45. Понятие социальных технологий как средств коммуникационного менеджмента
Социальными технологиями называют очень широкий набор методов, используемых управленческими консультантами России для создания больших социальных групп, например, потребителей определенного товара или избирателей, отдающих предпочтение определенному политику и управления поведением этих социальных групп. Существует мнение, что социальные технологии - это чисто российское "ноу-хау". Просто нигде в мире не используется данный термин, а у нас он получил развитие.
Социальные технологии начинаются с того момента, как государство или частное лицо осознают гегелевско- марксовскую истину, что бытие определяет сознание, а сознание управляет действиями людей, которые и создают бытие, окружающее их.
Конечно, можно заняться социальным обеспечением, как это делают правительства западных стран с развитой экономикой, Билл Гейтс, Генри Форд и Джордж Сорос, и под флагом "свободной демократии" вырастить поколения лентяев и иждивенцев из вполне работящих народов. А можно ленивых в высшей степени россиян "принудить" трудиться, законопослушных немцев участвовать в погромах, израильтян, воспитанных на философии ценности каждой человеческой жизни, заставить провоцировать арабов и идти умирать за Родину. Есть много чудес. Америка в свое время поверила Эйзенхауэру и Кеннеди, и из кризиса с честью прыгнула к мировому господству, а консервативная Япония совершила экономическое чудо.
То, что сделали эти страны, фактически и называется реализованными социальными технологиями. А первые "ростки" социальных технологий появились в советской России, и, как это ни странно, именно в эпоху "великих репрессий". В 1937 году прекратил свое существование "Московский институт труда". Этот институт не справился со своей основной задачей - найти нематериальный способ мотивации труда. Впрочем, как свидетельствуют работы и исследования докторов и профессоров института, вполне возможно формировать нематериальную мотивацию к труду, но это справедливо только для низкоквалифицированных работ и на непродолжительное время. Но не такой результат нужен был "вождю народов": Институт в полном составе был расформирован и отправлен на немотивированный принудительный подвиг, некоторые из сотрудников были расстреляны:Но выводы института все таки просочились в управленческую элиту СССР и на Запад, легли в основу концепции социального согласия, по которой и жила до 80-х годов ХХ столетия Америка и Европа. На основании этих же трудов строилась политика КПСС до прихода к власти Л.И.Брежнева.
Никто не называл советских комиссаров и секретарей по идеологии социальными технологами, но задачи, которые они выполняли, сводились именно к реализации программы, главный тезис которой был таков: что люди думают, то они и делают. А значит значительно дешевле воздействовать на сознание. Всех голодных не накормишь. А чем больше кормишь, тем больше просят. Эту истину знает любой руководитель. Тем более, что сознание - вещь устойчивая, и после своего формирования требующая только поддержания. А это дешево.
Некоторое время считалось, что можно говорить только о социальном воспитании, и оно возможно только в детском возрасте. Поэтому вся система советского воспитания должна была отвечать задачам советского общества. Но если вспомнить систему "гитлерюгенда" в нацистской Германии, американские школы с их ежеутренним почитанием национального флага, японскую коллективную молитву, то становится очевидным: любое государство, занимающееся экономическим развитием, - одну руку имеет, а ежели и идеологию развивает - обе руки имеет. Те самые "руки", что управляют вверенным государству народом.
Технологии "создания" социального мира и партнерства, национальной гордости, прочих стереотипов и "истин", приносят вполне ощутимые экономические результаты. Утверждение Президента США Ричарда Никсона о том, что Россия будет побеждена рок-н-роллом и джинсами, оказалось в высшей степени пророческим. Многие предприниматели ставят сегодня перед собою задачу повышения акционерной стоимости своего бизнеса через повышение социальной ценности своих брендов. Социальный брендинг и социальная реклама, столь популярные сегодня в России - это тоже социальные технологии. Не все, но уже многие крупные российские компании начинают формировать вокруг себя благоприятную внешнюю среду с тем, чтобы быстрее развивался их бизнес. А некоторые компании ради того, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе, пытаются этому помешать, и начинают разрушать социальную стабильность в том регионе, в котором находится их ближайший конкурент. Созидание и разрушение социальной среды вокруг политического или экономического субъекта происходит сегодня с помощью инструментов социальных технологий.
Вся история человечества изобилует примерами того, как маленькие народы становились великими только в силу наличия у них четкой сплачивающей идеи или способности их лидеров вести за собой людей и управлять их мышлением. История бизнеса только подтверждает это. Великий Генри Форд чистосердечно признавался: "все, чему я обязан своим успехом - это умение ладить с людьми и влиять на них".
Конечно, сегодня понимание социальных технологий далеко шагнуло вперед. Наиболее компетентные специалисты в области социальных технологий тщательно оберегают свои знания об управлении социальными процессами, методы воздействия на общественное сознание в коллективе или сообществе, способы повышения эффективности применяемых мотивационных систем. Тем не менее, многие руководители и владельцы российских предприятий, губернаторы и чиновники в Администрации Президента РФ сегодня работают в направлении формирования идеологии, применяют социальные технологии для достижения своих и гражданских целей.
Идеи движут миром. Социальные процессы, если они подконтрольны, приносят прибыль. Ваш личный политический или экономический капитал значительно увеличится, если Вы воспользуетесь инструментами социальных технологий.
В социальных технологиях можно выделить две формы:
1) программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности);
2) саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами.
