39. Основные технологические функции pr.
сегодня PR выступают в качестве идеологии и технологии управления общественными связями, служат организующим инструментом политической и экономической конкурентной борьбы. PR нельзя рассматривать вне таких понятий, как общественные отношения, социальное взаимодействие, управление социальными процессами, коммуникационное взаимодействие, общественное мнение, технология манипуляции людьми.
В связи с этим сложились два подхода, определяющие суть PR - социальный и технологический. П е р в ы й относится к организации социального взаимодействия (в том числе в форме политико-экономической борьбы, конкуренции) и к достижению социального согласия; в т о р о й - к технологиям социального управления, воздействия на людей.
С технологических позиций, PR - это функция управления общественными связями, культурой влияния на человека, в том числе от имени власти, организации (фирмы). Ибо только благодаря этой культуре, благодаря общественным связям можно воздействовать на общественное мнение, на процесс создания социально-психологической среды, важной для власти, организации (фирмы). В целом в управленческой цепочке «власть -> PR-служба -> общественные связи (культура манипуляции) -> общественность» проявляется универсальная культурно-творческая функция PR.
Любая структура, которая поставила перед собой цель объясниться с обществом, с той или иной социальной группой, с коллективом, поставила цель участвовать в политико-экономической борьбе, повлиять на массовое сознание и настроения, обучить и воспитать человека, не может обойтись без PR. Они выступают в роли идеолога, организатора и управляющего начала этих процессов. Иными словами, PR - это одновременно идеология и механизм управления (технологический процесс).
PR как идеология конкурентной борьбы и одновременно как идеология компромиссного разрешения противоречий, как идеология сотрудничества, взаимодействия с общественностью, влияния на нее, исходя из конкретных условий, выполняет функцию выбора форм воздействия на общественное сознание, на человека. А PR как технологический механизм, как аппарат - это своего рода штаб, управляющий элемент в любой властной структуре.
Итак, система связей с общественностью как важная часть социального управления - это:
наука о коммуникациях, обеспечивающих достижение сотрудничества, гармонии в обществе на основе «увязки» интересов различных социальных групп, структур власти, бизнеса, культуры, в том числе и посредством конкурентной борьбы;
своего рода идеология данной борьбы, а также сотрудничества и согласования интересов, технология управления сознанием и настроениями людей как внутри организации (фирмы), так и вовне - среди социального окружения;
технология продвижения продукции (идей, товаров, организаций, лидеров) на политическом рынке, рынках товаров и услуг, образования и культуры.
Процесс социальных изменений лежит в сфере социальных технологий и связан с определенной практической деятельностью, направленной на преобразование социальных объектов. В ходе этих преобразований меняются общественные отношения, но не напрямую, а через влияние на определенные социальные объекты. Поэтому общественные связи выступают как инструмент социальных изменений под управляющим началом PR-структур.
На что опираются социальные технологии в своей работе с сознанием и подсознанием человека?
Коммуникатор адресует массовой аудитории некое сообщение (message) с целью побудить ее произвести (или, наоборот, не производить) те или иные действия. При этом коммуникатор неизбежно сталкивается с проблемой восприятия своего сообщения аудиторией, которая обладает неким набором стереотипов. Коммуникатор может внедрить свое сообщение по-разному:
используя уже существующие стереотипы путем их усиления;
незначительно скорректировав существующие стереотипы путем смещения акцентов в сообщении;
заместив существующие стереотипы новыми. Замещающие стереотипы должны быть более эмоционально окрашенными, жесткими, побуждающими к активным действиям.
Хорошо известно, что стереотипы искажают реальность, создавая некую псевдореальность или, выражаясь модным термином, виртуальную реальность. Социальные технологии получают возможность искусственно конструировать реальность, создавая и внедряя в массовое сознание выгодные для данного коммуникатора стереотипы. Они «хороши» еще и тем, что не являются продуктом социального опыта, т. е. коммуникатор, минуя непосредственный опыт людей, может с помощью сформированных установок изменить их отношение к реальной жизни.
Какова же методика внедрения стереотипов в подсознание, кто служит проводником стереотипов в эту сверхтонкую сферу? PR-специалисты считают, что это - эмоции. В связи с этим они выделяют четыре уровня PR-деятельности:
информация;
информация + заданная эмоция (оценка);
информация + заданная эмоция + готовность к заданному действию;
бездумная готовность к заданному действию.
Из приведенной схемы понятно, что «упаковкой» стереотипов являются различные эмоциональные состояния, искусственно пробуждаемые у людей. Чтобы вызвать их, существует масса способов. В основном используются базовые человеческие потребности и страхи, такие как: потребность в любви и одобрении, чувство опасности, страх перед неопределенностью, сексуальные инстинкты, престижные ценности, чувства долга и справедливости, чувство вины и т. д.
