58. Охрана государственной, служебной, коммерческой тайны.
В законодательстве Российской Федерации упоминается значительное количество различных видов тайн (по некоторым источникам - около 40), которые ограничивают граждан в получении, использовании и распространении той или иной информации. Примерами таких тайн являются: профессиональная, государственная, служебная, коммерческая, врачебная, адвокатская, налоговая, нотариальная и другие.
Особую материальную ценность для организаций имеет информация, относящаяся к коммерческой или служебной тайне. Но любая компания - это прежде всего ее штат, и сохранение конфиденциальности ценной информации является одной из трудовых функций ее работников. Известны случаи, когда разглашение сотрудниками коммерческой или служебной тайны приводило к значительным убыткам. А поскольку именно работники являются одним из «факторов риска» утечки такой информации, то особого внимания заслуживают вопросы охраны коммерческой и служебной тайн в рамках трудовых отношений. При этом значительная часть работы по защите информации ложится на плечи специалистов кадровой службы.
Рассмотрим, какая именно информация относится к коммерческой и служебной тайнам, поскольку в литературе встречаются разные толкования этих понятий (особенно это касается служебной тайны).
Так, согласно статье 139 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда:
- она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
- к ней нет свободного доступа на законном основании;
- обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Следует отметить, что в российском законодательстве более подробно регламентированы вопросы, касающиеся коммерческой тайны. В частности, отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации и охраной ее конфиденциальности, регулирует
Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее - Закон № 98-ФЗ).
Коммерческая тайна - конфиденциальная информация, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Информация, составляющая коммерческую тайну, — научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны (ст. 3 Федерального закона № 98-ФЗ).
Что касается служебной тайны, то действующее законодательство содержит большое количество ссылок на нее, однако не приводит ни одного четкого определения. В связи с этим существуют различные точки зрения касательно того, какая информация может относиться к служебной тайне. Некоторые авторы приравнивают служебную тайну к коммерческой. Однако, на наш взгляд, это не совсем корректно, что подтверждает Перечень сведений конфиденциального характера (утв. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188). Данный Перечень содержит шесть видов сведений конфиденциального характера, разделяя при этом коммерческую и служебную тайну.
В частности, согласно Указу Президента РФ, к служебной тайне относятся сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами. Таким образом, служебная тайна - это информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая большей частью государственный интерес.
Нередко встречаются упоминания и о «профессиональной тайне». В Перечне, о котором мы говорили, сведения, связанные с профессиональной деятельностью (или профессиональная тайна), отмечены отдельно. К ним относятся: врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров и т.п., доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и отдельными федеральными законами (к примеру, врачебная тайна регулируется «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1).
Эти виды тайн, как правило, тесно взаимосвязаны. Так, банковская, аудиторская, налоговая тайны зачастую совпадают с информацией, представляющей собой коммерческую и (или) служебную тайну.
Установление режима коммерческой тайны
Информация является коммерческой тайной, если в отношении нее введен режим коммерческой тайны. Чтобы установить такой режим, работодатель должен принять следующие организационные, правовые и технические меры.
Организационные меры включают в себя:
1) Отнесение конкретной информации к коммерческой тайне, определение перечня и состава такой информации.
Напомним, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 98-ФЗ не могут являться коммерческой тайной сведения:
содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
— содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
— о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
— о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке;
— о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
— о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
— о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
— о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.
Интересно, что Закон № 98-ФЗ установил перечень информации, которая не может выступать в качестве коммерческой тайны. При этом любая другая информация, исходя из интересов конкретной организации, может быть отнесена работодателем к коммерческой тайне.
Статья 10. Охрана конфиденциальности информации
1. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
2. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи.
3. Индивидуальный предприниматель, являющийся обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и не имеющий работников, с которыми заключены трудовые договоры, принимает меры по охране конфиденциальности информации, указанные в части 1 настоящей статьи, за исключением пунктов 1 и 2, а также положений пункта 4, касающихся регулирования трудовых отношений.
4. Наряду с мерами, указанными в части 1 настоящей статьи, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие не противоречащие законодательству Российской Федерации меры.
5. Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:
1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.
6. Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 11. Охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений
1.В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:
1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой является работодатель и его контрагенты;
2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.
2. Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.
3. В целях охраны конфиденциальности информации работник обязан:
1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;
2) не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;
3) не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключенным в период срока действия трудового договора, или в течение трех лет после прекращения трудового договора, если указанное соглашение не заключалось;
4) возместить причиненный работодателю ущерб, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
5) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.
4. Работодатель вправе потребовать возмещения причиненных убытков лицом, прекратившим с ним трудовые отношения, в случае, если это лицо виновно в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой это лицо получило в связи с исполнением им трудовых обязанностей, если разглашение такой информации последовало в течение срока, установленного в соответствии с пунктом 3 части 3 настоящей статьи.
5. Причиненные ущерб либо убытки не возмещаются работником или прекратившим трудовые отношения лицом, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, явилось следствием непреодолимой силы, крайней необходимости или неисполнения работодателем обязанности по обеспечению режима коммерческой тайны.
6. Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязательства по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности.
7. Руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне. При этом убытки определяются в соответствии с гражданским законодательством.
8. Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Статья 12. Охрана конфиденциальности информации в рамках гражданско-правовых отношений
1. Отношения между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и его контрагентом в части, касающейся охраны конфиденциальности информации, регулируются законом и договором.
2. В договоре должны быть определены условия охраны конфиденциальности информации, в том числе в случае реорганизации или ликвидации одной из сторон договора в соответствии с гражданским законодательством, а также обязанность контрагента по возмещению убытков при разглашении им этой информации вопреки договору.
3. В случае, если иное не установлено договором между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и контрагентом, контрагент в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно определяет способы защиты информации, составляющей коммерческую тайну, переданной ему по договору.
4. Контрагент обязан незамедлительно сообщить обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, о допущенном контрагентом либо ставшем ему известном факте разглашения или угрозы разглашения, незаконном получении или незаконном использовании информации, составляющей коммерческую тайну, третьими лицами.
5. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, переданной им контрагенту, до окончания срока действия договора не может разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, а также в одностороннем порядке прекращать охрану ее конфиденциальности, если иное не установлено договором.
6. Сторона, не обеспечившая в соответствии с условиями договора охраны конфиденциальности информации, переданной по договору, обязана возместить другой стороне убытки, если иное не предусмотрено договором.
Статья 13. Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении
1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
2. Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.
3. В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть вторая комментируемой статьи устанавливает порядок защиты в федеральных органах государственной охраны сведений, являющихся государственной тайной. Защита государственной тайны регулируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".
Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.
В зависимости от степени секретности сведений, составляющих государственную тайну РФ (от степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений), сведениям, составляющим государственную тайну, могут быть присвоены специальные грифы секретности.
Гриф секретности - реквизит, свидетельствующий о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе. Грифы секретности проставляются на самом носителе, а также в сопроводительной документации на него (например, письме или уведомлении, прилагаемом к документам, содержащим государственную тайну).
В соответствии со ст. 8 Закона "О государственной тайне", в РФ устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности.
В зависимости от степени секретности информации, на носители или в сопроводительной документации проставляется один из следующих грифов: "особой важности", "совершенно секретно" или "секретно".
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, закреплен в ст. 5 Закона "О государственной тайне".
Исходя из специфики деятельности федеральных органов государственной охраны, указанной статьи Закона "О государственной тайне" и информации, используемой федеральными органами государственной охраны для решения поставленных перед ними задач, федеральные органы государственной охраны обязаны обеспечить охрану следующих сведений, являющихся государственной тайной:
1. Сведения и информация, ставшие известными федеральным органам государственной охраны в ходе проведения разведывательных, контрразведывательных и оперативно-розыскных действий. К данным сведениям относятся сведения и информация о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, а также о силах, средствах, источниках, методах и планах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, и данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения.
2. Сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими государственную охрану в проведении разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной деятельности в целях решения задач государственной охраны.
3. Сведения об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения.
4. Сведения о системе специальной связи (президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи), о шифрах, применяемых федеральными органами государственной охраны, а также информации и сведениях в области разработки, изготовления шифров и обеспечения ими; о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты в информационно-аналитических системах специального назначения.
5. О методах и средствах защиты секретной информации, используемой федеральными органами государственной охраны.
Учитывая, что нарушение режима работы со сведениями о федеральных органах государственной охраны или распространение этих сведений могут нанести ущерб безопасности РФ, закон предусматривает ответственность лиц, нарушивших установленные правила. В частности, в соответствии со ст. 26 Закона "О государственной тайне" устанавливает, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Ответственность сотрудников федеральных органов государственной охраны за неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудниками федеральных органов государственной охраны служебных обязанностей, в том числе и за распространение ими информации, ставшей известной в связи с исполнением ими служебных обязанностей, предусмотрена ст. 22 комментируемого Закона.
Уголовная ответственность предусмотрена за совершение таких преступлений, как: государственная измена (ст. 275 УК РФ), шпионаж (ст. 276 УК РФ), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ).
Административная ответственность предусмотрена за совершение следующих административных правонарушений: нарушение правил защиты информации (ст. 13.12 КоАП РФ), разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14 КоАП РФ).
Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении правонарушителем имущественного вреда и восстановлении нарушенного права как в гражданском, так и в административном или арбитражном порядке. Гражданско-правовая ответственность предусматривается за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба.
Дисциплинарная ответственность в виде расторжения договора с работником предусмотрена за такие действия, как разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. "в" п. 6 ст. 81 ТК РФ); полной материальной ответственности - в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 7 ст. 243 ТК РФ). Также, в зависимости от тяжести дисциплинарного проступка в области защиты информации, могут применяться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор (ст. 192 ТК РФ).
С течением времени или вследствие изменения обстоятельств информация о федеральных органах государственной охраны может быть рассекречена в установленном порядке.
Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет.
Закон о гос.тайне (не для ответа, просто для информации)
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной властей (далее - органы государственной власти), местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
(в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ) [оглавление]
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
носители сведений, составляющих государственную тайну - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;
доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, -санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
(абзац введен Федеральным законом от 06.10.97 N 131-ФЗ) [оглавление]
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны. [оглавление]
- «Введение в «Связи с общественностью»
- 1. Исторические и социально-экономические факторы, обусловившие возникновение феномена pr.
- 2. Pr как средство адаптации объекта к внешней среде.
- 3.Управленческая функция pr. Pr как коммуникационный менеджмент.
- 4.Pr как научная дисциплина. Объект и предметная сфера pr.
- 5. Научное и технологическое становление pr в 30-х годах. Вклад э.Бернайза в становление пр. Этапы развития пр.
- 6. Понятие информации как средства и цели субъект – объектного взаимодействия.
- 7. Понятие социальной информации, ее свойства и функции. Социальная информация и социальная практика.
- 8. Предметная область «связи с общественностью».
- 9. Общественное сознание
- 10. Нравственные императивы pr-деятельности.
- Часть I
- Часть III Специальные профессиональные обязанности
- II. Основы теории коммуникации.
- 11.Сущность коммуникации и коммуникационной деятельности.
- 12. Сущность феноменов «массы» и «массового сознания».
- 13. Сущность и структура информационной среды.
- 14.Понятие коммуникативной стратегии и тактики.
- 15.Особенности основных видов коммуникации. Типология коммуникации.
- III. Коммуникативный менеджмент.
- 16. Определение и социальные функции км.
- 18. Понятие репутации и её роль в корпоративном управлении. Репутационный менеджмент.
- «Имидж и репутация в корпоративном управлении»
- 20. Критерии оценки эффективности корпоративной коммуникации.
- 21. Методы сбора информации в сфере км.
- 22. Кризисный менеджмент и принципы коммуникации в экстремальных условиях.
- IV. «Социология массовой коммуникации».
- Понятие социальной коммуникации. Доминанты формирования социальной коммуникации.
- 24. Массовое сознание, его формирование и эволюция.
- 25. Основные виды коммуникаций:
- 26. Коммуникация и общение. Специфика коммуникативной деятельности. Объект, предмет, цели и средства коммуникативной деятельности.
- 27. Системы коммуникации: понятие, уровни, структура.
- 28 Понятие коммуникационного института. Виды.
- 29. Инструментарий исследований социологии массовых коммуникаций.
- 30. Социологический мониторинг хода информационных технологий.
- V. Исследования в со.
- 32. Выборочные исследования в pr.
- 33. Вопросы измерения социальных объектов.
- 34. Опрос как метод сбора информации.
- 35. Особенности стандартизованного интервью. Типология интервью по критериям, способу общения, месту проведения и другим.
- 36. Специфика эксперимента как метода исследования. Его возможности и границы применения.
- 37. Контент анализ как метод изучения документальных источников.
- 38. Фокус-группы, игровые и тестовые методы исследований в pr
- VI. «Технологии в со».
- 39. Основные технологические функции pr.
- 41. Понятие и структура информационно-аналитической деятельности. Предмет и сущность аналитики.
- 43.Понятие информационных технологий.
- 45. Понятие социальных технологий как средств коммуникационного менеджмента
- 46. Классификация социальных технологий
- 48. Критерии выделения «грязных» технологий. Целевая установка субъекта технологии.
- VII. Имиджелогия.
- 49. Определение и сущность имиджа. Место имиджа в структуре социального мира.
- 50. Имиджелогия как система естественных иерархий. О, р и задачи имиджелогии.
- 51. Имидж субъекта: принципы формирования, средства и методы.
- 52.Понятие и структура корпоративного имиджа.
- VIII. Правовые аспекты pr.
- 55. Правовые основы функционирования сми
- Глава I. Общие положения
- 56. Право и доступ журналистов к информации.
- 57. Конфиденциальная информация.
- 58. Охрана государственной, служебной, коммерческой тайны.
- Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
- 59. Сми и правовые основы предвыборной агитации. Формы (методы) проведения предвыборной агитации
- 60.Кодекс профессиональной этики российского журналиста.
- 61. Законодательное регулирование рекламной деятельности в рф и рб
- Глава 1. Общие положения
- 62.Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- 63. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы. (Госконтроль в след.Ответе)
- Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы
- 64.Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы.
- VIIII. Теория и практика рекламы.
- 66.Рекламный процесс и его участники.
- Средства распространения рекламы
- 67.Классификация рекламы.
- 68. Реклама в системе маркетинга.
- 70. Понятие эффекта и эффективности рекламы
- 71. Современные рекламные стратегии
- 73. Понятие рекламного бюджета.
- XI. «Проведение pr кампаний».
- 74.Понятие и виды pr-кампаний. Причины, создающие потребность в проведении pr-кампаний.
- 75. Классификация pr-кампаний по масштабам, географическому признаку, характеру и продолжительности.
- 76. Специфика пр-кампаний в сфере отношений с общественностью и
- 77. Специфика pr-компании в органах государственной власти.
- Специфика субъектного уровня.
- Местный уровень.
- 78. Специфика pr-кампании в области политических и избирательных технологий.
- 79. Основные этапы разработки и реализации pr-кампаний.
- 80. Базовые критерии оценки эффективности pr-кампании.