31. Праксеологические явления. Стремление человека к упрощению. Пространство деятельности.
В исследуемом явлении - стремлении человека к простоте, к устранению сложности из возникающих у него ситуаций - мы обнаруживаем в человеческой деятельности понятия и свойства, которые фиксируем в следующем положении.
Субъект деятельности выделяет в явлениях среды некий порядок, упрощая этим (для себя) возникающие ситуации, и эти устремления адекватны предположению о согласии природы физической и природы человеческой[6]:
· субъект абстрагирует (упрощает) в своих представлениях явления окружающего мира: - через рационализацию - сохранение в представлении только понятийно-рациональной стороны явления, что упрощает <работу> с этим явлением (и деятельность субъекта); - через идеализацию - выстраивание некоторой схемы явления, соотнесенной его сущности, что опять же упрощает <работу> с явлением; - через метафору - перенесение (соотнесение) существенных свойств явления на доминирующие свойства некоторого артефакта (искусственного объекта), в результате чего <работа> переносится с явления на артефакт - это может давать положительный эффект в случае недоступности реального объекта (явления) или в случае опасного доступа к нему;
· субъект вводит для объектов среды индивидуальные меры и нормы, которыми он руководствуется в своей деятельности и которые он косвенно распространяет как нормы и на саму деятельность; - задание меры на множестве объектов есть способ соотнесения некоторой количественной характеристики элементам (объектам) множества; - норма (образец) - описание объекта (или процесса), используемое для его повторного производства (воспроизводства);
· в выстраиваемом порядке субъект стремится достичь гармонии - положения, когда порядок зиждется на законах природы (физической и человеческой).
Понятие пространства деятельности. Рассмотренное ранее понятие смысла деятельности - принципиально качественное и неформализуемое (как целое!). Здесь мы вводим соотнесенное смыслу деятельности понятие пространства деятельности, которое как раз обладает нормативными, формализованными, количественными характеристиками. Определение субъектом пространства своей деятельности - это первый шаг к упрощению и одновременно разворачиванию содержания его деятельности. Пространство деятельности появляется у субъекта в результате анализа/синтеза содержания своей деятельности с целью выявления (и одновременно создания) в ней специфических характеристик и направлений.
Основным средством анализа/синтеза деятельности является декомпозиция. Ключевой в построении пространства деятельности является так называемая полисистемная декомпозициядеятельности на отдельные направления - системы. Этот тип декомпозиции существенно пересекается с так называемой многослойной декомпозицией, введенной М. Месаровичем /94, 62/, последний, однако, нагружает многослойную декомпозицию исключительно функцией принятия решений, у нас же этого ограничения нет. Если предположить, что в описании деятельности использовано некоторое множество понятий, то полисистемная декомпозиция деятельности будет состоять в выделении нескольких отдельных систем описаний, каждая из которых использует лишь некоторое подмножество исходного множества понятий деятельности. Система определяет набор характеристик для каждого ракурса видения деятельности. Идеально выполненная полисистемная декомпозиция обладает свойствами полноты и рафинированности (чистоты).
Полнота полисистемного описания означает то, что каждая актуальная характеристика деятельности обязательно входит в одну из систем описания деятельности.
Чистота полисистемного описания означает то, что каждое понятие входит только в одну систему описания деятельности. Этим достигается независимость систем описаний.
Взгляд на деятельность через призму ее пространства позволяет достичь унифицированности и интегрированности основных понятий субъекта деятельности. Заметим, что последнее особенно важно для руководителя - он никогда не имеет дело (не должен иметь) с узкоспециальными понятиями - для него все <окрашено> во всю гамму актуальных характеристик. Если специалист имеет 1-3 характеристики для отдельного используемого им элемента деятельности, то у руководителя их может быть десяток и более. Подобная многомерность отчасти и достигается введением в работу руководителя пространства деятельности.
Пространство деятельности является своеобразным <языковым кодом> субъекта. Пространство деятельности вполне можно себе представить как аналог декартова (математического) пространства - в качестве координат тогда выступают системы описания деятельности (в некотором приведенном виде, некими интегральными оценками). В пространстве деятельности субъект строит свою профессиональную деятельность через задание ее элементам значений координат пространства.
- 1. Предмет и структура дисциплины «Рефлексивное управление»
- 2. Движение к пониманию предмета (спираль понимания)
- 3. Производство (практика).
- 4. Инженерия (проектирование).
- 5. Наука.
- 6. Отчуждение.
- 7. Отсутствие адекватных средств и методов деятельности.
- 8. Достижение целостности.
- 9. Достижение компетентности.
- 10. Отсутствие в прошлом профессионального подхода к управлению.
- 11. Миф об управлении, как о поведенческой деятельности.
- 12. Миф об объекте управления.
- 13. Миф о необходимой широкой эрудированности руководителя.
- 14. Миф о возможности управления человеком.
- 15. Эволюция управления. Что потеряно?
- 16. Возникновение ситуации управления в практике человека.
- 17. Определение управления. Определение рефлексивного управления.
- 18. Власть как форма управления. Ее критика.
- 19. Форма управления специалистами. Ее критика.
- 20. Рефлекивное управление как творение Дела. Творческий характер деятельности субъекта рефлексивного управления.
- 27. Актуальность научных оснований управления
- 28. Как возможны научные основания управления
- 29. Праксеология- наука о деятельности
- 30. Праксеологические явления. Стремление человека к смыслу. Смысл деятельности как праксеологическое явление.
- 31. Праксеологические явления. Стремление человека к упрощению. Пространство деятельности.
- 32. Метрики на координатах пространства деятельности.
- 35. Принципиальная возможность автоматизации деятельности руководителя в концепции рефлексивного управления.
- 36. Концепция рефлексивного управления и традиционное управление.
- 37. Инженерия рефлексивного управления. Понятие артефакта.
- 38. Рм. Понятие проработка деятельности.
- 39. Рм. Пространство деятельности.
- 40. Трудности внедрения концепции рефлексивного управления в практику руководителей.
- 41. Методологическая схема управления как творчества
- 42. Концепция рефлексивного управления.
- 43. Ипостась понимания (исследования) руководителем своего дела
- 44. Ипостась выстраивания (конструирования) руководителем своего дела
- 45.Ипостась осуществления (производство) руководителем своего дела.
- 46.Взаимодействие 3х ипостасей деятельности руководителя.
- 47. Феноменологический метод работы руководителя в управлении как творчестве.
- 48.Фм. Компонент восприятия дела.
- 49. Фм. Компонент выражения дела.
- 50. Фм. Компонент переживания истины в деле.
- 51. Фм. Компонент активности воли в поле проблемы.
- 52. Фм. Работа с материалом в управлении как творчестве.
- 53. Фм. Мышление (порождение идей) в управлении как творчестве. Свойства управленческого мышления.
- 54. Фм. Различение разумных и рассудочных действий.
- 55. Фм. Вербальность и иносказательность выражения.
- 56. Фм. Слово как понятие и как ярлык
- 57. Фм. Ориентир на описание, а не на объяснение.
- 58. Фм. Значение слова- его употребление в Деле.
- 59. Фм. Проблема исчерпывающего выражения.
- 60. Фм. Целостность управленческого действия.