Конечно, эмоции не возникают на пустом месте. Для политиков основной подпиткой их эмоций служат те политические и экономические интересы, которые они выражают. Для избирателей - их потребности (неудовлетворенные) и проблемы, перерастающие в требования к представителям власти. В этой системе взаимодействия политиков и избирателей существует как поле для компромиссов, так и поле для манипуляций. При этом интересы политической элиты и населения могут:
полностью совпадать;
в значительной степени совпадать;
заметно противоречить друг другу;
полностью противоречить друг другу;
быть взаимно нейтральными.
Стало быть, там, где интересы общества и властвующей элиты в основном совпадают, манипуляции применяются значительно реже и в меньших масштабах, т.к. власть не испытывает в них острой необходимости. Там же, где интересы общества и господствующей элиты противоречат друг другу, власть в целях самозащиты прибегает к широкомасштабным манипуляциям. И чем больше противоречий, тем масштабней манипуляции.
Так что же это такое - технология?
Ее п е р в ы м признаком является разграничение, расчленение данного процесса на внутренне связанные между собой этапы, фазы, операции. Смысл этой процедуры - точно определить границы внутренних требований к исполнителям, действующим по данной технологии, обеспечить оптимальную или близкую к таковой динамику развития технологического процесса. Чем точнее описание процесса будет соответствовать его объективной логике, тем вероятнее возможность достичь эффективной работы людей, занятых в данной сфере.
В т о р о й технологический признак - координированность и поэтапность действий, направленных к достижению искомого результата. Последовательность действий, порядок их исполнения должны основываться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса. Однако у руководства остается-таки шанс "вмешаться" в объективный ход вещей, изменить их порядок, задать иной темп процедур и операций в зависимости от меняющихся требований к быстроте, эффективности и целесообразности их выполнения.
Т р е т и й существенный признак - однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций. Чем значительнее отклонения в действиях людей от параметров, предписанных технологией, тем реальнее и серьезнее риск нарушить весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. Причем искажение одной процедуры или операции сказывается на всей технологической цепочке и заранее предопределяет печальные последствия.
Итак, технология - это способ реализации конкретных сложных процессов путем их расчленения на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, однозначно выполняемых и имеющих целью повышение эффективности конечного продукта. Сущность технологии выявляется через два основных понятия: процедура и операция. Процедура - это набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот или иной основной процесс (фаза, этап), выражающий суть данной технологии. Операция - непосредственно практический акт решения определенной задачи в рамках данной процедуры (или технологии) управления. Это однородная, логически неделимая часть процесса управления, направленная на достижение определенной цели, она выполняется одним или несколькими исполнителями.
Для наших целей важно отметить, что западные исследователи давно занимаются так называемыми коммуникативными технологиями, направленными на те или иные изменения массового сознания. При этом они исходят из того, что данные технологии могут быть как низкоинтенсивными, так и высокоинтенсивными. Следовательно, технологический процесс зависит в этих случаях от следующих условий: коммуникаторы, которым доверяют, имеют больший выбор стратегий воздействия и могут пользоваться более слабыми по интенсивности средствами (сравните избирательные коммуникации В. Черепкова и П. Пацвальда по Владивостокскому округу в ходе выборов в Госдуму в декабре 2003 г.);
массовая аудитория получает когнитивный (познавательный) стресс, когда ее заставляют нарушать собственные нормы приемлемого коммуникативного поведения (см. превентивную пропагандистскую кампанию главы администрации Владивостока Ю. Копылова в процессе развития "водного кризиса", начиная с осени 2003 г.);
есть прямая линейная зависимость между уровнем интенсивности воздействия и изменением аудиторной установки (см. полный провал на губернаторских выборах в Приморье 2001 г. "непримиримых антагонистов" В. Дубинина и Ю. Апанасенко);
при пассивном восприятии сообщений низкоинтенсивная атака оказывается более эффективной при преодолении аудиторных "барьеров" (см. "рисунок" избирательной коммуникации С. Горячевой по Уссурийскому округу на выборах в Госдуму РФ, декабрь 2003 г.).
Для тех и других технологий характерно то, что речь в них идет о тех же объектах, что и в предшествующих коммуникационных потоках. Как правило, новые объекты не вводятся - дается новая информация о прежних объектах. Кроме того, может вводиться негативная информация о прошлых позитивных объектах и наоборот (сравните отношение российской прессы к олигархам до ареста М. Ходорковского и после). Подобная комбинация позволяет выполнять широкий круг конкретных PR-заданий.
- «Введение в «Связи с общественностью»
- 1. Исторические и социально-экономические факторы, обусловившие возникновение феномена pr.
- 2. Pr как средство адаптации объекта к внешней среде.
- 3.Управленческая функция pr. Pr как коммуникационный менеджмент.
