16. Возникновение ситуации управления в практике человека.
Любая профессиональная деятельность требует востребованность.
Если при снятии (удовлетворении) некоторой востребованности за счет деятельности в тех или иных профессиональных областях с необходимостью возникает некоторая специфическая опосредующая деятельность (внепрофессиональная к этим областям), то эту ситуацию мы будем относить к ситуации управления. Возникающая специфическая опосредующая деятельность и есть практика управления. |
В востребованной деятельности (в некотором деле, процессе, предприятии) можно выделить тот компонент, который осуществляется в профессиональных понятиях некоторой области (или нескольких областей) - это так называемая объектная (профессиональная) деятельность (или деятельности), и тот компонент, который составляет собственно управленческую деятельность и осуществляется в абстрактных понятиях.
Объектная деятельность есть лишь то, что захватывается управлением, но само это понятие - объектная/профессиональная деятельность - не содержит сущности управления. Поэтому в качестве предмета управления следует брать не какие-либо профессиональные деятельности, но саму выделенную нами управленческую деятельность. В ее осуществлении и состоит сущность управления, она и есть предмет управления.
Субъект управления- лицо, которое осуществляет управленческую деятельность.
Существенным моментом анализируемой нами ситуации управления является адекватность управленческой деятельности и заявленной востребованности. Востребованности в силу ее порождения человеческой практикой, поэтому бесконечно разнообразной по природе, в принципе не может быть адекватна объектная деятельность - необходимо ограниченная в силу своей профессиональности, даже и при привлечении всего спектра профессий.
То, что в конечном счете <произвольная> (ничем по разнообразию не ограниченная) востребованность человеческой практики удовлетворяется ограниченными возможностями профессиональных деятельностей, осуществляется как раз за счет управления. |
Субъект управления должен строить описание некоторого дела, предприятия - управленческую деятельность. Если субъект управления подходит к решению своих проблем через абстрагирование - через анализ проблемной ситуации (востребованности), раскладывая, расщепляя ее в абстрактных понятиях, то специалист, наоборот, синтезирует свой предмет из априори заданного набора конкретных профессиональных понятий.
Итак, нами выделены два этапа осуществления практики управления: 1) этап построения концептуальной (в абстрактных понятиях) деятельности по удовлетворению некоторой востребованности; 2) этап привлечения объектной деятельности для выстраивания в ней процессов, адекватных абстрактным понятиям управления и косвенно удовлетворяющих исходную востребованность. Практика современного управления наиболее распространена в форме: 1) власть; 2) управление специалистами.
- 1. Предмет и структура дисциплины «Рефлексивное управление»
- 2. Движение к пониманию предмета (спираль понимания)
- 3. Производство (практика).
- 4. Инженерия (проектирование).
- 5. Наука.
- 6. Отчуждение.
- 7. Отсутствие адекватных средств и методов деятельности.
- 8. Достижение целостности.
- 9. Достижение компетентности.
- 10. Отсутствие в прошлом профессионального подхода к управлению.
- 11. Миф об управлении, как о поведенческой деятельности.
- 12. Миф об объекте управления.
- 13. Миф о необходимой широкой эрудированности руководителя.
- 14. Миф о возможности управления человеком.
- 15. Эволюция управления. Что потеряно?
- 16. Возникновение ситуации управления в практике человека.
- 17. Определение управления. Определение рефлексивного управления.
- 18. Власть как форма управления. Ее критика.
- 19. Форма управления специалистами. Ее критика.
- 20. Рефлекивное управление как творение Дела. Творческий характер деятельности субъекта рефлексивного управления.
- 27. Актуальность научных оснований управления
- 28. Как возможны научные основания управления
- 29. Праксеология- наука о деятельности
- 30. Праксеологические явления. Стремление человека к смыслу. Смысл деятельности как праксеологическое явление.
- 31. Праксеологические явления. Стремление человека к упрощению. Пространство деятельности.
- 32. Метрики на координатах пространства деятельности.
- 35. Принципиальная возможность автоматизации деятельности руководителя в концепции рефлексивного управления.
- 36. Концепция рефлексивного управления и традиционное управление.
- 37. Инженерия рефлексивного управления. Понятие артефакта.
- 38. Рм. Понятие проработка деятельности.
- 39. Рм. Пространство деятельности.
- 40. Трудности внедрения концепции рефлексивного управления в практику руководителей.
- 41. Методологическая схема управления как творчества
- 42. Концепция рефлексивного управления.
- 43. Ипостась понимания (исследования) руководителем своего дела
- 44. Ипостась выстраивания (конструирования) руководителем своего дела
- 45.Ипостась осуществления (производство) руководителем своего дела.
- 46.Взаимодействие 3х ипостасей деятельности руководителя.
- 47. Феноменологический метод работы руководителя в управлении как творчестве.
- 48.Фм. Компонент восприятия дела.
- 49. Фм. Компонент выражения дела.
- 50. Фм. Компонент переживания истины в деле.
- 51. Фм. Компонент активности воли в поле проблемы.
- 52. Фм. Работа с материалом в управлении как творчестве.
- 53. Фм. Мышление (порождение идей) в управлении как творчестве. Свойства управленческого мышления.
- 54. Фм. Различение разумных и рассудочных действий.
- 55. Фм. Вербальность и иносказательность выражения.
- 56. Фм. Слово как понятие и как ярлык
- 57. Фм. Ориентир на описание, а не на объяснение.
- 58. Фм. Значение слова- его употребление в Деле.
- 59. Фм. Проблема исчерпывающего выражения.
- 60. Фм. Целостность управленческого действия.