19. Форма управления специалистами. Ее критика.
Управление специалистами как форма управления является значительно более разнообразной, нежели власть. Главная особенность этой формы управления состоит в том, что тем абстрактным понятием, на основе которого субъект управления строит свою деятельность, является так называемый специалист. Специалист является профессионально подготовленным в некоторой области. Таким образом, субъект управления разворачивает управленческую деятельность на множестве подчиненных ему специалистов. Практика тем не менее показывает, что этого разнообразия специалистов часто бывает недостаточно.
Все же форма управления специалистами является более «богатой» по сравнению с формой власти, так как у руководителя здесь появляется возможность выстроить свою деятельности как некую «конструкцию» (схему, организацию) на множестве специалистов как «конструктов». В результате этого специалисты оказываются в определенных отношениях друг к другу и деятельность каждого из них приобретает некую «внешнюю» регламентацию – задание этих регламентов и отношений в основном и составляет предмет деятельности субъекта управления.
В форме управления специалистами иногда достигается определенное обогащение абстракции специалист за счет наделения ее так называемыми «человеческими» качествами, которые никакой профессиональной культурой не предполагаются. Именно отсюда появление таких видов работ у субъекта управления по отношению к подчиненным специалистам, как убеждение и принуждение, демонстрация положительного поведения, формирование положительных качеств (воспитание) и т.п.
В отличие от ситуации власти, в форме управления специалистами проблема адекватности заявленной востребованности и разворачиваемой деятельности по ее удовлетворению лежит на самом субъекте управления. Однако, в силу того, что работа субъекта управления здесь сводится, фактически, к владению типовым набором специалистов, из которого он и строит управленческую деятельность, то возможности достижения адекватности здесь ограничены принципиальным отсутствием универсальности такого набора. То есть, такой набор не охвачен некоей целостностью, не составляет класс понятий, элементов. Действительно, руководителю приходится иметь дело с понятиями, относящимися к экономике, маркетингу, технике, финансам, персоналу, производству, юридическим и другим аспектам деятельности. Понятия и процессы соответствующих профессиональных областей несут лишь их (этих областей) исторический и предметный отпечаток и, естественно, совокупность понятий из разных областей никакой априорной целостностью не охвачена, и охвачена быть не может.
Подобно технической практике и некоторым другим областям человеческой практики управлению специалистами свойственно стремление к стандартизации схем и методов своей деятельности.
Принципиальное несовершенство деятельности, создаваемой субъектом управления в форме управления специалистами, влекущее невозможность принимать на практике адекватные решения, часто «компенсируется» привлечением властных полномочий. Ясно сознавая подобную возможность, на практике многие субъекты управления вообще отказываются от организации своей управленческой деятельности и предпочитают иметь дело исключительно с тем уровнем представлений о подчиненных специалистах и их отношениях, который давно уже сложился в культуре (например, работают с типовой структурой предприятия и с типовыми должностными инструкциями). То есть, по сути сводят управление специалистами к властной форме управления.
- 1. Предмет и структура дисциплины «Рефлексивное управление»
- 2. Движение к пониманию предмета (спираль понимания)
- 3. Производство (практика).
- 4. Инженерия (проектирование).
- 5. Наука.
- 6. Отчуждение.
- 7. Отсутствие адекватных средств и методов деятельности.
- 8. Достижение целостности.
- 9. Достижение компетентности.
- 10. Отсутствие в прошлом профессионального подхода к управлению.
- 11. Миф об управлении, как о поведенческой деятельности.
- 12. Миф об объекте управления.
- 13. Миф о необходимой широкой эрудированности руководителя.
- 14. Миф о возможности управления человеком.
- 15. Эволюция управления. Что потеряно?
- 16. Возникновение ситуации управления в практике человека.
- 17. Определение управления. Определение рефлексивного управления.
- 18. Власть как форма управления. Ее критика.
- 19. Форма управления специалистами. Ее критика.
- 20. Рефлекивное управление как творение Дела. Творческий характер деятельности субъекта рефлексивного управления.
- 27. Актуальность научных оснований управления
- 28. Как возможны научные основания управления
- 29. Праксеология- наука о деятельности
- 30. Праксеологические явления. Стремление человека к смыслу. Смысл деятельности как праксеологическое явление.
- 31. Праксеологические явления. Стремление человека к упрощению. Пространство деятельности.
- 32. Метрики на координатах пространства деятельности.
- 35. Принципиальная возможность автоматизации деятельности руководителя в концепции рефлексивного управления.
- 36. Концепция рефлексивного управления и традиционное управление.
- 37. Инженерия рефлексивного управления. Понятие артефакта.
- 38. Рм. Понятие проработка деятельности.
- 39. Рм. Пространство деятельности.
- 40. Трудности внедрения концепции рефлексивного управления в практику руководителей.
- 41. Методологическая схема управления как творчества
- 42. Концепция рефлексивного управления.
- 43. Ипостась понимания (исследования) руководителем своего дела
- 44. Ипостась выстраивания (конструирования) руководителем своего дела
- 45.Ипостась осуществления (производство) руководителем своего дела.
- 46.Взаимодействие 3х ипостасей деятельности руководителя.
- 47. Феноменологический метод работы руководителя в управлении как творчестве.
- 48.Фм. Компонент восприятия дела.
- 49. Фм. Компонент выражения дела.
- 50. Фм. Компонент переживания истины в деле.
- 51. Фм. Компонент активности воли в поле проблемы.
- 52. Фм. Работа с материалом в управлении как творчестве.
- 53. Фм. Мышление (порождение идей) в управлении как творчестве. Свойства управленческого мышления.
- 54. Фм. Различение разумных и рассудочных действий.
- 55. Фм. Вербальность и иносказательность выражения.
- 56. Фм. Слово как понятие и как ярлык
- 57. Фм. Ориентир на описание, а не на объяснение.
- 58. Фм. Значение слова- его употребление в Деле.
- 59. Фм. Проблема исчерпывающего выражения.
- 60. Фм. Целостность управленческого действия.