Понятие социальной коммуникации. Доминанты формирования социальной коммуникации.
В настоящее время сложилась система социально-коммуникационных наук, включающая человековедческие, обществоведческие, биогуманитарные, культуроведческие, технические и обобщающие дисциплины. Это система охватывает как теоретическое, так и прикладное знание.
Благодаря развитию системы социально коммуникационных наук созрели условия для формирования обобщающей метатеории социальной коммуникации, объектом которой являются все виды, уровни, формы, средства и технологии социальной коммуникации в целом, а предметом — знание о социальной коммуникации, полученное частными дисциплинами.
Метатеория социальной коммуникации является межнаучной теорией и выполняет следующие особые функции: трансляционную, стратегическую, терминологическую, практическую, методологическую, общенаучную, мировоззренческую, которые обеспечивают консолидацию и дальнейшее развитие системы социально-коммуникационных наук.
Terra incognita. На рис. 10.1. система социально-коммуникационных наук названа "гипотетической", т.е. не обладающей статусом достоверного и общепринятого знания. Существование различных дисциплин, включающих в свой предмет те или иные коммуникационные проблемы, — факт несомненный. Однако эти дисциплины оторваны друг от друга и их лидеры не осознают общность изучаемого ими объекта, а именно — социальной коммуникации. Возможно ли установление научно-интеграционных связей между ними, которые преобразуют сумму знаний в системное знание? Вопрос остается открытым. Ясно одно, что без формирования обобщающей метатеории такое преобразование не возможно.
Основные определения и модели процесса коммуникации
Социальная коммуникация это:
передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов
процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.
механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).
Модель по Г. Лассуэлу:
В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:
Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение)
Что - сообщение
Как - способ передачи сообщения, канал
Кому - аудитория, которой адресуется сообщение
Зачем - с каким эффектом, эффективность
Какие бывают эффекты:
поведенческий эффект
оценочные (аксиологические) эффекты
эмоциональный эффект - влияние на страсти человека
познавательный (когнитивный) эффект
Виды социальной коммуникации
По характеру аудитории
межличностная (индивидуализированная)
специализированная (групповая)
массовая
По источнику сообщения
официальная (формальная)
неформальная
По каналу передачи
вербальная
невербальная
Виды коммуникации различаются практически по каждому элементу процесса коммуникации.
Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации.
Социальный стереотип
Это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.
Существование стереотипов может быть частью формирующегося "образа врага". В этом случае они могут навязываться искусственно.
Положительное значение стереотипов - помочь ориентироваться в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления.
Отрицательное значение связано с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами; а так же с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.
Существование стереотипов может влиять на формирование общественного мнения.
Общественное мнение
Это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т.е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.
Информационные барьеры
Это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.
Возможные информационные барьеры:
технические
психофизиологические (связаны со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи)
знаковый и смысловой (подразумевает способность распознавать знаки, знать слова и термины спец. языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте)
ситуационный (возникает, когда сообщение неактуально для человека в данной ситуации)
Слухи как пример неформальной коммуникации
Слухи - сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.
Слухи различают по содержанию, по информационному наполнению, по потребностям.
слух-мечта
слух-пугало
слух-разделитель
Факторы распространения слухов
проблемная ситуация, создающая информационную потребность
неудовлетворительность или отсутствие информации; информационная неопределенность
уровень тревожности индивидов
Распространителями и пользователями слухов оказываются высокостатусные группы.
Результаты воздействия слухов (по уровням взаимодействия)
а) индивидуальный уровень
адаптация к среде
дезинтеграция индивида
б) групповой уровень
сплочение
разобщение
в) массовый уровень
изменения общественного мнения и коллективного поведения
Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.
Моделирование коммуникации . Структурные и описательные модели.
Социологические доминанты коммуникации . Виды социологических доминант и их характеристика.
