но либидо не является единственной силой, управляющей людьми в массе. В качестве других элементов эмоциональной привязанности, ученый выделяет идентификацию, влюбленность и идеализацию.

Одним из первых, кто полностью посвятил свою работу анализу массового сознания, является испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет.

Основными причинами «восстания» выступают:

Если человек массы – это внеклассовый индивид, то, как он выглядит? Хосе Ортега формирует следующий психологический портрет. Во-первых, беспрепятственный рост жизненных запросов.

Во-вторых, врожденная неблагодарность к тому, что облегчило ему жизнь. Данный вид неблагодарности, – утверждает философ, – вызван инертностью приобретения. Жить означает вживаться в мир. Первоначально для массы это означало терпеть лишения и запреты. Когда рядовой человек достигал определенного результата, он помнил, чего он ему стоил.

В-третьих, душа массы загерметизирована, хотя мир распахнут перед ней. Герметизация – это «непреложное право на собственное мнение, без каких-либо предварительных усилий его выработать». В этой ситуации человек считает себя духовно завершенным, обзаведясь кругом понятий и считая их достаточными. Парадокс такого состояния заключается в том, что герметизм полностью лишает индивида возможности рефлексировать,

В-четвертых, притупление чувства ответственности. Это с неизбежностью привело к утрате тревоги и бдительности и вылилось в «вертикальное варварство». Последнее можно определить как равнодушность к основам цивилизации.

В-пятых, варварство специализма. Объединение капитализма и экспериментальной науки способствовало появлению на свет техники. В процессе своего совершенствования она (техника) практически полностью подчинила себе человечество.

Другой представитель социологического знания Э. Тоффлер. Эмблемой данного периода можно смело считать фабрику (завод) и рынок. Являясь созданием человеческих рук, они, постепенно, полностью подчинила себе своего создателя.

Особенности функционирования фабричного конвейера и рынка, обусловили формирование специфического кода цивилизации, который состоял из следующих параметров, программирующих поведение миллионов людей: стандартизация, специализация, синхронизация, концентрация, максимизация, централизация.

Таким образом, проанализировав множество подходов и определений, можно сделать следующий вывод: масса – это особая «неклассическая», негрупповая социальная общность, имеющая свою особенную психологию (отличную от индивидуальной), которая выражается в формировании массового сознания и определенном поведении масс под влиянием тех или иных массовых настроений.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что дефиниция «массовое сознание» не соотносимо с понятиями «групповое» или «индивидуальное сознание», т.к. последние могут рассматриваться не только на обыденно-практическом уровне, но, в равной степени и на уровне специализированного сознания – теоретико-научном. Следовательно, деление сознания на массовое и специализированное – это деление не по субъектам сознания, а по его уровням, а именно, по уровням его вовлеченности в практику – непосредственному (массовое сознание) и опосредованному (специализированное сознание).

В этой связи необходимо добавить также, что специализированное, теоретико-научное сознание связано с практикой опосредовано. Опосредующим звеном между ними как раз и выступаем массовое сознание. «Массовое сознание, таким образом, соотносительно со специализированным сознанием. Различие между ними состоит в том, что первое непосредственно определяет действия и поступки больших масс людей, выступая в качестве «сознательного побуждения», а второе, прежде чем выполнять такую функцию, должно еще стать массовым».