2. Движение к пониманию предмета (спираль понимания)
Что постигается посредством спирали понимания (две интерпретации).
Только «вещь в себе» (суть Дела) субъекту только и открывается в постигнутом понятии, как итоговое, целевое достижение. Всё остальное – обретённый в процессе постижения понятия (и Дела) опыт, наработанные формулы, схемы, представления и т.д. – всё это сопутствующий, безусловно, необходимый и полезный материал, но больше пригодный для дальнейших коммуникационных целей (разъяснительных, документирования, …), нежели представляющий суть Дела. Суть понятия (и Дела) рационально не представима.
С другой стороны (со стороны рациональной интерпретации):
Понятие – это осваиваемая субъектом потенциальная бесконечность признаков, представлений, свойств, явлений, … данного понятия. Понятие так же бесконечно, неисчерпаемо, как и само Дело, в контексте которого оно возникает.
Топологические метафоры в спирали понимания
При появлении значимого – своей новизной и проясняющим моментом – представления осваиваемого понятия происходит ступенчатый сдвиг к центру спирали понимания. Этот графический сдвиг символизирует позитивную подвижку в процессе постижения/проработки понятия.
Возможна полная «вложенность» нового представления понятия в ранее уже достигнутое его понимание, т.е. проясняющего момента такое представление не даёт. Но и в этом случае, когда «сдвига к центру» нет, идёт накопление опыта субъекта, графически символизируемое увеличением площади, покрытой лепестками – за счёт добавления ещё одного лепестка (нового представления). Т.е. работы постижения позитивно продвигается и в этом случае.
Динамика
Со временем приближение к центру, вероятно, будет происходить с замедлением – проясняющие понятие моменты будут обретаться всё труднее, однако, уже в некоторой окрестности точки понимания субъект будет обладать существенной компетентностью, чтобы принимать более-менее адекватные управленческие решения, хотя, конечно, он ещё не будет свободен от ошибок.
В «спирали понимания» возможны также метафоры скорости и величины скачка к центру (в глубину постижения).
- 1. Предмет и структура дисциплины «Рефлексивное управление»
- 2. Движение к пониманию предмета (спираль понимания)
- 3. Производство (практика).
- 4. Инженерия (проектирование).
- 5. Наука.
- 6. Отчуждение.
- 7. Отсутствие адекватных средств и методов деятельности.
- 8. Достижение целостности.
- 9. Достижение компетентности.
- 10. Отсутствие в прошлом профессионального подхода к управлению.
- 11. Миф об управлении, как о поведенческой деятельности.
- 12. Миф об объекте управления.
- 13. Миф о необходимой широкой эрудированности руководителя.
- 14. Миф о возможности управления человеком.
- 15. Эволюция управления. Что потеряно?
- 16. Возникновение ситуации управления в практике человека.
- 17. Определение управления. Определение рефлексивного управления.
- 18. Власть как форма управления. Ее критика.
- 19. Форма управления специалистами. Ее критика.
- 20. Рефлекивное управление как творение Дела. Творческий характер деятельности субъекта рефлексивного управления.
- 27. Актуальность научных оснований управления
- 28. Как возможны научные основания управления
- 29. Праксеология- наука о деятельности
- 30. Праксеологические явления. Стремление человека к смыслу. Смысл деятельности как праксеологическое явление.
- 31. Праксеологические явления. Стремление человека к упрощению. Пространство деятельности.
- 32. Метрики на координатах пространства деятельности.
- 35. Принципиальная возможность автоматизации деятельности руководителя в концепции рефлексивного управления.
- 36. Концепция рефлексивного управления и традиционное управление.
- 37. Инженерия рефлексивного управления. Понятие артефакта.
- 38. Рм. Понятие проработка деятельности.
- 39. Рм. Пространство деятельности.
- 40. Трудности внедрения концепции рефлексивного управления в практику руководителей.
- 41. Методологическая схема управления как творчества
- 42. Концепция рефлексивного управления.
- 43. Ипостась понимания (исследования) руководителем своего дела
- 44. Ипостась выстраивания (конструирования) руководителем своего дела
- 45.Ипостась осуществления (производство) руководителем своего дела.
- 46.Взаимодействие 3х ипостасей деятельности руководителя.
- 47. Феноменологический метод работы руководителя в управлении как творчестве.
- 48.Фм. Компонент восприятия дела.
- 49. Фм. Компонент выражения дела.
- 50. Фм. Компонент переживания истины в деле.
- 51. Фм. Компонент активности воли в поле проблемы.
- 52. Фм. Работа с материалом в управлении как творчестве.
- 53. Фм. Мышление (порождение идей) в управлении как творчестве. Свойства управленческого мышления.
- 54. Фм. Различение разумных и рассудочных действий.
- 55. Фм. Вербальность и иносказательность выражения.
- 56. Фм. Слово как понятие и как ярлык
- 57. Фм. Ориентир на описание, а не на объяснение.
- 58. Фм. Значение слова- его употребление в Деле.
- 59. Фм. Проблема исчерпывающего выражения.
- 60. Фм. Целостность управленческого действия.