Социологическая доминанта – это соц-но обусловленная и доминирующая хар-ка к-ции, коя нормативно закреплена в речевом этикете и имеет статус категории. Доминанты можно представить в 4 группах: 1) стратификационной,
2) ситуативной, 3) оценочной и 4) функциональной. В 1) группу входят доминанты , обусловл-ые социологич фактором – соц стратиф-ей общества и языка (соц статус коммун-ов, соц дифф-ия, интерация и интерференция). Ко 2 группе относят 4 осн категории – ком-ая роль, комм-ая сфера, комм-ая ситуация и комм-ая установка. 3 (оцен доминанты ) -- явл-ся сопряженными категориями, в комм-ом процессе они проявл-ся одновременно и в совок-ти предст-ют оценочную ориент-ию комм-ов. 4 -- выделение категорий основ-ся на выделении функций соц-ой комм-ции. (3 осн ф-ции: информ-ой, прагматич-ой и экспрессивной; специализир-ые ф-ции (их группы): контактоустанавл-ая, ф-ия самопрезентации, апеллятивная, побудительная, волеизьявит-ая, регул-ая, ритуалн, перформативная).
Ситуативная группа социологических доминант коммуникации . Взаимосвязь и взаимообусловленность ситуативных доминант . Коммуникативное поведение как особая категория социальной коммуникации .
К этой группе относятся четыре основных категории — коммуникативная роль, коммуникативная сфера, коммуникативная ситуация и коммуникативная установка.
1) Коммуникативная роль как социологическая доминанта сопряжена с категорией социального статуса. Её признаки: "лидер -- рядовой". Между ролью и статусом существует двусторонняя связь.
2) Коммуникативная сфера -- социально обусловленная область коммуникативной деятельности ч-ка, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными потребностями — необходимостью сообщить или получить некую информацию. Они связаны с общественной деятельностью людей, в основе коей лежат духовные связи и производственная деятельность разнообразного характера.
Коммуникативная сфера актуализируется в сложной коммуникативной единице -- дискурсе. Особенностью коммуникативной сферы является ее динамичность -- способность многократного изменения тематического поля дискурса в зависимости от мотивированности коммуникантов.
3) Социальная коммуникативная ситуация - совокупность условий, в кои включены субъект и объект социальной деятельности и кои оказывают влияние на эту деятельность. В коммуникативном контексте социальная ситуация может быть уточнена как совокупность социально значимых условий актуализации коммуникации , кои способствуют или ограничивают взаимодействие коммуникантов и их взаимное воздействие. Для социальной ситуации определяющи 3 условия — место коммуникации , временная продолжительность и ориентация коммуникации и участники коммуникации , как непосредственные, так и окружающие, наблюдающие.
4) Коммуникативная установка обусловлена социопрагматическими факторами социальной коммуникации — воздействием на партнера с той или иной целью.
Установка и способ ее актуализации в значительной степени определяются социальной ситуацией. Она может быть выражена эксплицитно, то есть явно, непосредственно при помощи вербальных средств, или имплицитно — неявно, намеком при помощи стереотипного высказывания и невербальных средств.
Коммуникативное поведение -- поведение индивида, направленное на передачу или прием информации посредством различных средств коммуникации.
- «Введение в «Связи с общественностью»
- 1. Исторические и социально-экономические факторы, обусловившие возникновение феномена pr.
- 2. Pr как средство адаптации объекта к внешней среде.
- 3.Управленческая функция pr. Pr как коммуникационный менеджмент.
- 4.Pr как научная дисциплина. Объект и предметная сфера pr.
- 5. Научное и технологическое становление pr в 30-х годах. Вклад э.Бернайза в становление пр. Этапы развития пр.
- 6. Понятие информации как средства и цели субъект – объектного взаимодействия.
- 7. Понятие социальной информации, ее свойства и функции. Социальная информация и социальная практика.
- 8. Предметная область «связи с общественностью».
- 9. Общественное сознание
- 10. Нравственные императивы pr-деятельности.
- Часть I
- Часть III Специальные профессиональные обязанности
- II. Основы теории коммуникации.
- 11.Сущность коммуникации и коммуникационной деятельности.
- 12. Сущность феноменов «массы» и «массового сознания».
- 13. Сущность и структура информационной среды.