Главное назначение социальных технологий - регулирование социальных процессов в различных общностях с помощью специфических средств. Многообразие социальных процессов, а следовательно, и технологий их регулирования, обусловлено широким спектром социальной деятельности в целом и социального обслуживания, различаясь по целям, функциям, характеру и результатам.
Социальные технологии весьма разнообразны. И это связано с разнообразием социального мира, социальной жизни, её отношениями с природными явлениями. Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации.
- «Введение в «Связи с общественностью»
- 1. Исторические и социально-экономические факторы, обусловившие возникновение феномена pr.
- 2. Pr как средство адаптации объекта к внешней среде.
- 3.Управленческая функция pr. Pr как коммуникационный менеджмент.
- 4.Pr как научная дисциплина. Объект и предметная сфера pr.
- 5. Научное и технологическое становление pr в 30-х годах. Вклад э.Бернайза в становление пр. Этапы развития пр.
- 6. Понятие информации как средства и цели субъект – объектного взаимодействия.
- 7. Понятие социальной информации, ее свойства и функции. Социальная информация и социальная практика.
- 8. Предметная область «связи с общественностью».
- 9. Общественное сознание
- 10. Нравственные императивы pr-деятельности.
- Часть I
- Часть III Специальные профессиональные обязанности
- II. Основы теории коммуникации.
- 11.Сущность коммуникации и коммуникационной деятельности.
- 12. Сущность феноменов «массы» и «массового сознания».
- 13. Сущность и структура информационной среды.
- 14.Понятие коммуникативной стратегии и тактики.
- 15.Особенности основных видов коммуникации. Типология коммуникации.
- III. Коммуникативный менеджмент.
- 16. Определение и социальные функции км.
- 18. Понятие репутации и её роль в корпоративном управлении. Репутационный менеджмент.
- «Имидж и репутация в корпоративном управлении»
- 20. Критерии оценки эффективности корпоративной коммуникации.
- 21. Методы сбора информации в сфере км.
- 22. Кризисный менеджмент и принципы коммуникации в экстремальных условиях.
- IV. «Социология массовой коммуникации».
- Понятие социальной коммуникации. Доминанты формирования социальной коммуникации.
- 24. Массовое сознание, его формирование и эволюция.
- 25. Основные виды коммуникаций:
- 26. Коммуникация и общение. Специфика коммуникативной деятельности. Объект, предмет, цели и средства коммуникативной деятельности.
- 27. Системы коммуникации: понятие, уровни, структура.
- 28 Понятие коммуникационного института. Виды.
- 29. Инструментарий исследований социологии массовых коммуникаций.
- 30. Социологический мониторинг хода информационных технологий.
- V. Исследования в со.
- 32. Выборочные исследования в pr.
- 33. Вопросы измерения социальных объектов.
- 34. Опрос как метод сбора информации.
- 35. Особенности стандартизованного интервью. Типология интервью по критериям, способу общения, месту проведения и другим.
- 36. Специфика эксперимента как метода исследования. Его возможности и границы применения.
- 37. Контент анализ как метод изучения документальных источников.
- 38. Фокус-группы, игровые и тестовые методы исследований в pr
- VI. «Технологии в со».
- 39. Основные технологические функции pr.
- 41. Понятие и структура информационно-аналитической деятельности. Предмет и сущность аналитики.
- 43.Понятие информационных технологий.
- 45. Понятие социальных технологий как средств коммуникационного менеджмента
- 46. Классификация социальных технологий
- 48. Критерии выделения «грязных» технологий. Целевая установка субъекта технологии.
- VII. Имиджелогия.
- 49. Определение и сущность имиджа. Место имиджа в структуре социального мира.
- 50. Имиджелогия как система естественных иерархий. О, р и задачи имиджелогии.
- 51. Имидж субъекта: принципы формирования, средства и методы.
- 52.Понятие и структура корпоративного имиджа.
- VIII. Правовые аспекты pr.
- 55. Правовые основы функционирования сми
- Глава I. Общие положения
- 56. Право и доступ журналистов к информации.
- 57. Конфиденциальная информация.
- 58. Охрана государственной, служебной, коммерческой тайны.
- Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
- 59. Сми и правовые основы предвыборной агитации. Формы (методы) проведения предвыборной агитации
- 60.Кодекс профессиональной этики российского журналиста.
- 61. Законодательное регулирование рекламной деятельности в рф и рб
- Глава 1. Общие положения
- 62.Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- 63. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы. (Госконтроль в след.Ответе)
- Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы
- 64.Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы.
- VIIII. Теория и практика рекламы.
- 66.Рекламный процесс и его участники.
- Средства распространения рекламы
- 67.Классификация рекламы.
- 68. Реклама в системе маркетинга.
- 70. Понятие эффекта и эффективности рекламы
- 71. Современные рекламные стратегии
- 73. Понятие рекламного бюджета.
- XI. «Проведение pr кампаний».
- 74.Понятие и виды pr-кампаний. Причины, создающие потребность в проведении pr-кампаний.
- 75. Классификация pr-кампаний по масштабам, географическому признаку, характеру и продолжительности.
- 76. Специфика пр-кампаний в сфере отношений с общественностью и
- 77. Специфика pr-компании в органах государственной власти.
- Специфика субъектного уровня.
- Местный уровень.
- 78. Специфика pr-кампании в области политических и избирательных технологий.
- 79. Основные этапы разработки и реализации pr-кампаний.
- 80. Базовые критерии оценки эффективности pr-кампании.