- 4.Pr как научная дисциплина. Объект и предметная сфера pr.
- 5. Научное и технологическое становление pr в 30-х годах. Вклад э.Бернайза в становление пр. Этапы развития пр.
- 6. Понятие информации как средства и цели субъект – объектного взаимодействия.
- 7. Понятие социальной информации, ее свойства и функции. Социальная информация и социальная практика.
- 8. Предметная область «связи с общественностью».
- 9. Общественное сознание
- 10. Нравственные императивы pr-деятельности.
- Часть I
- Часть III Специальные профессиональные обязанности
- II. Основы теории коммуникации.
- 11.Сущность коммуникации и коммуникационной деятельности.
- 12. Сущность феноменов «массы» и «массового сознания».
- 13. Сущность и структура информационной среды.
- 14.Понятие коммуникативной стратегии и тактики.
- 15.Особенности основных видов коммуникации. Типология коммуникации.
- III. Коммуникативный менеджмент.
- 16. Определение и социальные функции км.
- 18. Понятие репутации и её роль в корпоративном управлении. Репутационный менеджмент.
- «Имидж и репутация в корпоративном управлении»
- 20. Критерии оценки эффективности корпоративной коммуникации.
- 21. Методы сбора информации в сфере км.
- 22. Кризисный менеджмент и принципы коммуникации в экстремальных условиях.
- IV. «Социология массовой коммуникации».
- Понятие социальной коммуникации. Доминанты формирования социальной коммуникации.
- 24. Массовое сознание, его формирование и эволюция.
- 25. Основные виды коммуникаций:
- 26. Коммуникация и общение. Специфика коммуникативной деятельности. Объект, предмет, цели и средства коммуникативной деятельности.
- 27. Системы коммуникации: понятие, уровни, структура.
- 28 Понятие коммуникационного института. Виды.
- 29. Инструментарий исследований социологии массовых коммуникаций.
- 30. Социологический мониторинг хода информационных технологий.
- V. Исследования в со.
- 32. Выборочные исследования в pr.
- 33. Вопросы измерения социальных объектов.
- 34. Опрос как метод сбора информации.
- 35. Особенности стандартизованного интервью. Типология интервью по критериям, способу общения, месту проведения и другим.
- 36. Специфика эксперимента как метода исследования. Его возможности и границы применения.
- 37. Контент анализ как метод изучения документальных источников.
- 38. Фокус-группы, игровые и тестовые методы исследований в pr
- VI. «Технологии в со».
- 39. Основные технологические функции pr.
- 41. Понятие и структура информационно-аналитической деятельности. Предмет и сущность аналитики.
- 43.Понятие информационных технологий.
- 45. Понятие социальных технологий как средств коммуникационного менеджмента
- 46. Классификация социальных технологий
- 48. Критерии выделения «грязных» технологий. Целевая установка субъекта технологии.
- VII. Имиджелогия.
- 49. Определение и сущность имиджа. Место имиджа в структуре социального мира.
- 50. Имиджелогия как система естественных иерархий. О, р и задачи имиджелогии.
- 51. Имидж субъекта: принципы формирования, средства и методы.
- 52.Понятие и структура корпоративного имиджа.
- VIII. Правовые аспекты pr.
- 55. Правовые основы функционирования сми
- Глава I. Общие положения
- 56. Право и доступ журналистов к информации.
- 57. Конфиденциальная информация.
- 58. Охрана государственной, служебной, коммерческой тайны.
- Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
- 59. Сми и правовые основы предвыборной агитации. Формы (методы) проведения предвыборной агитации
- 60.Кодекс профессиональной этики российского журналиста.
- 61. Законодательное регулирование рекламной деятельности в рф и рб
- Глава 1. Общие положения
- 62.Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- 63. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы. (Госконтроль в след.Ответе)
- Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы
- 64.Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы.
- VIIII. Теория и практика рекламы.
- 66.Рекламный процесс и его участники.
- Средства распространения рекламы
- 67.Классификация рекламы.
- 68. Реклама в системе маркетинга.
- 70. Понятие эффекта и эффективности рекламы
- 71. Современные рекламные стратегии
- 73. Понятие рекламного бюджета.
- XI. «Проведение pr кампаний».
- 74.Понятие и виды pr-кампаний. Причины, создающие потребность в проведении pr-кампаний.
- 75. Классификация pr-кампаний по масштабам, географическому признаку, характеру и продолжительности.
- 76. Специфика пр-кампаний в сфере отношений с общественностью и
- 77. Специфика pr-компании в органах государственной власти.
- Специфика субъектного уровня.
- Местный уровень.
- 78. Специфика pr-кампании в области политических и избирательных технологий.
- 79. Основные этапы разработки и реализации pr-кампаний.
- 80. Базовые критерии оценки эффективности pr-кампании.