logo search
teoria_menedzhmenta_otvety

27. Актуальность научных оснований управления

Научные основания в рефлексивном управлении возможны с нашей точки зрения:

·    при исследовании природного в человеке, то есть, при взгляде на рефлексивное управление как на дисциплину, имеющую естественнонаучные основания;

·    при снятии в рефлексивном управлении притязаний на исследование духа - духовность предметом научных исследований быть не может. 

Проблема возможности <человека для самого себя>.

В рефлексивном управлении в связи с тем, что человек строит, анализирует, совершенствует свою собственную деятельность появляется так называемая ситуация <человек для самого себя>, и это влечет определенные трудности. Лев Шестов XE "Шестов, Л" в работе <Дерзновения и покорности> /152, 211-215/, размышляя над древнегреческой заповедью <Познай самого себя>, отмечает парадоксальность нередкой ситуации, когда человека окружающие знают и оценивают точнее, нежели он постигает себя сам. Шестов XE "Шестов, Л" объясняет такое положение тем, что: <Познание себя> осуществляется в исторически сложившихся правилах и масштабах - <познай самого себя>есть правило человеческое. Смысл этого правила в оценке себя по оценке и мерам окружающих. На самом деле природа устроила так, что один человек даже не смеет знать другого. Однако человек, привыкший рассматривать только свое изображение, уже разучился видеть свою <сущность>. И если бы он захотел теперь взглянуть на свое подлинное я, он бы не посмел отважиться даже самому себе рассказать то, что ему открылось. Настоящее ему показалось бы и уродливым, и бессмысленным, и безумно страшным>. Вот поэтому человек и спасается в отчужденном <я>. В предыдущих главах мы показали как проецируется подобная ситуация отчуждения и в область управления. Однако, такое положение можно изменить, если дать человеку собственную <почву> для самооценки, которая поможет ему в этом <уродливом> и <бессмысленном> распознать подлинно человеческое, поможет преодолеть отчуждение. Внешние оценки - это всего лишь ситуации человека, с ними ему следует считаться, но совершенно недопустимо на них опираться.

<Личностное знание> в философии науки М. Полани XE "Полани, Майкл" .

В построении научных оснований рефлексивного управления существенную роль мы отводим концепции <личностного знания> физика и философа науки Майкла Полани XE "Полани, Майкл" . Далее мы отметим основные моменты его философии науки - практически все они оказались актуальными при разработке концепции рефлексивного управления.

Полани XE "Полани, Майкл" /116, 18/: <Прежде всего я отказался от идеала научной беспристрастности. В точных науках этот ложный идеал, пожалуй, не приносит большого вреда. Но в биологии, психологии и социологии его влияние оказывается разрушительным. Я хочу предложить иной идеал знания. ... <Личностное знание>. Может показаться, что эти два слова противоречат друг другу: ведь подлинное знание считается безличным, всеобщим, объективным. Но это кажущееся противоречие разрешается иной трактовкой самого понятия <знание>. К сожалению, <разрушительность идеала научной беспристрастности>, с одной стороны, еще недостаточно осознана, а с другой, уже далеко перешагнула границы самой науки.