- 14.Понятие коммуникативной стратегии и тактики.
- 15.Особенности основных видов коммуникации. Типология коммуникации.
- III. Коммуникативный менеджмент.
- 16. Определение и социальные функции км.
- 18. Понятие репутации и её роль в корпоративном управлении. Репутационный менеджмент.
- «Имидж и репутация в корпоративном управлении»
- 20. Критерии оценки эффективности корпоративной коммуникации.
- 21. Методы сбора информации в сфере км.
- 22. Кризисный менеджмент и принципы коммуникации в экстремальных условиях.
- IV. «Социология массовой коммуникации».
- Понятие социальной коммуникации. Доминанты формирования социальной коммуникации.
- 24. Массовое сознание, его формирование и эволюция.
- 25. Основные виды коммуникаций:
- 26. Коммуникация и общение. Специфика коммуникативной деятельности. Объект, предмет, цели и средства коммуникативной деятельности.
- 27. Системы коммуникации: понятие, уровни, структура.
- 28 Понятие коммуникационного института. Виды.
- 29. Инструментарий исследований социологии массовых коммуникаций.
- 30. Социологический мониторинг хода информационных технологий.
- V. Исследования в со.
- 32. Выборочные исследования в pr.
- 33. Вопросы измерения социальных объектов.
- 34. Опрос как метод сбора информации.
- 35. Особенности стандартизованного интервью. Типология интервью по критериям, способу общения, месту проведения и другим.
- 36. Специфика эксперимента как метода исследования. Его возможности и границы применения.
- 37. Контент анализ как метод изучения документальных источников.
- 38. Фокус-группы, игровые и тестовые методы исследований в pr
- VI. «Технологии в со».
- 39. Основные технологические функции pr.
- 41. Понятие и структура информационно-аналитической деятельности. Предмет и сущность аналитики.
- 43.Понятие информационных технологий.
- 45. Понятие социальных технологий как средств коммуникационного менеджмента
- 46. Классификация социальных технологий
- 48. Критерии выделения «грязных» технологий. Целевая установка субъекта технологии.
- VII. Имиджелогия.
- 49. Определение и сущность имиджа. Место имиджа в структуре социального мира.
- 50. Имиджелогия как система естественных иерархий. О, р и задачи имиджелогии.
- 51. Имидж субъекта: принципы формирования, средства и методы.
- 52.Понятие и структура корпоративного имиджа.
- VIII. Правовые аспекты pr.
- 55. Правовые основы функционирования сми
- Глава I. Общие положения
- 56. Право и доступ журналистов к информации.
- 57. Конфиденциальная информация.
- 58. Охрана государственной, служебной, коммерческой тайны.
- Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
- 59. Сми и правовые основы предвыборной агитации. Формы (методы) проведения предвыборной агитации
- 60.Кодекс профессиональной этики российского журналиста.
- 61. Законодательное регулирование рекламной деятельности в рф и рб
- Глава 1. Общие положения
- 62.Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- 63. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы. (Госконтроль в след.Ответе)
- Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы
- 64.Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы.
- VIIII. Теория и практика рекламы.
- 66.Рекламный процесс и его участники.
- Средства распространения рекламы
- 67.Классификация рекламы.
- 68. Реклама в системе маркетинга.
- 70. Понятие эффекта и эффективности рекламы
- 71. Современные рекламные стратегии
- 73. Понятие рекламного бюджета.
- XI. «Проведение pr кампаний».
- 74.Понятие и виды pr-кампаний. Причины, создающие потребность в проведении pr-кампаний.
- 75. Классификация pr-кампаний по масштабам, географическому признаку, характеру и продолжительности.
- 76. Специфика пр-кампаний в сфере отношений с общественностью и
- 77. Специфика pr-компании в органах государственной власти.
- Специфика субъектного уровня.
- Местный уровень.
- 78. Специфика pr-кампании в области политических и избирательных технологий.
- 79. Основные этапы разработки и реализации pr-кампаний.
- 80. Базовые критерии оценки эффективности pr-кампании.