logo search
экология и иновации в энергетике / 3УМК ОНИИД ЗаО / ГосПрИнРазв 2007 2010

Паспорт

Наименование

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы

(далее – Государственная программа)

Основание для разработки

решение Комиссии по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь (протокол от 8 июня 2006 г. № 05/47пр)

Государственный заказчик – координатор

Государственный комитет по науке и технологиям

Государственные заказчики

Государственный комитет по науке и технологиям, Министерство промышленности, Министерство образования, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство архи-тектуры и строительства, Министерство энергетики, Министерство информации, Министерство лесного хозяйства, Министерство спорта и туризма, Министерство связи и информатизации, Министерство торговли, Министерство культуры, Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство статистики и анализа, Министерство по налогам и сборам, Министерство иностранных дел, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет по стандартизации, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный таможенный комитет, Национальная академия наук Беларуси (далее  НАН Беларуси), Белорусский государственный концерн пищевой промышленности ”Белгоспище-пром“ (далее  концерн ”Белгоспищепром“), Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции (далее  концерн ”Белбиофарм“), Белорусский государственный концерн по нефти и химии (далее  концерн ”Белнефтехим“), Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности (далее  концерн ”Беллегпром“), Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (далее  концерн ”Беллесбумпром“), Белорусский республиканский союз потребительских обществ (далее  Белкоопсоюз), облисполкомы и Минский горисполком, государственное учреждение ”Администрация Парка высоких технологий“

Основные разработчики

Государственный комитет по науке и технологиям, Министерство промышленности, Министерство образования, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство архи-тектуры и строительства, Министерство энергетики, Министерство информации, Министерство лесного хозяйства, Министерство спорта и туризма, Министерство связи и информатизации, Министерство торговли, Министерство культуры, Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство статистики и анализа, Министерство по налогам и сборам, Министерство иностранных дел, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет по стандартизации, Государственный военно-промышленный комитет, концерн ”Белгоспищепром“, концерн ”Белбиофарм“, концерн ”Белнефтехим“, концерн ”Беллегпром“, концерн ”Беллесбумпром“, Белкоопсоюз, НАН Беларуси, облисполкомы и Минский горисполком, государственное учреждение ”Администрация Парка высоких технологий“

Цели

Задачи

создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной экономики Республики Беларусь, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа

построение Национальной инновационной системы Республики Беларусь как эффективной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества

формирование благоприятной для инноваций экономической, правовой и социально-культурной среды

модернизация материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий

достижение качественно нового технологического уклада в отраслях экономики

повышение уровня высокотехнологического экспорта, импортозамещения, экономической и энергетической безопасности

развитие интеллектуального потенциала и творческой активности населения

Срок реализации

2007 – 2010 годы

Основные направления и мероприятия

в области фундаментальных исследований –  углубление знаний о природе, человеке и обществе, качество которых должно соответствовать мировому уровню развития науки, а также потребностям развития экономики и социальной сферы Республики Беларусь по утвержденным приоритетным направлениям

в области прикладных исследований и разрабо- ток  создание передовых технологий и новой конкурентоспособной продукции; развитие программно-целевого метода планирования исследований и разработок с учетом потребностей реального сектора экономики; повышение эффективности выполнения государственных народнохозяйственных, государственных научно-технических программ и инновационных проектов

в производственной сфере – приоритетное внедре-ние инноваций во всех секторах экономики и использование в производстве передовых технологий; стимулирование развития высоко-технологичных производств; инвестирование наиболее перспективных инновационных проектов; повышение инновационной активности и восприимчивости производств; внедрение в производство мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды; усиление инновационных возможностей методами экономического стимулирования отраслевых конструкторских бюро и опытных производств; обеспечение разработки новых импорто-замещающих технологий на основе собственной сырьевой базы и создание условий для технологического обновления производства с использованием отраслевого научно-технического потенциала как связующего звена между фундаментальными, прикладными исследованиями и разработками и реальным сектором экономики

в аграрном секторе  разработка ресурсо- и энерго-сберегающих, экологически безопасных техно-логий, технологических комплексов, сельско-хозяйственных машин и оборудования для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на основе воспроизводства почвенного плодородия, создания новых конкурентоспособных и импорто-замещающих сортов растений, удобрений, пород животных, производства новых продуктов питания

в области охраны и использования объектов интеллектуальной собственности  –  создание эффективной многоуровневой системы охраны интеллектуальной собственности и необходимой инфраструктуры, защита перспективных научно-технических разработок в целях недопущения их утечки за рубеж, формирование действенного механизма стимулирования использования объектов интеллектуальной собственности посредством коммерциализации объектов промышленной собственности, авторского и смежных прав

в области инновационной деятельности  –  ускоренные разработка и освоение наукоемкой продукции и передовых технологий, развитие новых институциональных и организационных форм инновационной деятельности (создание центров конкурентоспособности), развитие научного потенциала в крупных организациях и концернах в целях превращения их в саморазвивающиеся конкурентоспособные фирмы; развитие Парка высоких технологий

