logo
ответы на экз

48. Критерии выделения «грязных» технологий. Целевая установка субъекта технологии.

«Грязные технологии» - нарицательное название ряда приемов предвыборной борьбы, находящихся на грани или за гранью морали и закона, а также ряда контр-технологий. Истерия вокруг «грязных технологий» раздувается и поддерживается определенными группами, среди которых в первую очередь следует назвать журналистов и самих политиков. Журналистами движет свойственная профессии жажда сенсации и характерная для национального характера страсть к самоуничижению (катастрофичность российского менталитета). Их бесконечные увещевания о «грязных технологиях» и «черном пиаре» должны доказать, что все плохо в стране, власть не справляется с возложенными на нее обязанностями, общество равнодушно к собственным проблемам, а вся остальная журналистская братия продажна до кончиков ногтей. Это такая своеобразная «возвышенная» позиция журналиста-правдоруба. Политиками же движут несколько другие мотивы. Первый из них – страх перед критикой, перед тем, что могут всплыть какие-то нелицеприятные факты политической (и не только) биографии. В данном случае истерия вокруг «грязных технологий» используется как технология. То есть любая критика в адрес политика, любые факты его биографии, способные вызвать общественное осуждение, объявляются «черным пиаром» и «грязными технологиями». А раз против политика применяются «грязные» методы, то сам он вроде бы как «чист».

Если же подходить более взвешенно, то необходимо более четко разобраться в том, какие методы ведения предвыборной агитации морально приемлемы, а какие – нет. То есть следует согласиться с тем, что существуют некоторые методы предвыборной борьбы, не соответствующие массовым представлениям об идеальном (в смысле соответствующем массовым идеалам) обществе. А также существуют методы борьбы, способные поставить под сомнение сам институт выборов, его эффективность («катастрофы выборов»). К первым отнесем критику и всевозможные дискриминационные технологии. При всех их недостатках они выполняют важную функцию санации власти, а «черных пиарщиков» следует назвать санитарами демократии. К «катастрофам выборов» отнесем использование административного ресурса, превратившего наше общество в общество с административно управляемой демократией, а также подкуп избирателей и фальсификации результатов выборов. На самом деле, третий срок губернаторов или избиркомовские игры с отменой регистрации кандидатов лишают институт выборов его сути – волеизъявления народа, ограничения власти одного лица и принципа разграничения полномочий, превращая в ритуал (как это бывает в тоталитарных обществах), чего не способен сделать самый большой ворох «грязных» листовок и публикаций в СМИ. Даже наоборот – критические материалы в адрес кандидатов, компромат и прочее помогают избирателю сделать осознанный выбор, дискуссии и взаимные обвинения – прояснить для избирателей позиции каждого кандидата.

А что касается того утверждения, что выборы в России «как всегда, самые “грязные” в мире», и что по «компромату мы опять впереди планеты всей», то это опять же непрофессиональные заклинания журналистов. Контент-анализ политических публикаций американской прессы накануне президентских выборов показывает, что число публикаций «за» и «против» где-то в пропорции пятьдесят на пятьдесят. То есть, сколько материалов в поддержку каждого из кандидатов, столько же материалов и критикующих позицию каждого из кандидатов. Если же говорить о российских реалиях, то у нас агитация «против» скорее исключение, чем правило, да и объем ее по сравнению с агитацией «за» невелик.

Среди «грязных» методов называются, как правило, технологии, относящиеся к одному из семи следующих видов:

Фальсификации результатов выборов;

Использование административного ресурса;

Подкуп избирателей;

Электоральные провокации;

Дискриминация и компрометация соперников;

Использование «двойников»;

Информационная блокада.

Чёрный PR — использование «чёрных технологий» (обман, фальсификации) для очернения, уничтожения конкурирующей партии, группы и т. д., распространение от её имени оскорбительных или экономически опасных заявлений и др. Иногда достаточно ограничиться публикацией компромата. Словосочетание образовано по аналогии с выражением «чёрная пропаганда». По одной из версий, появилось в русском языке после выхода романа Виктора Пелевина «Generation «П»». На деле, понятие «черный PR» бытовало в России задолго до выхода романа Пелевина (1999 год). В начале 1990-х годов под «черным» PR понималось главным образом публикация «проплаченных» статей, независимо от их направленности («за» или «против»). В отличие от PR «правильного» (понятие «белый» PR, вообще было не в ходу) — то есть осуществляемого более тонкими и легальныим методами.

