29. Праксеология- наука о деятельности
Появление праксеологии было заявлено выходом монографии Т. Котарбинского <Трактат о хорошей работе>. В предисловии к ней Г.Х. Попов пишет : <Какова задача праксеологии? ... Найти общие законы всякой человеческой деятельности и вывести на этой основе наиболее общие правила такой деятельности>. И далее:<Очень важный аспект праксеологии - ее связь с общими моментами абстрактного процесса труда, сформулированными К. Марксом в <Капитале>. Гениальные мысли К. Маркса о всеобщности труда с полным правом можно назвать отправным пунктом праксеологического анализа>.
Правда, сам автор праксеологии оценивал ее задачи более скромно : <Рассуждения, содержащиеся в данной работе, относятся к праксеологии, или общей теории эффективной организации деятельности. Необходимость и возможность разработки такой дисциплины ясны. Ведь рецепты эффективной работы бывают более или менее общими. ... Праксеологи ставят своей целью исследование наиболее широких обобщений технического характера. Речь здесь идет о технике рациональной деятельности как таковой, об указаниях и предостережениях, важных для всякого действия, эффективность которого необходимо повысить>. То есть, у Котарбинского речь идет о технической (инженерной) деятельности, к которой только и приложимы понятия эффективности, <хорошей> работы. К науке подобные понятия отнести нельзя. В то же время инженерное средство в значительной мере оценивается заложенным в него научным основанием.
Естественнонаучная методология нашего подхода к исследованию деятельности существенно отлична от принятой в работе Котарбинского методологии междисциплинарного, преимущественно инженерного исследования. Однако, мы считаем, что наша концепция не выводит нас из области, которая раскрывается понятием праксеологии, но лишь обогащает последнюю еще одним направлением исследований. Отчасти в открытости праксеологии к такому обогащению можно даже видеть предвосхищение Котарбинским будущих новых горизонтов исследований в праксеологии. На это качество открытий в научных исследованиях обращает внимание Полани :<Личностное знание в науке является результатом не выдумки, но открытия и как таковое призвано установить контакт с действительностью. Оно заставляет нас отдаться видению реальности с той страстью, о которой мы можем и не подозревать. Ответственность, которую мы при этом на себя принимаем, нельзя переложить ни на какие критерии верифицируемости и фальсифицируемости. Потому что мы живем в этом знании, как в одеянии из собственной кожи. Таково подлинное чувство объективности. ... Порядок, который обнаруживает ученый, выходит за пределы его понимания; его триумф состоит в предвидении множества следствий своего открытия, которые станут ясными в иные времена, иным поколениям>. Таким образом, свои исследования в определенной степени мы считаем предвосхищенными автором праксеологии. В то же время эти исследования составляют отдельное направление в связи с их методологическим отличием от принятых в праксеологических исследованиях Котарбинского. А также в связи с более узко очерченной предметной областью - это собственная деятельность субъекта, в то время, как Котарбинским предмет деятельности берется очень широко, включая также и коллективную деятельность. Ограничение нами предмета праксеологических исследований осуществлением субъектом собственной деятельности сужает также и разнообразие актуальных для нас областей инженерии и практики управления.
- 1. Предмет и структура дисциплины «Рефлексивное управление»
- 2. Движение к пониманию предмета (спираль понимания)
- 3. Производство (практика).
- 4. Инженерия (проектирование).
- 5. Наука.
- 6. Отчуждение.
- 7. Отсутствие адекватных средств и методов деятельности.
- 8. Достижение целостности.
- 9. Достижение компетентности.
- 10. Отсутствие в прошлом профессионального подхода к управлению.
- 11. Миф об управлении, как о поведенческой деятельности.
- 12. Миф об объекте управления.
- 13. Миф о необходимой широкой эрудированности руководителя.
- 14. Миф о возможности управления человеком.
- 15. Эволюция управления. Что потеряно?
- 16. Возникновение ситуации управления в практике человека.
- 17. Определение управления. Определение рефлексивного управления.
- 18. Власть как форма управления. Ее критика.
- 19. Форма управления специалистами. Ее критика.
- 20. Рефлекивное управление как творение Дела. Творческий характер деятельности субъекта рефлексивного управления.
- 27. Актуальность научных оснований управления
- 28. Как возможны научные основания управления
- 29. Праксеология- наука о деятельности
- 30. Праксеологические явления. Стремление человека к смыслу. Смысл деятельности как праксеологическое явление.
- 31. Праксеологические явления. Стремление человека к упрощению. Пространство деятельности.
- 32. Метрики на координатах пространства деятельности.
- 35. Принципиальная возможность автоматизации деятельности руководителя в концепции рефлексивного управления.
- 36. Концепция рефлексивного управления и традиционное управление.
- 37. Инженерия рефлексивного управления. Понятие артефакта.
- 38. Рм. Понятие проработка деятельности.
- 39. Рм. Пространство деятельности.
- 40. Трудности внедрения концепции рефлексивного управления в практику руководителей.
- 41. Методологическая схема управления как творчества
- 42. Концепция рефлексивного управления.
- 43. Ипостась понимания (исследования) руководителем своего дела
- 44. Ипостась выстраивания (конструирования) руководителем своего дела
- 45.Ипостась осуществления (производство) руководителем своего дела.
- 46.Взаимодействие 3х ипостасей деятельности руководителя.
- 47. Феноменологический метод работы руководителя в управлении как творчестве.
- 48.Фм. Компонент восприятия дела.
- 49. Фм. Компонент выражения дела.
- 50. Фм. Компонент переживания истины в деле.
- 51. Фм. Компонент активности воли в поле проблемы.
- 52. Фм. Работа с материалом в управлении как творчестве.
- 53. Фм. Мышление (порождение идей) в управлении как творчестве. Свойства управленческого мышления.
- 54. Фм. Различение разумных и рассудочных действий.
- 55. Фм. Вербальность и иносказательность выражения.
- 56. Фм. Слово как понятие и как ярлык
- 57. Фм. Ориентир на описание, а не на объяснение.
- 58. Фм. Значение слова- его употребление в Деле.
- 59. Фм. Проблема исчерпывающего выражения.
- 60. Фм. Целостность управленческого действия.