39. Рм. Пространство деятельности.
И все же в КРУ обнаруживается место инженерии – это выстраивание стыков субъекта с другими субъектами, деятельность которых примыкает к его собственной. Фактически речь о так называемой рамочной методике (РМ), которая описывает стыки субъектов деятельности предприятия – стык с вышестоящим лицом, стыки с подчиненными лицами (это вертикальные стыки), а также стыки с субъектами своего уровня (горизонтальные стыки). Таким образом РМ задает буквально рамку деятельности конкретного субъекта.
Введение нормативного пространства деятельности При построении пространства деятельности (которое сводится к выбору его координат) необходимо выдержать два свойства: полноты и чистоты (рафинированности) пространства. Полнота пространства деятельности означает то, что каждое актуальное – важное для руководителя – свойство деятельности обязательно «входит» в одну
из координат (систем) описания деятельности. Чистота пространства деятельности означает то, что каждое понятие (свойство) «входит» только в одну систему описания деятельности. Этим достигается независимость систем (координат) описаний деятельности.
Взгляд в любой момент на деятельность через призму пространства позволяет руководителю достичь:
• унифицированности описания элементов деятельности – за счет представления их в единой системе координат;
• полноты элементов и характеристик деятельности, то есть замкнутости и самодостаточности деятельности, которые обеспечиваются единственностью ее пространства;
• интегрированности важнейших понятий деятельности субъекта – также за счет отнесения их к единственному представлению (реализации) его деятельности в этом пространстве.
Основными элементами деятельности, строящейся в пространстве, являются цели и действия. Действие – это часть деятельности, ориентированная на достижение некоторой конкретной цели. Чаще всего действие удобно представлять в дискретном виде, осуществляющимся по событиям. Формально цель, а также другие состояния действия (события) представляют собой точку пространства – совокупность значений базовых характеристик (координат пространства) деятельности, которые должны быть достигнуты (цель) или уже достигнуты (событие) субъектом. Цель действия совпадает с его финальным событием. Если цели и события задаются точками в пространстве деятельности, то действию можно соотнести вектор, направленный из некоторой исходной точки пространства в точку цели
(последнего происшедшего события).
Замечание. Смысл деятельности не может быть аналогично целям описан точкой в пространстве деятельности – это противоречило бы его свойствам бесконечности и неформализуемости (в целом). Что не должно вызывать сомнения в возможности использования пространства деятельности для оценки осуществляемости смысла деятельности – она выполняется через оценку «пройденного пути», достигнутых
результатов, направление движения.
Приведем пример пространства деятельности руководителя предприятия – перечень систем (координат, характеристик) описания его деятельности:
1. Кадровая характеристика.
2. Экономическая характеристика.
3. Характеристика продукции.
4. Коммерческая характеристика.
5. Технологическая характеристика.
6. Организационно-управленческая характеристика.
Подобное перечисление характеристик не может дать исчерпывающее описание сущности предприятия, например, такие характеристики, как корпоративная культура предприятия, политический и экономический контекст в окружении предприятия, непредсказуемые
колебания рынка и подобные обычно не удается предвидеть и задать формально, но они важны, поэтому в форме некоего латентного знания вместе с формально описанными характеристиками они включаются руководителем в целостную картину деятельности
предприятия.
Пространство деятельности позволяет субъекту оценивать свою деятельность в каждом ее моменте и принимать адекватное решение по дальнейшему движению. Таким образом, пространство деятельности становится своеобразным пространственным и временным
представлением деятельности субъекта. Для руководителя пространство деятельности – то самое «шахматное поле», отсутствие которого мы отметили раньше как существенный недостаток традиционно построенного управления. Через выделение в деятельности руководителя понятий цели и действия в ней осуществляется еще два вида декомпозиции – аддитивная декомпозиция и стратификация.
Аддитивная декомпозиция осуществляется заданием нескольких целей (точек в пространстве деятельности), что разбивает текущее осуществление деятельности на выполнение нескольких действий по достижению этих целей. Совокупность текущих действий (целей) дает некую общую текущую картину деятельности (отсюда термин аддитивная – складываемая). Отсутствие у субъекта целей – признак кризиса или, по крайней мере, большого затруднения, означающих невозможность им эффективно осуществлять свою деятельность.
- 1. Предмет и структура дисциплины «Рефлексивное управление»
- 2. Движение к пониманию предмета (спираль понимания)
- 3. Производство (практика).
- 4. Инженерия (проектирование).
- 5. Наука.
- 6. Отчуждение.
- 7. Отсутствие адекватных средств и методов деятельности.
- 8. Достижение целостности.
- 9. Достижение компетентности.
- 10. Отсутствие в прошлом профессионального подхода к управлению.
- 11. Миф об управлении, как о поведенческой деятельности.
- 12. Миф об объекте управления.
- 13. Миф о необходимой широкой эрудированности руководителя.
- 14. Миф о возможности управления человеком.
- 15. Эволюция управления. Что потеряно?
- 16. Возникновение ситуации управления в практике человека.
- 17. Определение управления. Определение рефлексивного управления.
- 18. Власть как форма управления. Ее критика.
- 19. Форма управления специалистами. Ее критика.
- 20. Рефлекивное управление как творение Дела. Творческий характер деятельности субъекта рефлексивного управления.
- 27. Актуальность научных оснований управления
- 28. Как возможны научные основания управления
- 29. Праксеология- наука о деятельности
- 30. Праксеологические явления. Стремление человека к смыслу. Смысл деятельности как праксеологическое явление.
- 31. Праксеологические явления. Стремление человека к упрощению. Пространство деятельности.
- 32. Метрики на координатах пространства деятельности.
- 35. Принципиальная возможность автоматизации деятельности руководителя в концепции рефлексивного управления.
- 36. Концепция рефлексивного управления и традиционное управление.
- 37. Инженерия рефлексивного управления. Понятие артефакта.
- 38. Рм. Понятие проработка деятельности.
- 39. Рм. Пространство деятельности.
- 40. Трудности внедрения концепции рефлексивного управления в практику руководителей.
- 41. Методологическая схема управления как творчества
- 42. Концепция рефлексивного управления.
- 43. Ипостась понимания (исследования) руководителем своего дела
- 44. Ипостась выстраивания (конструирования) руководителем своего дела
- 45.Ипостась осуществления (производство) руководителем своего дела.
- 46.Взаимодействие 3х ипостасей деятельности руководителя.
- 47. Феноменологический метод работы руководителя в управлении как творчестве.
- 48.Фм. Компонент восприятия дела.
- 49. Фм. Компонент выражения дела.
- 50. Фм. Компонент переживания истины в деле.
- 51. Фм. Компонент активности воли в поле проблемы.
- 52. Фм. Работа с материалом в управлении как творчестве.
- 53. Фм. Мышление (порождение идей) в управлении как творчестве. Свойства управленческого мышления.
- 54. Фм. Различение разумных и рассудочных действий.
- 55. Фм. Вербальность и иносказательность выражения.
- 56. Фм. Слово как понятие и как ярлык
- 57. Фм. Ориентир на описание, а не на объяснение.
- 58. Фм. Значение слова- его употребление в Деле.
- 59. Фм. Проблема исчерпывающего выражения.
- 60. Фм. Целостность управленческого действия.