«Чёрный» PR тех лет вызывал прямые аналогии с «чёрным налом» и «чёрным рынком». Поскольку денежные суммы, передаваемые в издания за публикации, ни в каких официальных финансовых документах не фигурировали, а сами эти публикации позиционировались как собственные, «независимые». По сути дела, с тех пор мало что изменилось, но в связи с «войной компроматов» середины 90-х, понятие «чёрный» наполнилось новым смыслом, который в него вкладывают сегодня.

Собственно термин «грязные технологии» стал широко использоваться в период выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга (1998 г.), однако под это понятие подводятся и известные ранее методы прямого манипулирования поведением избирателей и давления на конкурентов. Понятно, что само определение «грязных избирательных технологий» не является юридическим понятием. К технологиям такого рода относятся как нарушающие букву закона, так и формально не вступающие в противоречие с действующим законодательством. Ряд изменений, внесенных в избирательное и другие сферы законодательства, позволят, по-видимому, более успешно противостоять "грязным технологиям", однако следует иметь в виду, во-первых, постоянную адаптацию методов ведения предвыборной кампании к изменяющимся условиям, в том числе правовым; во-вторых, сложность борьбы исключительно путем внесения изменений в законодательство с некоторыми из "грязных технологий" (напр., "клонирование кандидатов" - поскольку монопольным "правом на фамилию" не может обладать никто). Объектом так называемых "грязных технологий" служат избиратели или кандидаты-конкуренты (с разными целями, например, с тем, чтобы заставить снять кандидатуру). Целью - обеспечение избрания определенного кандидата или недопущения избрания конкурента.

Разновидности «грязных» политических технологий.

«СБОР» ПОДПИСЕЙ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ.

ПОДКУП ИЗБИРАТЕЛЕЙ.

ТЕХНОЛОГИИ ЗАПУГИВАНИЯ.

ОПУБЛИКОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ, КОМПРОМЕТИРУЮЩИХ КАНДИДАТОВ (КОМПРОМАТ)

«КЛОНИРОВАНИЕ» КАНДИДАТОВ

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ.

ДИСКРЕДИТАЦИЯ ОППОНЕНТА ОТ ЕГО ИМЕНИ

ПОВЫШЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ КАНДИДАТА.

ПРАКТИКА "ГРЯЗНЫХ" ТЕХНОЛОГИЙ

Так называемые "грязные" политические технологии связаны, в основном, с проведением выборов депутатов в Госдуму. Представляют они собой различные методы воздействия на политического конкурента на выборах, а также на его электорат для привлечения на свою сторону. Для отвлечения голосов от конкурента используется метод "растаскивания" голосов. Выдвигается один или несколько кандидатов, работающих по "перехвату" потенциальной электоральной базы у этого конкурента. В принципе, использование этого метода - дело вкуса, он более-менее чист, хотя и неприятен в конкуренции. С "растаскиванием" связан другой и метод - выдвижение "двойников", когда специально подбирается кандидат с такой же, как у конкурента, фамилией. Электорат дезориентируется, так как политическая агитация идет в поддержку одной фамилии, а кандидатов два (или еще больше). В данном случае имеет место введение в заблуждение избирателей для рассеивания их голосов между "двойниками". В новом законе о выборах депутатов Госдумы для исключения подобных случаев предусматривается использование псевдонимов для однофамильцев. Для поддержки избирательных кампаний применяются следующие финансовые схемы - "распыление" финансовых потоков. Размер взноса в избирательный фонд кандидата ограничен. Для того, чтобы спонсор мог внести большую сумму в избирательный фонд, он "распыляет" деньги, проводя их взносами "своему" кандидату через дочерние предприятия, подставных лиц и так далее. Для ограничения таких вливаний закон запрещает принимать взносы в избирательные фонды от юридических лиц, зарегистрированных менее чем за год до дня проведения голосования. "Отмывание" денег похоже на "распыление" с тем отличием, что деньги более тщательно проводятся через третьи руки, поскольку происхождение их может быть криминальным. Деньги могут быть "чистыми", но, тем не менее, они тоже нуждаются в "стирке" - речь идет о тех спонсорах, которым законом о выборах запрещено финансировать избирательные кампании. Это иностранные государства и иностранные граждане, российские юридические лица с 30% иностранного участия, органы государственной и муниципальной власти, государственные и муниципальные предприятия, воинские части и учреждения, правоохранительные органы, благотворительные организации, религиозные организации, несовершеннолетние, анонимные доноры. Используется скрытое "теневое" финансирование избирательных кампаний, когда "своему" кандидату занижаются цены, допустим, на типографские услуги, на размещение политической рекламы в частных СМИ. Закон же обязует все СМИ, другие организации предоставлять всем кандидатам равные условия. В избирательных штабах иногда практикуется создание "черной кассы" для финансирования наличными средствами тех или иных избирательных действий, без отражения их в официальной отчетной документации. Поэтому в новом законе о выборах предусмотрено три финансовых отчета, проверкой которых будет заниматься специальный контрольный орган при избиркоме. Для регистрации в качестве кандидатов в депутаты Госдумы претендентам необходимо собрать определенное количество подписей. Бывает, что в подписных листах подписи фальсифицируются, покупаются в ходе поквартирного обхода избирателей. Это значительное нарушение избирательного законодательства, и за него предусматривается административная ответственность. Избиркомы могут не регистрировать кандидатов при выявлении подобных нарушений. Если нарушения будут выявлены при подведении итогов голосования, то результаты выборов могут быть аннулированы. Совсем недавно с выборов в Законодательное Собрание Эвенкийского округа за подобный подкуп избирателей был снят Владимир Шумейко. В проведении агитации используются такие негативные методы, как подкуп избирателей, видимо, исходя из принципа "лучшая агитация - деньги". Наиболее известна так называемая "петля Мавроди", примененная при выдвижения этого уникального "пирамидостроителя" в Госдуму. Его команда покупала у некоторых избирателей чистые избирательные бюллетени, которые выносились из помещения избирательного участка. Сами "мавродиевцы" их заполняли. Потом за бутылку водки или 5 долларов вручали их другим избирателям, чтобы те опустили их в урну для голосования, а свои чистые бюллетени принесли для мавродиевых доброхотов. Процесс повторялся снова и снова. В наши дни за подобное "изобретение" Сергея Мавроди не допустили бы до выборов. В период избирательной кампании кандидатам запрещается любая благотворительная деятельность, а рекламная кампания его, допустим, коммерческого предприятия должна проходить в рамках избирательного фонда. В целях компрометации конкурента применяется такой эффективный метод воздействия, как использование "сарафанного радио", через которое распускаются "грязные" слухи и сплетни, а также публикация "компроматов" в СМИ, в листовках. При выдвижении шоумена Сергея Лисовского в Госдуму по Нижегородской области были расклеены анонимные листовки, в которых он от имени Альбины Листьевой обвинялся в организации убийства ее мужа Влада Листьева. Наказание за клевету обязательно последует, вероятно, могут быть найдены и виновники, однако, результат войны "компроматов" - очень быстрый. Следующая технология - массовые мероприятия с нехорошей окраской. Весной 1998 года при проведении выборов губернатора Красноярского края проводилась демонстрация бомжей с лозунгами в поддержку Александра Лебедя. В Санкт- Петербурге движение "Яблоко" на выборах депутатов в Законодательное Собрание оправдывалось, что не имеет отношения к демонстрации "голубого" секс-меньшинства под "яблочными" лозунгами. Можно продолжать перечисление "грязных" технологий достаточно долго, они охватывают весь спектр избирательных действий. Уже сегодня прогнозируется, что предстоящие выборы депутатов в Госдуму будут чрезвычайно насыщены подобными манипуляциями общественным сознанием. Поэтому очень важно представлять механизм их воздействия и понимать причины, по которым используются те или иные методы. Нужно понимать, к каким последствиям может привести их использование: к созданию напряжения в обществе, социальным конфликтам, в конечном счете, к разрушению доверия к власти.