в сфере государственного управления наукой и инновациями обоснование долгосрочной стратегии развития научно-инновационной сферы, основанной на использовании эффективных форм интеграции науки, производства и образования; усиление целевой ориентации на решение приоритетных для страны задач; стимулирование перспективных разработок государственного значения и совершенствование механизма их отбора; первоочередная поддержка инновационных проектов, выполняемых в рамках государственных народнохозяйственных и государственных научно-технических программ, направленных на расширение экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение, совершенствование и обновление наиболее эффективных производств, формирование спроса, в удовлетворении которого отечественная наукоемкая продукция играла бы доминирующую роль; проведение эффективной региональной политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности

Исполнители

Государственный комитет по науке и технологиям, Министерство промышленности, Министерство образования, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство архи-тектуры и строительства, Министерство энергетики, Министерство информации, Министерство лесного хозяйства, Министерство спорта и туризма, Министерство связи и информатизации, Министерство торговли, Министерство культуры, Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство статистики и анализа, Министерство по налогам и сборам, Министерство иностранных дел, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет по стандартизации, Государственный военно-промышленный комитет, концерн ”Белгоспищепром“, концерн ”Белбиофарм“, концерн ”Белнефтехим“, концерн ”Беллегпром“, концерн ”Беллесбумпром“, НАН Беларуси, Белкоопсоюз, облисполкомы и Минский горисполком, государственное учреждение ”Администрация Парка высоких технологий“

Источники финансирования

средства республиканского бюджета, собственные средства организаций, инновационных фондов министерств и других органов государственного управления, республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, Белорусского инновационного фонда (далее  Белинфонд), кредитные ресурсы банков, иностранные инвестиции, заемные средства, другие источники в соответствии с законодательством

Ожидаемые результаты от реализации

создание базовых компонентов и институ-циональных структур Национальной инновации-онной системы Республики Беларусь, укрепление связи науки, образования, производства и рынка в инновационном процессе; создание рынка научно-технической продукции; налаживание механизмов коммерциализации нововведений, включая объекты интеллектуальной собственности; усиление инновационной конкуренции и роли инноваций как основного катализатора инвестиций; обеспечение концентрации финан-совых и кадровых ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития отраслей и регионов; удовлетворение спроса реального сектора экономики на инновации

выполнение Государственной, отраслевых, региональных программ инновационного развития на 2007 – 2010 годы, разделов инновационного развития бизнес-планов предприятий обеспечит охват инновационной деятельностью практически 100 процентов предприятий реального сектора экономики

активизация инновационного развития нацио-нальной экономики, концентрация усилий на разработке и внедрении новых конкуренто-способных видов продукции, новейших ресурсо-сберегающих, экологически чистых технологий, эффективных форм организации производства и труда; расширение инфраструктуры инновационной деятельности; увеличение финансовых затрат на исследования и разработки за счет всех источников в 2,5 – 3 раза; достижение увеличения до 18  20 процентов выпуска новой продукции в промышленности, до 70 процентов удельного веса сертифицированной по международным стандартам промышленной продукции

проведение модернизации экономики на основе технологических инноваций в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынков; завершение расширения и реконструкции, реструктуризации важнейших экспортоориентиро-ванных и импортозамещающих производств, а также традиционных жизненно важных объектов национальной экономики на основе внедрения современных технологий и техники; создание новых предприятий и прогрессивных производств по выпуску наукоемкой продукции, которые обеспечивают прирост новой и инновационной продукции, экспорта, импортозамещения, выпуск сертифицированной продукции по международным стандартам, в том числе:

I уровень – новые предприятия и новые важнейшие производства, имеющие определяющее значение для инновационного развития страны, всего по стране – 100, из них:

22 – с внедрением зарубежных технологий;

78 – с внедрением отечественных разработок;

II уровень – новые производства (с освоением новых технологий) на действующих предприятиях, имеющие стратегическое значение для развития отрасли, всего по стране – 386, из них:

68 – с внедрением зарубежных технологий;

318 – с внедрением отечественных разработок;

III уровень – модернизация 609 действующих производств на основе внедрения 888 передовых (новых и высоких) технологий, из них:

96 – с внедрением зарубежных технологий;

792 – с внедрением отечественных разработок.

IV уровень – выполнение отраслевых программ инновационного развития.

V уровень – выполнение региональных (областных и г. Минска) программ инновационного развития.

VI уровень – реализация мероприятий по выполнению инновационных разделов бизнес-планов, программ развития производственных, сельскохозяйственных и других предприятий, организаций.

Предлагаемая шестиуровневая система обеспечит участие в инновационном развитии практически всех предприятий и организаций отраслей экономики и регионов страны, при этом первые три уровня в первую очередь обеспечат выполнение целевых показателей инновационного развития Республики Беларусь.

Степень инновационного развития страны и реализации программных мероприятий характеризуется следующими основными показателями, используемыми в государственной статистической отчетности (приложение 1):

доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности;

доля инновационно активных организаций в общем количестве предприятий промышленности;

доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства;

степень износа активной части основных промышленно-производственных средств на конец года;

доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности;

создание и сертификация систем менеджмента качества по ИСО;

доля затрат на оборудование, инструмент и инвентарь в инвестициях в основной капитал;

численность работников, выполняющих научные исследования и разработки;

увеличение финансовых затрат на исследования и разработки за счет средств республиканского бюджета;

индексы внутренних затрат на исследования и разработки;

внутренние затраты на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте.