logo search
ответы на экз

27. Системы коммуникации: понятие, уровни, структура.

Три компонента — информацию, сообщение и понимание не следует интерпретировать ни как функции, ни как акты, ни как горизонты притязаний на значимость (не оспаривая, что все это также является возможной разновидностью их использования). Это не есть также какие-либо кирпичики коммуникации, которые могли бы вести независимое существование и которые должны быть соединены вместе лишь кем-то — кем? субъектом? В гораздо большей степени речь идет о различных селекциях, избирательность которых и область отбора вообще возникают лишь посредством коммуникации. Нет никакой информации вне коммуникации, нет никаких сообщений вне коммуникации, нет никакого понимания вне коммуникации, и причем, это не смысле какой-либо причинности, согласно которой информация должна была бы быть причиной сообщения, а сообщение — причиной понимания, а в смысле круговой взаимной предпосылки.

Система коммуникации является полностью закрытой системой

Потому система коммуникации является полностью закрытой системой, которая сама производит компоненты, из которых она состоит. В этом смысле система коммуникации является аутопойэтической системой, так что все, что выступает для системы в качестве единства, производится и воспроизводится системой. Само собой разумеется, что это может происходить лишь в окружающем мире и в зависимости от его ограничений.

Формулируя несколько конкретнее, это означает, что система коммуникации специфицирует не только свои элементы — то, что в каждом случае является далее неразложимой единицей коммуникации, — но и свои собственные структуры. То, что не осуществляет коммуникацию, не может способствовать этому. Лишь коммуникация может оказать влияние на коммуникацию; лишь коммуникация может осуществить декомпозицию единицы коммуникации (например, проанализировать горизонт селекции информации или поставить вопрос о причинах сообщения); и лишь коммуникация может контролировать и ремонтировать коммуникацию.

Как можно легко видеть, такая практика проведения рефлексивных операций является чрезвычайно расточительным способом, который можно удержать в рамках посредством своеобразия аутопойезиса коммуникации. Не всегда можно обеспечит все более и более точное понимание. Когда-то, и довольно быстро, будет достигнута предельная полезность коммуникации или исчерпано терпение, то есть пределы допустимой нагрузки психического окружающего мира, или вперед выдвинется интерес к другим темам и партнерам.

Коммуникация не имеет никакой цели

Нелегко принять этот тезис кольцевой, аутопойэтической закрытости системы. Следует некоторое время мысленно экспериментировать с ним, чтобы постепенно увидеть, что он дает. То же самое относится ко второму, тесно связанному с ним тезису. Коммуникация не имеет никакой цели, никакой имманентной энтелехии. Она происходит или не происходит — это все, что можно сказать о ней. В этом отношении теория следует не почерку Аристотеля, а скорее теоретическому стилю Спинозы. Само собой разумеется, что внутри систем коммуникации могут возникать эпизоды, ориентированные на цель, поскольку функционирует аутопойэзис, так же, как и сознание может эпизодически ставить цели, без того чтобы это целеполагание было бы целью системы. Любому иному пониманию пришлось бы доказывать, почему система продолжает существовать после достижения своих целей; или следовало бы заявить, что смерть является целью жизни, что звучит не очень ново.

ри коммуникации мы используем различные средства. Они имеют 3 базовые ф-ции: информационную, экспрессивную и прагматическую (способность передавать определенную коммуникативную установку). Все средства при этом несут различную функциональную нагрузку – оценочные высказывания/экспрессивная ф-ция, повелительные/прагматическая, лексемы/информационная. Коммуник-ые средства могут быть по своей природе вербальные, невербальные, синтетические знаки. Всю ком-цию можно представить в виде определенных уровней, на которых каждое из средств по-своему передает инф-цию.

5 уровней коммуникации:

1) семиотический – используются знаки

(Семион – знак, признак. Знак – это материальный или идеальный предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщения. Семиотика – наука которая изучает общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем.

Аспекты семиотики (Лотман):

понимание семиотики как научной дисциплины

понимание семиотики как метода, который проникает в различные гуманитарные дисциплины. Подход определяется не природой самого объекта, а способом анализа. Здесь уже допускается как семиотический, так и несемиотический подход.

Своеобразие научного психологического исследования и склад его познающего сознания.

Типология знаков Ч.Пирса:

У каждого знака две стороны: а) означающее (форма) и б)означаемое (содержание). Типология основана на взаимоотношениях а) и б).

- Иконические знаки (знаки-образы). Отношения между а) и б) - подобие (рисунок человека и сам человек).

-Знаки – инде8ксы, сменность а) и б) (дым является индексом огня)

-Знаки – символы, здесь условная установленная по соглашению связь а) и б) (зеленый крест означает аптеку). Символ имеет общее значение, поэтому обозначает не отдельный предмет, а род предметов).

2) лингвистический или языковой – используются слова и словосочетания (Лингвистический уровень имеет вербальную основу. Основные единицы языка – слова, с их помощью мы представляем информацию.

Характеристики лингвистического уровня:

ком.связанность (концентрируется вокруг определенной темы)

ситуативная обуссловленность

динамичность (тема может видоизменяться)

социальная ориентация на конкретного адресата

неоднородная структурированность

недискретность (сложно определить точные границы)

Речь отличается от языка своей ситуативной привязанностью. Коммуникация реализуется в речевых актах согласно нормам речевой деятельности. )

3) металингвистический или метаязыковой – используются термины. Метаязык – язык второго порядка (научный)

(Металингвистический уровень. Метаязык – язык второго порядка (в науке). Ком.ф-ция реализуется в высказывании, которое является и основной единицей.

Особенности:

ограниченная вариативность, стремление к однозначной интерпретации

доминирование информативной функции

стереотипность речевых актов

социальная ориентированность в первую очередь с т.зр. научной компетенции и проф.ориентации.

более последовательное соблюдение речевой этики, которая принята в научной сфере ком-ций.

Паралингвистический уровень. В узком смысле тут рассматриваются тон голоса, тембр, высота голоса и т.д. В широком смысле – кинетика – совокупность жестов, телодвижений, поз, мимика + графические средства (плакаты, схемы и т.д.). Кинема – единица паралингвистического уровня.

Это наиболее древний способ передачи информации. Так передается около 65% всей инф-ции.

Особенности взаимодействия вербальных и невербальных средств коммуникации.

Семиотическая система создавалась в рамках общества, она характеризует развитие общества.

Виды семиотических систем:

искусство прогностики, т.е. предсказания, приметы.

Мусичесое искусство – музыка, изобразительное искусство, пластика

Практические искусства – дизайн, архитектура, мода

Искусство управления – меры веса, денег, различные ориентиры

Искусство воспитания – обряды, игры, спорт, состязания

Логические искусства – эпос, лирика, бытовая речь, проза, диалог

Язык – самая высокоразвитая. При помощи языка можно описать все другие системы.

Функции семиотических систем:

Передача сообщения, имеющейся инф-ции.

Создание инф-ции (новой)

Память – способность хранить и воспроизодить инф-цию.

Семиотические системы можно назвать мыслящими структурами, потому что они соответствуют ф-циям деятельности человека.

Семиосфера – это синхронное семиотическое пространство, заполняющее границы культуры и являющиеся условием работы отдельных семиотических структур и одним их порождением или результатом.)

4) паралингвистический (рядом, около) – кинемы (жесты, позы и т.д.)

5) синтетический – художественные образы.

Уровень не равен иерархии, не строгая последовательность, свободно взаимодействуют друг с другом.